Перспективы сотрудничества – огромны

Некоторые отрасли экономики уже невозможно представить без трудолюбивых соседей. © / Олег Белов / Из личного архивa

Генеральный консул республики Узбекистан во Владивостоке Рустам Исмаилов поделился своим видением дальнейшего развития отношений с Приморьем. Откровенно рассказал о существующих проблемах и отметил, что за три года влюбился во Владивосток.

   
   

Также много интересного корреспондент «АиФ-Приморье» узнал о трудовой миграции, процессах интеграции граждан азиатской страны в российское общество и выяснил, почему приморские рыбаки пока не вышли на рынок Узбекистана.

В сфере внимания – треть России

- Генеральное консульство Узбекистана открылось в Приморье более трех лет назад, 1 марта 2019 года. Можно подвести промежуточные итоги Вашей работы?

- Вернусь на три года назад. В 2019 году, благодаря политической воле президентов наших стран – Шавката Мирзиёева и Владимира Путина – в России были открыты дополнительно к двум действовавшим ещё пять генеральных консульств. Теперь они работают в каждом федеральном округе России. Причина расширения присутствия консульских учреждений нашей республики в РФ проста. Для президента нашей страны вопрос помощи гражданам Узбекистана был и остаётся одним из приоритетных в его работе.

Что касается Владивостока, то город был выбран далеко не случайно. Если брать Дальний Восток, то в Приморье работает самое большое количество наших граждан. Кстати, из стран СНГ только Узбекистан представлен в ДФО в формате генерального консульства. Сейчас в консульский округ генконсульства входят все субъекты Дальневосточного округа, кроме Бурятии и Забайкалья. Поэтому я часто говорю, что в моё ведение входит почти треть территории Российской Федерации.

Постепенно работа по защите прав и интересов наших граждан усиливается, приобретает новые формы. Так, около месяца назад было принято решение командировать на Дальний Восток сотрудника представительства агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. Эти сотрудники не исполняют консульские функции. Их главная задача – защита трудовых прав наших граждан, условий их труда. Проведение разъяснительной, профилактической работы среди граждан Узбекистана.  Вопросы соблюдения сторонами трудового законодательства, недопущения участия в конфликтах, массовых акциях и противоправных деяниях.  Хотя, конечно, мы работаем в тесном контакте с нашими гражданами.

В общем за три года мы в Приморье, в целом на Дальнем Востоке, набрали хорошие темпы сотрудничества во всех областях.

   
   

- Повлияла пандемия коронавируса, сегодняшняя экономическая блокада России на работу генерального консульства?

- Естественно, пандемия сказалась на нашей работе. Можно сказать, я только начал знакомиться с округом, налаживать взаимодействие по линии развития торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества, как многие процессы пришлось поставить на паузу. Почти год мы потеряли. Транспортное сообщение между нашими странами, деловые контакты существенно сократились.  Многие граждане Узбекистана, с началом пандемии, когда была неопределённость дальнейшего развития ситуации, покинули Приморье. Но сегодня процессы возобновились. И даже в большем объёме. Восстановлены контакты, и идёт работа по всем направлениям: в сферах образования, торговли, культуры. Да, пока удалось реализовать далеко не всё задуманное, в том числе и в силу сегодняшней ситуации в мире. Но потенциал у сотрудничества Узбекистана и России огромный.

Рост – 253%

- Тогда давайте к конкретным показателям. Чем сейчас можно похвастаться?

- В 2021 году товарооборот между Приморским краем и Узбекистаном составил 1, 114 тыс. долларов. Рост по сравнению с 2020 годом составил 253%. Конечно, 2020 год был годом пандемии. Но до 2019 года, до открытия генерального консульства, цифры вовсе были незначительные. Основную долю в товарном обороте занимает поставка из Узбекистана на местный рынок овощей и фруктов. Кстати, активно развивается экспорт сельхозпродукции Узбекистана и в Якутию. В прошлом году в тот регион завезли 79 тонн овощей и фруктов. За три месяца этого года – уже 20 тонн.

Есть и другие слагаемые в общем объёме. Например, вот уже более 20 лет наш завод по производству автомобилей «УзАвто» ввозит запасные части и комплектующие для работы из республики Корея и Китая через приморский порт Восточный.

Потихоньку я помогаю налаживать мосты и по другим направлениям. В прошлом году в Приморье приезжала делегация Сырдарьинской области республики Узбекистан во главе с заместителем хокима (вице-губернатором). Наши чиновники и бизнесмены изучали местный рынок. Одним из предложений стало строительство теплицы по выращиванию сельхозпродукции в Приморье. Инвестиции в проект Узбекистан готов взять на себя. Также мы готовы предоставить наших специалистов. Предварительно с правительством Приморского края было предложено место под реализацию проекта. Участок в 5 га на территории ТОР «Надеждинский». Сейчас правительство Приморья запросило техническое обоснование проекта, оно находится у них на рассмотрении. Надеюсь, этот пилотный проект будет успешно реализован.

На Дальнем Востоке работает 100-120 тысяч граждан Узбекистана. Треть – в Приморье. Но точной цифры не скажет никто.

Также есть предварительная договоренность об открытии торговых домов. В них Узбекистан может представлять свои товары в Приморском крае, а ваши бизнесмены смогут выйти со своими предложениями на наш рынок.

Поверьте, Узбекистану есть что предложить на российский, приморский, в частности, рынок и помимо сельхозпродукции. Наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире по производству хлопка. Мы на 4-ом месте по выпуску и поставке текстильных товаров отличного качества. Благодаря нашему президенту в республике созданы кластеры полного цикла – от выращивания хлопка до производства конечного продукта.

Кстати, я сам покупал наш текстиль в одном из торговых центров во Владивостоке. Но, конечно, это направление надо еще развивать.

К слову, наш президент Шавкат Мирзиёев и наше правительство сегодня делают акцент именно на активизации межрегиональных связей. Помимо делегации из Сырдарьинской области, в Приморье были с визитом представители Бухарской области. Осенью запланирован приезд еще одной делегации.

Но, повторюсь, сегодня пока идёт процесс налаживания связей. Наш бизнес нащупывает те ниши в Приморье, где ему было бы интересно и выгодно присутствовать. Изучается и формат такого присутствия в Приморье. Будут ли это магазины, полноценные большие торговые дома или другой вариант. Например, постоянно действующие выставки и экспозиции наших товаров и достижений. Это же важный психологический момент. Человека можно сколько угодно уговаривать что-либо купить. Но, пока он сам не попробует, руками не пощупает, выбор будет сделать сложно.

- А какова главная проблема, которая тормозит рост товарооборота между нашими странами?

- Расстояние. Очень большое транспортное плечо между Узбекистаном и Приморьем.  Перевозка одной фуры обходится минимум в 10 тысяч долларов. Едет машина 8-10 суток. Конечно, эти логистические расходы сказываются на конечной цене нашей продукции. Кстати, ввоз товаров из Узбекистана в Россию также облагается НДС 10%. Это тоже ложится в итоговую стоимость.

Есть возможность возить товар не сразу в Приморье, а до Новосибирска, где созданы соответствующие складские мощности. И потом уже по внутрироссийскому тарифу доставлять те же фрукты и овощи в регионы Дальнего Востока.

Другой вариант удешевления доставки – создание распределительного хаба в Приморье. Сейчас по дороге в аэропорт во Владивостоке строится торгово-распределительный центр. На этом складе можно будет делать запас, который будет реализовываться в течение всего года.

- А из Приморья в Узбекистан фуры идут полные? Ведь когда загрузка 100-процентная, то доставка товара минимум в два раза дешевле. Нет порожних рейсов?

- Увы, пока товары из Приморья в Узбекистане редкость. На меня выходили представители многих ваших рыбодобывающих предприятий, в том числе такие крупные компании, как «Доброфлот». Просили помочь в изучении нашего рынка. Но пока что это направление сотрудничества активно не развивается. Дело в том, что в Узбекистане выхода к морю нет. Поэтому наши люди привыкли не к морской, а к речной и озерной рыбе – сом, судак, сазан. Но если у приморских рыбаков осталось желание, будем  помогать им и в дальнейшем.

- Кстати, планируется ли присутствие официальной делегации Узбекистана на ВЭФ с какими-либо проектами?

- На сегодняшний день официального приглашения участвовать от организаторов мы не получили. Хотя, конечно, в частом порядке и я, и представители нашего бизнеса на форуме присутствовать планируют.  Лично мне бы очень хотелось видеть нашу делегацию  на ВЭФ на высоком уровне. Приморье – это очень перспективный регион. Тем более что сегодня президент и правительство России вновь говорят о стратегическом развороте на Восток. А значит, Владивосток будет развиваться и дальше как серьёзный центр бизнеса, транспорта, культуры.

