Так много добрых дел. Кому помогает «Красный крест»?

На помощь пострадавшим от тайфуна и наводнения людям. © / Олег Белов / АиФ

Они выезжают в районы Приморья, пострадавшие от очередного наводнения или пожара, в отдалённые села, чтобы обучить жителей навыкам оказания первой помощи, помогают пенсионерам, инвалидам и обездоленным.

   
   

Участвуют в федеральном проекте «Я твой донор», попутно рассказывая молодёжи о преимуществах здорового образа жизни. Приморский «Красный крест» - по-прежнему часть российской и международной организации. Сегодня помочь всем нуждающимся весьма трудно. Традиции меценатства остались в дореволюционной эпохе, рухнула и надежная советская система, где люди могли взносы платить. Выручают президентские гранты и добровольцы, для которых милосердие - один из главных маяков в жизни.

Подробнее о деятельности организации рассказала руководитель приморского отделения «Красного креста» Надежда Ильина.

С миру по нитке

- Надежде Андреевна, что вас связало с «Красным крестом»?

- По специальности я врач-невропатолог, долгое время занималась рефлексотерапией, работала главным врачом профилактория при Приморсклеспроме. В 1998 году, когда предприятие обанкротилось, мне предложили взять хотя бы на год «Красный крест», на то время он остался практические без средств. Когда организацию вывели из долгов, бросать стало жалко, так и отработала 20 лет. Работа сложная из-за отсутствия постоянного финансирования. К сожалению, в Приморском крае благотворительность на низком уровне. При самых больших наводнениях, нам значительно больше помогают спонсоры из Москвы, Красноярска. На местном уровне приходят пожилые люди и несут вещи б/у. К сожалению, мы не имеем права отдавать людям вещи без санитарной обработки, таковы правила.

- По этой причине и детские дома подержанные игрушки и вещи не принимают?

- Считается, что на эти цели они достаточно финансируются государством. Чаще всего в социальные учреждения мы отправляем постельное бельё, посуду, моющие средства, то, что нам доступно. С отдельными компаниями-поставщиками работаем более десяти лет.

   
   

В этом году мы уже посетили несколько районов, которые пострадали от подтоплений в результате тайфунов. Замечу, каждый год страдают одни и те же - Уссурийский, Михайловский, Октябрьский, Дальреченский, Спасский районы. В первую очередь жители нуждаются в стройматериалах - хотя бы сгнивший пол у дома перекрыть. Много затопленных приусадебных участков. Представьте, народ только собрался урожай с огородов снимать, а ливень вдруг всё уничтожил. Зима без заготовок для сельского жителя - катастрофа. Большая нужда в продуктовых наборах, постельных принадлежностях, санитарно-гигиенических средствах. Закупаем для пострадавших бытовую технику. Везём крупы, консервы,  чайники и в пункты временного размещения. Отмечу, что на втором месте после наводнений в нашей работе стоят пожары.

Со времён Крымской войны

- Согласно истории изначально «Красный крест» был нацелен на помощь исключительно в военных действиях…

- В России движение началось в 50-х годах XVIII века, во время Крымской войны. Выдающийся хирург Николай Пирогов обратился к супруге брата царя, княгине Елене Павловне, которая создала отряда сестёр милосердия. Одновременно идея о помощи раненым в боях захватила швейцарского бизнесмена и писателя Анри Дюнана. Иностранцы оказались более решительными. В 1963 году создан Международный комитет «Красного креста», а у нас указ об организации вышел в 1967 году. В Приморье в 1895 году на базе госпиталя Тихоокеанского флота состоялся первый выпуск отряда сестёр милосердия. Сам губернатор Павел Унтербергер принимал в этом участие. Сёстры работали в Русско-японскую войну.

- Когда деятельность «Красного креста» вышла за рамки войны?

- После революции и гражданской войны в молодой стране Советов пришлось бороться с инфекционными заболеваниями, было огромное количество больных, и нужно было строить новые госпитали, роддома. После Великой Отечественной войны «Красный крест» стал работать по многим направлениям.

- Организация процветала?

- В советское время «Красный крест» жил за счёт взносов от предприятий. Раз в год сотрудники сдавали по рублю на марки - ДОСАФ, пожарникам, «Красному кресту». В итоге получалась приличная сумма. В состав нашей организации входила «Служба милосердия», откуда вышли современные центры социального обслуживания. У «Красного креста» были и спасательные отряды. Так, после землетрясения на сахалинском Нефтегорске Сергей Шойгу работал в таком спасательном отряде, а потом они отпочковались в МЧС. Раньше «Красный крест» готовил медсестёр, потом на этой базе возникли медучилища.

