Прошла проверка систем оповещения на случай ЧС. Алгоритм этого мероприятия хорошо известен многим поколениям – в назначенное время раздаётся звук сирены, и каждый человек, где бы он ни был, должен включить радио, телевизор и ждать дальнейших распоряжений.
В связи с событиями в мире, СВО, приморцы к анонсируемым учениям отнеслись серьёзно и дисциплинированно, ожидая сигнала. Но многие сигналов не дождались и не услышали.
А в ответ – тишина
Каноны, по которым работает система гражданской обороны в нашей стране, сложилась во время и после Великой Отечественной войны. Система оповещения считалась одной из лучших в мире. Прошли десятилетия, и постепенно мероприятия, проводящиеся регулярно под эгидой Министерства ГО и ЧС, стали восприниматься как архаика, нечто бесполезное и изжившее себя. Предупреждали больше затем, чтобы население не беспокоилось. Сейчас ситуация такая, что отношение к вопросам ЧС у людей надо менять. Ведь очередной сигнал вполне может быть и не учебным.
В соцсетях люди неделю обсуждали предстоящую проверку систем оповещения и дальнейший алгоритм действий. Выяснилось, что многие не делают различий между сиреной и другими, связанными с возможным ЧС факторами.
– Куда бежать, если будет «воздушная тревога?», – позвонила в редакцию 80-летняя пенсионерка, жительница Владивостока Ольга Николаева.
– Сирены, гудки, другие звуковые сигнальные средства включают при угрозе возникновения или в случае возникновения экстремальной ситуации – аварии, катастрофы, стихийного бедствия, воздушной опасности, угрозы химического, радиоактивного заражения и других опасных явлений, – сообщили в краевом министерстве ГО и ЧС, призвав не сеять панику. – Услышав сигнал, не надо пугаться. Дождитесь разъяснения его причины. Прослушав и поняв информацию, необходимо выполнить все рекомендации.
При этом было отмечено, что в последнее время в муниципалитетах Приморья было обновлено всё необходимое оборудование.
Однако в итоге многие жители Приморья сигнал 8 ноября в 10 утра не услышали. И это касается не только далёких окраин. Так, во Владивостоке сирены «выли» преимущественно в центре города. Уже в пределах улиц Гоголя и Некрасовской, Второй речки, проспекта Столетия все было тихи и спокойно. Никаких машин или людей с громкоговорителями замечено не было. И, кстати, консервативная система не учитывает современные реалии – у многих уже нет ни телевизора, ни радиоточки.
Многие люди, кстати, по этому поводу – отсутствия звука сирены – задавали вопрос – почему? Муниципалитет, как нас заверили, взял список адресов, где не был слышен сигнал, и обещает передать их по нужным инстанциям.
Подвалы бывают разные
Между тем, от Министерства Го и ЧС поступила информация о том, что в крае проводится проверка подвальных помещений, которые с точки зрения гражданской обороны считаются временными укрытиями для населения в случае военной угрозы. Пока о санитарном порядке большинства подвалов, особенно в старых жилых домах и постройках, остаётся лишь мечтать. Мусор, отходы, всюду снующие крысы. В соцсетях с долей черного юмора высказываются – туда не пойдем.
– Подвалы в наших домах в хорошем состоянии, – комментирует председатель ТОС «Патрокл-Сочинская» во Владивостоке Виталий Гречанюк. – У нас всё чисто, сухо, порядок. Но подвалы не оборудованы средствами для размещения граждан, там просто цементно-бетонная стяжка. Пока проверки подвальных помещений не было, равно как и обещанного звука сирены и автомобилей с громкоговорителями 8 ноября.
– Точно знаю, что в Уссурийске была эвакуация в детском саду № 39 – детей завели в подвал. Показали – куда спускаться, – ответил житель города Уссурийска Евгений Прохоров. – Была небольшая паника, потом интерес. Дети же всё воспринимают как игру.
Есть и другой момент. В некоторых новых домах подвальные помещения и цокольные этажи сданы в аренду под центры досуга, спортивные залы и магазины. Там, по понятным причинам, организовать в случае необходимости пребывание большого количества людей не представляется возможным.
Корреспонденты АиФ обратились за разъяснениями с Министерство ГО и ЧС, а также в МЧС России по Приморскому краю с вопросами – кто должен подробно рассказать и объяснить алгоритм действий приморцев в случае опасности? Куда бежать при «воздушной тревоге»? Что в первую очередь делать в случае химического, радиоактивного заражения? Конкретных ответов мы пока не получили.
Восстановлению не подлежит?
Можно ли восстановить систему бомбоубежищ? Это логично, если зашел разговор о необходимости комплексного учета и восстановления объектов, связанных с безопасностью людей, с гражданской обороной.
Вероятно, на это потребуется большая сумма, равная не одному бюджету муниципального образования. Большинство известных убежищ либо заброшены и замусорены, либо также отданы коммерсантам под склады, магазины или в других коммерческих целях.
Так, в мае 2021 года жители дома № 23 по ул. Каплунова пытались даже судиться, добиваясь наведения порядка в бомбоубежище в своём доме. Там поселились крысы и антисоциальный элемент, пугавший соседей, устраивавший пожары и антисанитарию. На официальный запрос Управление Росимущества по Приморью ответило, что ведомство бессильно помочь: на содержание объекта, уборку и вывоз мусора, изготовление и монтаж антивандальных коробок и установку замков нет финансирования.
Немало примеров, когда убежища пытаются уничтожить застройщики.
– Один из разграбленных бункеров был обнаружен на территории бывшего детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка» и «Нептун», где активно ведётся жилая застройка, – поведала общественница Марина Разумова. – Ситуация предана огласке на всех уровнях. Сносить строение побоялись.
– Во Владивостоке объектов гражданской обороны – убежищ, укрытий и противорадиационных защитных сооружений было построено около 200, – рассказал председатель диггерклуба Артур Романенко. – Часть из них утрачена в 90-х и начале двухтысячных, часть функционирует. Создать надежные убежища для всего – то же самое, что построить второй Владивосток, но уже под землёй. Таких затрат не смогла выдержать экономика ни СССР, ни современной России.
При этом информация о наличии, количестве и состоянии пригодности сооружений, предназначенных для защиты населения в случае ЧС, а ещё войны, бомбёжки и радиационного заражения – закрытая, поэтому не разглашается.
– Сегодня нужно проводить реальные учения населения, – делает вывод тренер, автор системы «Русское оздоровительное дыхание», преподаватель по патриотическому воспитанию, служивший в спецназе житель Находки Александр Каплин. – Обстановка в мире того требует, чтобы гражданское население было подготовлено к любому развитию событий. Людей нужно защищать. Просвещать на уровне школ, предприятий, вузов. А иначе всё останется на уровне – завыла сирена, и всем всё по барабану. А проблему куда укрыться нужно срочно решать на местном уровне.
– Есть мнения, что в программу школы стоит вернуть предмет НВП (начальная военная подготовка)? Если в Советские времена каждый школьник мог надеть противогаз, собрать автомат, то сегодня – что требовать от залипших в гаджетах детей?
– Подобная тематика затрагивается на уроках ОБЖ, но преподавательницы-женщины её не всегда вытягивают, – полагает собеседник. – Не стоит вводить лишний предмет, сегодня средняя и старшая школа безмерно перегружена! Нужно усилить работу по патриотическому воспитанию, финансировать общественные организации. Есть много полезных проектов, в частности, от военных, людей грамотных и закалённых. Они могут научить многому и подрастающее поколение, и взрослых людей.
Комментарий власти
Александр Златкин, министр по делам ГОЧС региона:
Мнение эксперта
Александр Коломеец, капитан запаса, председатель Уссурийского отделения ВОО «Боевое братство»: