Почему не все ларьки одинаковые?

Под снос попали множество объектов. © / Олег Белов / АиФ

Можно ли всех стричь под одну гребёнку?

УЛИЧНЫЕ КИОСКИ С ГАЗЕТАМИ, ЦВЕТАМИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ ЧАСТО ВЫРУЧАЮТ ЛЮДЕЙ В МОМЕНТЫ, КОГДА СРОЧНО И НА БЕГУ НУЖНО КУПИТЬ ТОВАР. ОДНАКО, БЕЗ СОМНЕНИЙ, ВСЕ ОНИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ПО ЗАКОНУ. ПЛАТИТЬ НАЛОГИ, ОФИЦИАЛЬНО ТРУДОУСТРАИВАТЬ ЛЮДЕЙ. ДА И ТОВАР РЕАЛИЗУЮТ ВСЕ РАЗНЫЙ. И ТУТ ПРИ НАВЕДЕНИИ ПОРЯДКА ГЛАВНОЕ – УЧЕСТЬ ИНТЕРЕСЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ЦЕПОЧКИ: ГОРОДА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПОКУПАТЕЛЕЙ.

   
   

ЧТО ГЛАСИТ ЗАКОН?

Ещё в 2013 году во Владивостоке была утверждена схема размещения нестационарных торговых точек (НТО). Потом она корректировалась в 2018 году. По ней предприниматель, желающий легализовать свою работу, обращается в Управление экономики администрации Владивостока, где проводят специальные аукционы и выделяют бизнесу земельный участок под аренду.

При этом, если объект расположен за пределами схемы НТО, бизнесмен разрешения не получит. Установленные вне схемы торговые точки считаются незаконными. При этом наличие временного договора не даёт права капитального строительства даже при целевом использовании участка. Для легализации необходимы: договор с городской администрацией с правом капитального строительства, проект планировки территории, проект сооружения, экспертиза, подтверждающая капитальный характер постройки – площадь более 1500 квадратных метров или этажность свыше двух, разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию, регистрация в Росреестре.

Последние три года власти активно стали бороться с незаконными ларьками и киосками. С улиц Владивостока вывезено более 1200 незаконных объектов, в числе которых, кроме гаражей и рекламных конструкций, находятся и торговые точки. В муниципальном учреждении «Содержание городских территорий» краевого центра сообщали, что всего в городе было демонтировано 472 объекта. В этих цифрах учитываются и гаражи, заборы, металлические столбы и прочее.

Такая активность по очистке города от незаконных торговых точек вызвала вал судебных разбирательств. Некоторые ларьки после ликвидации появлялись вновь. Целые рынки, по которым разбирательства доходили аж до Верховного суда (например, вьетнамский на Русской, 2, где хотели построить транспортную развязку), остаются на месте, а никому, кажется, не мешавшие, как на Ульяновской, превращены в неубранные руины, уже несколько лет портящие целый микрорайон.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ПОРЯДОК?

В мае этого года глава Владивостока Константин Шестаков подписал постановление о введении моратория на снос торговых павильонов. Решение было призвано стать мерой поддержки малого и среднего бизнеса в период коронавируса. Такая форма поддержки малого бизнеса. Мораторий касался только объектов, внесённых в схему размещения НТО.

– Мораторий позволит на уровне города разработать и принять обновлённую стратегию развития транзитной торговли. При этом жители города будут «голосовать» за количество объектов в программе – если киоски и павильоны будут востребованы, значит, они необходимы, – подчеркнул президент Лиги торговых предпринимателей Павел Гетман.

   
   

В Управлении экономического развития администрации города обещали сохранить контроль за работой НТО. Включённых в схему предпринимателей будут проверять на соответствие закону, а при нарушениях – давать инструкции и штрафовать. Объект торговли не подлежит субаренде, установленный вид торговли должен соблюдаться, а границы объекта – оставаться неизменными.

– Несанкционированная уличная торговля является прямым нарушением закона. Также она может послужить предпосылкой и для других правонарушений. Нередко реализация товаров происходит в антисанитарных условиях, отсутствует необходимое холодильное оборудование для хранения продуктов, у продавцов отсутствуют условия для соблюдения личной гигиены, отсутствуют и документы на продукцию, подтверждающие её качество и безопасность. Кроме того, купив некачественный товар, потребитель не сможет его вернуть и получить обратно деньги, – отметила начальник общего отдела административно-территориального управления Первореченского района Елена Найденова.

В общем, наведение порядка с киосками и ларьками можно только приветствовать. Но есть два важных момента. Первое – нужна чёткая концепция развития уличной торговли. Естественно, с учётом мнения самих горожан. Они должны сказать, что им нужно, а какие ларьки и киоски только мешают. И второе. Ларьки все разные. В одних торгуют мясом. А другие выполняют, в частности, и важную социальную функцию. Например, торгуют газетами. И вот тут возникает вопрос – нельзя ко всем подходить с одной меркой. Сегодня, например, под удар попала сеть «Владпресса». С учётом нынешних ставок аренды торговать газетами становится невыгодно. А значит, скоро во Владивостоке нельзя будет купить свежую прессу.