- И всё рухнуло?

- Заводы разваливались, люди не получали зарплаты, поступление взносов прекратилось. Не на что стало содержать 120 человек «Службы милосердия». Членство в организации как таковое было утеряно. А бизнес далёк от благотворительности, фонды создают чаще под свои проекты.

- А взаимодействие с международным комитетом?

- Все страны, включая Россию, делают отчисления в комитет. Если глобальные ЧС, такие как Фукусима, Чернобыль, имеются жертвы, то Международный красный крест подключается, оказывая большую помощь. Случилась трагедия в торговом центре «Зимняя вишня», и по линии «Красного креста» собрали более 160 миллионов рублей.

Проекты и гранты

- Как сегодня работает организация?

- Большое подспорье - президентские гранты. В этом году мы участвует в реализации федерального проекта «Я ваш донор». Он призван сформировать концепцию национальной программы развития добровольного безвозмездного донорства. Активно участвовал приморский «Красный крест» и в акциях «Глобального фонда по борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом  и наркоманией. Стараемся оказывать помощь пенсионерам, малоимущим и многодетным семьям.

- Нуждающихся людей сегодня больше, чем в Советском Союзе?

- Да, безработных по-прежнему много, особенно в глубинке это бросается в глаза. В советское время работать было почётно, не было столько бездомных. Сегодня помогаем обездоленным в рамках проекта «Социальный автобус», который едет по городам и сёлам с наступлением холодов. Тесно работаем с краевым центром социального обслуживания населения, гуманитарную помощь отвозим сразу к ним.

- В сентябре отмечается Всемирный день первой помощи. Что делается в этом направлении?

- Ещё один федеральный грант, который мы выиграли, посвящён обучению населения отдалённых районов безопасным навыкам первой помощи. Проблема в том, что до сих пор люди в этом смысл абсолютно безграмотны. Нет необходимых знаний даже на родительском уровне. А заграницей любая домохозяйка или мамочка проходит курсы первой помощи, чтобы детям вовремя помочь. Мы проехали 6 районов Приморья, где проживают малочисленные коренные народы. Не хотят ничего слушать! Тогда сделали упор на старшеклассников, ведь за ними будущее. Думаю, каждому человеку нужно знать, как правильно перевязать рану, к помочь при инсульте или сердечном приступе, отравлении или удушье. Тем более регион по ЧС далеко не последний!

- Раньше политикам было престижно работать с «Красным крестом», а теперь?

- Из последних примеров: при закладке аллеи доноров во Владивостоке нам активно помогли депутаты городской Думы. Начало положено, девять деревьев украшают сквер краевой станции переливания крови. Известные политики также становятся донорами. Но, конечно, больше среди сдающих кровь молодёжи. Сегодня приходили ребята из морского колледжа, подробно расспрашивали об этом. Делаю акцент на здоровом образе жизни, идеях гуманности. Кстати, молодёжь из глубинки больше тянется к добрым делам, потому что такое воспитание. Немаловажную роль играет материальное вознаграждение за восстановление после сдачи крови. А тем, кто получил звание «Почётный донор» за 40 кровоотдач, положена ежегодная выплата.

- С какими ещё организациями сотрудничаете?

- Не теряем контактов с уполномоченным по правам человека: нам пишут родственники заключенных, которых, по их мнению, осудили незаконно. Это вопросы уровня законодательного. Невозможно объять необъятное. Многие обращения передаём в госструктуры.

- Случается, что люди нуждаются, но отказываются от помощи?

- Однажды в глухом селе Кировского района мы навестили бабушку в подтопленном доме. Под столом у неё стоял маленький ржавый холодильник «Саратов» с замком. Мы заходим в дом, говорим, что холодильник в подарок привезли. Она в ответ поразила: «А мой-то ещё работает. Может быть, кому-то намного нужнее? А что я в такой большой ящик буду складывать?» Она благородно отказалась от новейшей техники, хотя её холодильник на ладан дышал. Я часто вспоминаю этот эпизод со слезами на глазах.

ДОСЬЕ

Надежда Андреевна Ильина родилась в Дальнереченском районе Приморского края. Окончила медицинский институт по специальности невропатолог. Работала в медицинских учреждениях Владивостока, главным врачом профилактория. Руководит приморским отделением «Красного креста» с 1998 года. Награждена почётным знаком Приморского края «За заслуги», медалью МЧС «За содружество во имя спасения» и др.

Смотрите также: