Изменения на дорогах приморской столицы последних лет можно назвать революционными. Движением всё больше управляют не люди, а цифровые системы.
О том, как умные светофоры учатся у трафика, зачем на дорогах новые камеры и почему безопасность пешехода важнее скорости автомобиля, рассказал директор МКУ «Центр организации дорожного движения Владивостока» Павел Васильев.
В режиме онлайн
vl.aif.ru: Чем занимается Центр организации дорожного движения?
Павел Васильев: Центр организации дорожного движения, естественно, в первую очередь занимается организацией дорожного движения, управлением светофорами и всем, что связано с движением транспорта и пешеходов. Большой блок занимает проектирование новых дорог, переустройство перекрёстков, разработка проектов, которые могли бы улучшить движение на определённых улицах, сделать его более понятным для пешеходов и для автолюбителей. Также с этого года мы приступили к реализации проектов по оснащению камерами фотовидеофиксации для фиксирования нарушений правил дорожного движения. Эту практику мы будем продолжать и в следующем году.
– Как устроена умная цифровая система во Владивостоке и как она улучшилась за этот год?
– Основные составляющие нашей центральной системы – это автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), которая позволяет удалённо управлять практически всеми светофорами города. Вторая ключевая часть – камеры видеонаблюдения на перекрёстках и магистралях. Они дают нам картину в режиме онлайн и позволяют оперативно вмешиваться в ситуацию, если где-то возникает затор или другая проблема.
– Кто принимает решение, как именно вмешиваться в работу светофоров, чтобы разгрузить потоки?
– Система интеллектуальная и при наличии детекторов может принимать некоторые решения сама. Но окончательное управление – за оператором на пульте. Он видит на мониторах ситуацию в реальном времени и может в ручном режиме добавить «зелёного» времени на нужном направлении или, наоборот, разгрузить перегруженный перекрёсток. Такие точечные вмешательства чаще всего нужны в утренний и вечерний час пик.
– А если камер не хватает для анализа? Как ещё вы мониторите обстановку?
– Камеры – основной, но не единственный инструмент. Если на каком-то участке систематически возникают проблемы, мы проводим натурное обследование: специалисты выезжают на место, замеряют потоки, анализируют поведение водителей и пешеходов. Уже на основе этих данных в офисе принимаются решения об оптимизации движения или изменениях в организации.
Первые результаты
– Какие проекты по организации дорожного движения планируется завершить до конца этого года?
– Главный проект этого года – совместная с управлением дорог реконструкция перекрёстка Второй Речки (Столетие/Русская). Сейчас идут строительные работы, которые ведёт управление дорог. Наша задача – доставить и подключить к АСУДД современный контроллер на 96 каналов. Это эксклюзивное для Дальнего Востока решение. Он позволит связать в единую сеть не только этот перекрёсток, но и светофоры на прилегающих улицах Давыдова, Кутузова и где находится ТЦ «Европейский». Это создаст умную, согласованную систему для целого района.
– Не так давно появились светофоры на перекрёстке Патрокл. Есть ли первые результаты?
– Основная цель установки светофора на Патрокле была не в разгрузке, а в безопасности. Это инструмент для снижения аварийности. До его установки ДТП, в том числе с пострадавшими, там случались регулярно. С момента его установки (даже пока он работал в тестовом режиме) количество ДТП на этом перекрёстке – ноль. Это главный показатель успеха. Задача сохранения жизни и здоровья граждан всегда в приоритете.
– Как себя показали светофоры с кнопками?
– На самом деле это хорошая практика, когда, допустим, пешеход может подойти, нажать кнопку и светофор загорится зелёным через определённое время, где нет такого большого пешеходного трафика. Но если бы ещё жители города Владивостока относились ответственно к этому имуществу и не считали своим долгом сломать эту кнопку или как-то вырвать провода, было бы ещё лучше. Практика показывает, что пешеходные переходы с кнопкой должны быть.
– С какими главными вызовами вы сталкиваетесь каждый год, когда что-то меняете в городе?
– Основной вызов – это баланс интересов между водителями и пешеходами. Пешеход – наименее защищённый участник движения. Часто одни жители просят сделать пешеходный переход или тротуар, а другие – убрать их, чтобы увеличить пропускную способность для машин или парковочные места. Наша задача – принимать взвешенные, безэмоциональные решения, где во главу угла ставится безопасность, особенно для пешеходов, детей, пенсионеров и маломобильных групп.
Обратная связь
– Как горожане могут повлиять на эти решения? Есть ли обратная связь?
– Да, мы ведём каналы в социальных сетях, куда можно направлять конструктивные предложения. Когда идёт диалог не на уровне «у вас всё плохо», а с конкретными обоснованными идеями, как повысить безопасность или оптимизировать движение, – мы такие обращения обязательно рассматриваем. Например, светофор на Патрокле – это во многом инициатива жителей микрорайона, которые активно просили о нём для безопасности.
– Какие ещё успешные проекты, реализованные в этом году, вы могли бы выделить?
– Во-первых, комплексы фотовидеофиксации. Мы установили 20 комплексов на девяти участках, которые фиксируют стоянку в неположенных местах, где знаки «остановка и стоянка запрещена» и работает эвакуатор. Также установлено 10 комплексов, фиксирующих скорость, непристёгнутый ремень, разговор по телефону. Во-вторых, современные информационные табло – фермы. До конца года появятся три больших табло: на въезде в город, на объездной трассе у Снеговой Пади и в районе Постышева. Они будут предупреждать водителей о дорожных работах, тумане или ДТП, позволяя заранее выбрать маршрут или снизить скорость.
– Чем ещё занимается ЦОДД, кроме управления светофорами и камерами?
– Огромный пласт работы – проектная деятельность. В прошлом году мы запустили проект реконструкции Рудневского моста. Сейчас в работе около 13–15 крупных проектов: реконструкция Фирсовской развязки, улицы Русской, проект моста в районе Бородинской/Дальприбора, надземный переход на Фадеева, расширение Нефтеветки и многие другие. Люди о них узнают, когда начинается реализация проектов, но подготовка идёт постоянно.
– Вы занимаетесь проектированием велодорожек?
– Если речь о велодорожках в центре города, на данном этапе мы не видим возможности для их создания за счёт автомобильных полос, так как трафик очень высок. Проектированием велоинфраструктуры на Русском острове, например, занималось управление городской среды.
– Какие планы у ЦОДД на следующий год?
– Надеемся реализовать проект по организации полноценного регулируемого перекрёстка Луговой и Сабанеева, в районе Дальрыбвтуза, мы планируем перенести светофоры, организовать полноценный перекрёсток на светофорном регулировании, чтобы с улицы Сабанеева выезд был безопаснее и комфортнее. Также продолжим работу по установке новых комплексов фотовидеофиксации, в том числе где паркуются люди в неположенных местах. В конце этого года будет определён перечень участков, где в следующем году появятся новые светофоры – исключительно в целях повышения безопасности для всех участников движения.
Досье
Родился во Владивостоке в 1982 году.
Окончил Дальневосточный федеральный университет по специальности «Финансы и кредит».
Работал в ряде коммерческих компаний, включая «Сбербанк», «Дальсвязь» и «Цифровое Приморье».
С сентября 2024 года директор МКУ «Центр организации дорожного движения Владивостока».