ВСЕ ЛИ КИОСКИ ОДИНАКОВЫЕ?

– В конце 2018 года во Владивостоке была введена в действие новая схема размещения НТО, – рассказывает создатель компании «Владпресса» Павел Вишняк. – Но главное, изменилась методика расчёта за размещение НТО для газетно-журнальных киосков. В результате стоимость аренды наших киосков увеличилась более чем в 14 (!) раз. За прошедшее с момента принятия данного решения время стало окончательно понятно: само существование системы распространения печатной продукции под угрозой. Причём не только во Владивостоке, но и в целом в Приморье, поскольку именно на территории краевого центра находятся три четверти киосков, а также вся инфраструктура, связанная с общей логистикой сферы (получение изданий из типографий, сортировка, транспортировка).

Усугубил ситуацию и кризис, связанный с коронавирусом. В системе группы компаний «Владпресса» уже закрылось 44 киоска, что составляет более 20% всей сети. А у самой компании продолжают расти долги перед бюджетом Владивостокского городского округа.

СОДЕРЖАНИЕ ГАЗЕТНОГО КИОСКА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ В 40 РАЗ ВЫШЕ, ЧЕМ В ЛИПЕЦКЕ. И В 33 РАЗА ВЫШЕ, ЧЕМ В ХАБАРОВСКЕ.

При этом по решению главы Владивостока Константина Шестакова «Владпресса» демонтировала часть ларьков в центре города. Тех, которые приносили компании до 50% прибыли.

– Дело в том, что данные киоски стояли в исторической части города, – говорил тогда корреспонденту «АиФ-Приморье» Константин Шестаков. – Прямо на туристических маршрутах. Киоски просто мешали гостям нашего города нормально передвигаться. Да и внешний их вид оставлял желать лучшего. Мы попросили «Владпрессу» убрать эти павильоны. Взамен готовы рассматривать возможность предоставить компании другие места для расположения торговых точек.

Однако вопрос по ставкам аренды для компании, выполняющей социальную функцию, остаётся. Да, ставка у «Владпрессы» ниже, чем у ларька, например, с бижутерией. Но всё равно очень высокая.

– Надо приблизить величину расходов за размещение газетно-журнальных киосков в Приморье к среднероссийской. В настоящее время у нас она на несколько порядков выше, чем в других регионах. Например, в Благовещенске плата за размещение НТО составляет 59,15 руб. за 1 кв. м, в Хабаровске от 33 до 200 руб. за 1 кв. м. А, например, в Липецкой области плата за размещение НТО по реализации печатной продукции составляет 12 руб. за 1 кв. м и зафиксирована на 10 лет. Во Владивостоке же стоимость 1 кв. м составляет от 300 руб. на окраинах города до 470 руб. за 1 кв. м. по гостевому маршруту, – продолжает Павел Вишняк.

В настоящий момент «Владпресса» обратилась с письмом к главе Правительства Приморского края Вере Щербине, главе Владивостока Константину Шестакову с просьбой войти в положение и помочь сохранить уникальную торговую сеть. Ведь в краевом центре, кроме этой компании, никто больше в розницу газетами не торгует. Есть небольшие продажи в отделениях связи. Но Почта РФ не сильно мотивирована на этот вид деятельности. Поэтому найти там свежую газету проблематично. Часто на почтамтах даже не распечатывают пачки свежих газет. И, соответственно, не продают их.

Также «Владпресса» работает уже почти 30 лет. Пережила кризисы 1998 и 2014 года. Но сейчас сети надо помочь. Если, конечно, государство ещё хочет доносить до граждан проверенную и точную информацию через печатные СМИ. А не заставлять людей читать сообщения сомнительного содержания в социальных сетях.

Есть и другой вариант. Создать вместо «Владпрессы» альтернативную систему распространения печатных СМИ в крае. Возможно, в форме соответствующего государственного учреждения, подведомственного Правительству Приморского края. Но найдутся ли в бюджете для этого деньги? Может, не стоит ломать то, что работает годами. Не стоит лишать людей возможности купить утром по пути на работу свежую газету.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Александр Брик, председатель Думы г. Владивостока:

 

– К нам поступило обращение от «Владпрессы». Будем разбираться. Лично моё мнение – такие киоски нужны и важны. Это важная социальная функция – давать людям посредством работающих по закону печатных СМИ объективную картину действительности. Печатные СМИ и их распространение нуждаются в поддержке. Будем брать вопрос на контроль. Думаю, к ситуации подключатся издатели, Союз журналистов, общественный совет Приморского края по информационной политике.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Павел Гетман, Президент Лиги торговых предпринимателей:

 

– Мораторий на снос важен. И важно сделать чёткую программу развития уличной торговли. До недавнего времени во Владивостоке проводился курс на уменьшение числа нестационарных торговых объектов, фактически на уничтожение этой сферы, что противоречило стратегическим целям, поставленным правительством России. Малый бизнес очень важен для города: это рабочие места, налоги, плата в бюджет за торговое место, возможность самозанятости граждан. Кроме того, широкая торговая сеть может способствовать развитию мелкооптового производства. Ведь не секрет, что супермаркеты неохотно берут, скажем, продукцию фермеров и мелких производителей.