Дожди, пролившиеся в Приморье в середине июля, снова стали проблемой. Затопило северные районы – Ольгинский, Дальнереченский, Тернейский и ряд других. Вода переполнила реки, размыла дороги и вызвала сели. Удивительно, но это случилось, несмотря на полную готовность дорожников, МЧС и органов власти.
Большая вода
Лето в Приморье – это всегда большая вода. В первое же лето непогода смыла все хозяйства первых поселенцев. С тех пор катастрофы повторяются каждый год.
Непогода нынешнего июля – это не тайфун. Синоптики говорят – обычные дожди. Просто сильные. За несколько часов в отдельных местах выпало до 300 миллиметров осадков. То есть воды налило сильно выше щиколотки. Почти до колена взрослого человека.
В соответствии с законами природы жидкость течёт вниз. Со склонов сопок в долины, где обычно прокладывают автомобильные дороги, и далее – по руслам ручьёв в реки, на берегах которых люди строят поселения. Вода, выпавшая на тысячах гектаров общей площади, собралась в узких местах, вызвала подъём уровня рек и хлынула через берега, упёрлась в опоры мостов и кое-где снесла их вместе с дорожным покрытием. Берега местами представляют собой насыпи, через которые вода начала переливаться, размывая асфальтовый слой и собственно конструкцию дорог.
Режим ЧС был объявлен губернатором 16 июля. «В связи со смещением активного циклона, ухудшением паводковой обстановки на реках, протекающих на территории Дальнегорского, Лазовского, Тернейского и Ольгинского округов и приведших к подтоплению жилых домов, приусадебных участков и повреждению дорожного полотна», – говорилось в решении. В зону ЧП попали Дальнегорский городской округ, Лазовский, Тернейский, Ольгинский муниципальные округа.
Спустя 10 дней последствия непогоды всё ещё устраняли. Режим ЧС межмуниципального характера распространился в границах Дальнегорского и Уссурийского городских округов, и накрыл Кавалеровский, Лазовский, Тернейский, Ольгинский, Чугуевский муниципальные округа, Партизанский и Михайловский районы, то есть сместился на юг региона. Там тоже выпали сильные осадки, и вниз по течению рек докатилась вода, выпавшая в верховьях неделю назад.
Региональная система предупреждения чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предупреждение о погодных явлениях получила и силы и средства сосредоточила заблаговременно. Приморцы получили тревожные СМС, когда ещё дожди только начинались. Предупреждения разослали и муниципальным властям. Но предупреждения сформулированы крайне общо: «В КРАЕ ОЖИДАЕТСЯ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ 50 ММ И БОЛЕЕ. ВЫХОД В МОРЕ ОПАСЕН. РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПОКИНУТЬ МЕСТА ОТДЫХА». Точно такие же сообщения получили 14 июля и жители Тимофеевки. Через пару часов, ночью, их дома накроет селевым потоком, погибнет 2-летний ребёнок. Других предупреждений, говорят жители, не было. Да и можно ли спрогнозировать такие ЧП с локальным накоплением влаги?
Обыденность
Середина и вторая половина лета в Приморье – сезон тайфунов. С 1950-х годов, согласно летописям Приморгидромета, их число перевалило за две сотни. Минимум один накрывает регион каждый год. Бывает – больше трёх. Поимённо с 1994 года известны: Ирвинг, Джуди, Робин, Мелисса, Баньян, Маца, Наби, Ву-Конг, Сан-Сан, Краван, Лупит, Талас, Болавен, Санба, Халонг, Чан-хом, Гони, Эмма, Лайонрок, Немтеун, Нору, Джеби, Линлин и в 2020 году – Майсак. Всего 24.
Но отсутствия осадков главный синоптик Приморья не обещал.
Интересно, что июльские осадки не сопровождались сильным ветром, что характерно для тропических вихрей. В прошлый раз тайфун Майсак срывал крыши и рекламные конструкции, рвал провода и даже переворачивал автомобили. Хотя и в этот раз деревья падали на провода, лишая электричества и связи целые посёлки. Но могло быть хуже.
В своей деятельности система предупреждения чрезвычайных ситуаций руководствуется прогнозами Министерства природы, а именно его подразделением – Росгидрометом, который совместно с геофизической службой РАН и Минкомсвязи предупреждает также цунами. На основании их прогнозов и рассылаются предупреждения о возможных чрезвычайных ситуациях.