Наше «оружие» - переговоры

- Когда мы говорим о гражданах Узбекистана в России, то всегда возникает вопрос о трудовых мигрантах. Сколько их сегодня в Приморье?

- Количество наших граждан на Дальнем Востоке и, в частности, в Приморье, как я говорил, и стало одной из причин открытия генконсульства во Владивостоке. Точной цифры по мигрантам вам никто не скажет.

Между Узбекистаном и Россией нет и не было визового режима. Любой наш гражданин, при наличии загранпаспорта, может купить билет на самолет и прилететь в Россию. На консульский учёт люди тоже не всегда встают. Это дело добровольное. С другой стороны, не все российские работодатели официально устраивают у себя в компаниях наших граждан.

Так что приблизительно сейчас на Дальнем Востоке трудятся 100-120 тысяч граждан Узбекистана, 30-40 тысяч из них, то есть треть, - в Приморском крае. УВД по Приморскому краю даёт по прошлому году цифру – 24 976. Это те, кто официально встал у них на учёт, получил патент на работу.

- Сейчас с экономикой в России не просто. Наверное, трудовых мигрантов стало меньше?

- Спад был отмечен только в год пандемии. Сейчас количество трудовых мигрантов восстановилось до уровня 2018-19 годов. Так что интерес у наших граждан работать в Приморье сохраняется.

- Вы упомянули, что не все российские компании официально оформляют трудовые отношения с гражданами Узбекистана.

- Это одна из чувствительных тем для нас. Да, еще 5 апреля 2017 года для упорядочения трудовой миграции между нашими странами было подписано соглашение об организованном наборе.  Задача – вывести эти отношения в правовое поле. Но далеко не все российские компании да и наши граждане готовы следовать правилам. Со стороны бизнеса понятно, что, если не работать «в белую», можно экономить на налогах.  А если на той же стройке будет травма или летальный несчастный случай? Работодатель тогда вынужден будет оплачивать и другие издержки. Не все на это идут. Мои соотечественники также выбирают условную зарплату в 30-40 тысяч «в конверте». Иначе им предлагают из той суммы удерживать до 40%. Но в итоге наши люди наши социально не защищены.

Например, когда в 2020 году многий бизнес в России встал на паузу из-за коронавируса, компании начали сокращать издержки, возникли проблемы с выплатой заработанного трудовыми мигрантами. Официально отношения-то оформлены не были. Но мы всё равно подключаемся к решению вопроса. С 2019 года помогли вернуть около 3 млн долларов, не выплаченных нашим гражданам.

- Каким образом?

- Метод нашей работы в этом плане – дружественный. Ведём переговоры, звоним в компании и просим, объясняем ситуацию. Должен сказать, что в 80 процентах случаев этого достаточно. Долги гасят. Если же такой подход не помогает, обращаемся в Правительство Приморского края, другие государственные структуры в России. Самый крайний вариант – заявление в правоохранительные органы.

Важно учить язык

- После вступления в должность вы говорили о желании создать во Владивостоке центр русского языка и адаптационный центр для жителей Узбекистана, чтобы они быстрее привыкали к нашей стране. Проекты удалось реализовать?

-  Узбекистан подписал соглашение с российским Университетом дружбы народов и организацией World Skills Russia по предоставлению услуги по обучению наших граждан русскому языку. Это на бесплатной основе, наше государство гарантирует оплату всем  желающим подобных курсов. Во Владивостоке также в одном из учебных заведений есть такая возможность. Но такой формат оказался не сильно востребован нашими гражданами.

Поэтому сейчас вместе с узбекской диаспорой в Приморье мы налаживаем параллельный процесс. Диаспора выиграла соответствующий грант. А руководство Владивостока выделило диаспоре помещение на улице 40 лет ВЛКСМ. Там и будем учить людей языку. Пока в помещении идёт ремонт. Но, думаю, скоро центр откроется. Не секрет, что многие наши граждане в Приморье едут с семьями, с детьми. Последним особенно сложно, не зная языка, интегрироваться в общество. А ведь детям надо ходить в садик, в школу. Так что работа по изучению русского языка будет продолжена.

Более того, есть задумка со временем на базе этого центра сделать различные кружки, то есть создать полноценный культурный центр. Да и жителям Приморья будет, уверен, интересно посетить наши мероприятия, прикоснуться к нашей богатой культуре, узнать больше об истории и сегодняшнем дне Узбекистана.

Адаптационный центр - это больше прерогатива российских органов местного самоуправления. Это было моё предложение, такая структура действует в Санкт-Петербурге, где я её увидел. Тут можно в одном месте получить весь набор помощи. Оформить  документы, выучить язык, сдать экзамены на российский патент. Да просто получить медицинскую помощь, комнату для временного проживания.

- Кстати, многие жители Узбекистана получают сегодня высшее образование во Владивостоке, в ДВФУ и во ВГУЭС.

- Раньше наших студентов было больше. Но за последние годы в самом Узбекистане открылось 12 филиалов российских вузов, в том числе единственный зарубежный филиал МГИМО работает в нашей стране. Так что теперь нет необходимости ехать в Россию, чтобы получить диплом. Хотя, конечно, студенты Узбекистана есть во Владивостоке. Сегодня 160 человек учится в ДВФУ, еще около 60 – во ВГУЭС.

Чем уникальны Владивосток и Самарканд

- А что происходит в культурных, спортивных сферах сотрудничества?

-  Во-первых, уже принято решение о направлении большой делегации нашей страны на игры «Дети Азии», которые пройдут в июле-августе во Владивостоке. Наши спортсмены также участвуют в других международных соревнованиях, проходящих на Дальнем Востоке. Например, с недавнего боксёрского турнира в Хабаровске наши ребята увезли 4 золота.

В плане культуры у нас тесные связи с Якутией. Их творческий коллектив в 2019 году был на Международном музыкальном фестивале в Самарканде «Шарк тароналари», где занял третье место. Сейчас хотим пригласить на этот фестиваль и приморцев. В планах также концерты наших творческих коллективов по всему Дальнему Востоку.

- Сейчас Владивосток и Ташкент связывает регулярный авиарейс по воскресеньям. Нет желания летать чаще?

-  Скоро дополнительный рейс появится. С августа предполагается выполнять его по четвергам. Дело в том, что на воскресных рейсах в обоих направлениях пустых мест нет. И есть перспектива развития в этой сфере.

Уже сегодня 20-25 процентов мест на борту в Ташкент выкупают российские туристы. У нас сейчас хороший рост в этом плане. Если три-четыре года назад из России в Узбекистан приезжало 200-250 тысяч россиян, то сейчас число туристов из вашей страны достигло более 750 тысяч человек в год. Мы уже обогнали по числу российских туристов традиционного лидера на постсоветском пространстве – Грузию. Плюс у нас активно в последние годы продвигается паломнический туризм по исламским святыням.

Да и просто история Узбекистана очень интересна. Например, многие ли знают, что наш Самарканд – ровесник греческого Парфенона и римского Колизея. Им по три тысячи лет. И это только один пример, а подобных примеров десятки. В общем, нам есть что показать и чем похвастаться.

- А вам самому во Владивостоке какие места нравятся?

- Во Владивосток я просто влюбился. Чем-то напоминает мне Афины, где я работал консулом. Оба города на сопках, рядом с красивой бухтой. Любимые места – остров Русский, набережные Цесаревича и на Эгершельде. Я могу просто сидеть там и смотреть на море. Отдыхаю, перезагружаюсь, пока ребёнок рядом играет. Даже скучаю, если приходится иногда уезжать из Владивостока. Так что надеюсь, еще смогу долго и плодотворно работать на нынешнем посту. И  я приложу все усилия, чтобы отношения Приморья с Узбекистаном во всех областях развивались и крепли.

Кстати

В 2021 году товарооборот между Приморским краем и Узбекистаном составил 1, 114 тыс. долларов. Основное направление – экспорт в наш регион овощей и фруктов из среднеазиатской республики.

Справка

Рустам Исмаилов – генеральный консул республики Узбекистан во Владивостоке.

Родился 5 апреля 1980г.

После окончания вуза работал на различных должностях в МИДе Узбекистана. Был консулом в Афинах (Греция), вторым секретарем (консулом) посольства республики в Великобритании. Владеет русским и английским языками.

Женат, имеет троих детей.