Кроме них существуют ещё чуть ли не десятки служб, предсказывающих погоду, от Gismeteo и RP5 до чуть ли не любительских – вроде метеорологического портала «Маглипогода» Руслана Юрковского. Он, к примеру, предсказывает погоду на основе данных спутникового мониторинга и богатого личного опыта. Временами получается точнее компьютерных прогнозов.
Примгидромет руководствуется, кроме многолетнего опыта, данными со спутников, данными с метеолокаторов, оценивающих глубину облачности и насыщенности её влагой, а также сетью станций метеонаблюдения.
– В нашем распоряжении порядка 12 моделей синоптических ситуаций на выбор, которые закладываются в расчёт прогноза, – рассказал руководитель Примгидромета Борис Кубай. – Эти модели намного лучше, но тоже не застрахованы от погрешностей. Использование только данных со спутников позволяет анализировать поведение погодных явлений с точностью до данного момента – момента наблюдения. Да, можно экстраполировать по анализу движения облачности, куда она пойдёт в дальнейшем, но конкретно завтрашних спутниковых снимков сегодня нет, и предсказать изменение погоды невозможно. Это всего лишь диагноз того, что происходило вчера.
Дальнейшие действия предпринимают опытные синоптики, причём часто – коллективно, руководствуясь этими данными и собственным опытом.
Точность до лаптя
Для рядового обывателя – разница между системами и службами погоды незначительная. И по большому счёту, кому верить – личное дело каждого.
Дело в том, что, если обычным гражданам, чтобы планировать свои личные мероприятия, достаточно знать – будет ли дождь и ветер, то руководителям региона, муниципалитетов и предприятий точность нужна гораздо большая: если ветер, то какой силы, если дожди – то количество осадков в миллиметрах. Всё это на случай необходимости повышать уровень готовности ремонтных и экстренных служб, коммунальщиков и других. В сельском хозяйстве это тоже критично – ждать урона урожаю или проводить какие-то работы – полностью зависит от погоды. Отправлять технику на сенокос, например, или на внесение удобрений, или не гонять без особого смысла.
– Сегодня я синоптикам доверяю больше, чем сорок лет назад, – говорит старший научный сотрудник приморской плодоовощной подопытной станции «Суражевка» Александр Корнилов. – В сельхозработах без прогнозов никуда. Так, за 8 часов до дождя вносить на поля удобрения нельзя. Они нормально предсказывают, в миллиметрах дождей иногда ошибаются.
Кроме того погода, каким бы точным не был прогноз, меняется. На это влияют тысячи факторов. Поэтому браться за точный прогноз синоптики ни в одной стране не берутся. Через несколько дней в любой прогноз неизбежно будут внесены коррективы.
Со временем точность увеличивается, но растут и запросы потребителей прогнозов.
– Есть множество источников прогноза погоды, и меня они устраивают, – рассказала туроператор Елена Захарова. – И, согласитесь, гораздо полезнее предупреждать о тайфуне заранее. Насколько сложно создать 100%-й прогноз в Приморье, где за каждой сопкой своя погода. Где во Владивостоке дождь идёт, а в Ливадии нет, для каждой бухты невозможно спрогнозировать.
При этом нельзя снимать со счетов вопрос банального хайпа. Синоптики и «синоптики», а также представители блогосферы стараются выкрикнуть свои предупреждения пораньше и погромче. Чем больше ужаса в заголовках, тем больше их читают. А как точно сбываются эти прогнозы – дело десятое. Это же погода, ей не прикажешь. Она такая – ветреная и изменчивая вся.
После схода селя в Тимофеевке прокуратура возбудила уголовное дело. Спрогнозировать его исход проще, чем погодные катаклизмы.
Комментарий власти
Олег Кожемяко, губернатор Приморского края:
Мнение эксперта
Сергей Спивак, заместитель начальника ЦУКС ГУ МЧС России:
Но, к примеру, среди отдыхающих на пляжах много приезжих из других регионов – которые не заинтересованы в том, чтобы прерывать отдых и покидать выбранные места.
Если бы были более серьёзные меры административной ответственности за игнорирование предупреждений, ощутимые материально, эффекта от предупреждений было бы значительно больше, а последствий, в том числе трагических – значительно меньше.
Аналогично рыбаки зимой, игнорируя все предупреждения, выходят на лёд и их приходится эвакуировать с льдин в открытом море в том числе при помощи воздушных судов - вертолётов, стоимость работы которых в сотни и даже тысячи раз выше налагаемых на нарушителей штрафов. Затраты в данном случае ложатся на государство.