Психиатры советуют обратить внимание на тревожных детей
БОЛЕЕ 500 ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИМОРЬЯ В ЭТОМ ГОДУ ПОЛУЧИЛИ НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ. ПОЛЕЗНЫЕ ЛЕКТОРИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ И СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАЛИ СЕЦИАЛИСТЫ КРАЕВОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ. И ЭТО ЛИШЬ ЧАСТЬ МАСШТАБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДУЧРЕЖДЕНИЯ.
Почему разгораются школьные конфликты? В чём польза нейропсихологического тестирования? Чем уникальна детская психиатрия? На эти и другие вопросы ответила главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Анастасия ГОРОХОВА.
УВЕСТИ ОТ КРАЯ
- Анастасия Витальевна, какова реакция психиатрического сообщества на трагедию, которая произошла в казанской гимназии?
- К сожалению, для психиатров эта история - часть работы, с подобными ситуациями мы сталкиваемся время от времени. И это сигнал о том, что в нашем обществе далеко не всё в порядке. Здесь выходит на первый план совместная работа нескольких структур - образовательной, медицинской, социальной. Превентивные меры нужно закладывать за долгие годы до того, когда может случиться непоправимое.
- На этой волне в обществе заговорили о буллинге. Вы согласны, что травля - одна из причин крайних состояний и крайних реакций детей и подростков?
- Буллинг в образовательных учреждениях возник отнюдь не сегодня. Вспомним фильм «Чучело», вышедший ещё в 80-е годы прошлого столетия. Сегодня мы используем его как учебное пособие. Мы понимаем, что болен весь класс, когда один бьёт другого, пятеро их окружают, шестеро кричат, и ещё несколько человек снимают на видео. Вокруг этой темы существует немало мифов о том, ребенок должен справиться сам или то, что травля возникает в классе только у слабого учителя. И мы рассказываем об этом педагогам, они вооружаются, и уже способны вмешаться в ситуацию на более ранней стадии.
- Откуда вырастают причины трагедий, когда подросток берётся за оружие и идёт в школу, чтобы убить?
- По официальной статистике, большинство из них на психолого-медицинских комиссиях признаются вменяемыми. С другой стороны, такие истории высвечивают так называемые пограничные зоны. Дети с нарушениями в ментальной сфере, с особенностями поведения, задержками развития, со сложностями в волевых функциях, эмоциональной сфере, попадают в ситуации, когда их дразнят, обижают, с ними не играют, и они начинают чувствовать себя изгоями. Обиженный ребёнок скрывает эти переживания, долго накапливает аффект. И мы не знаем, в какой момент он решит свести счёты - с самим собой, либо с обидчиками. Иногда до этого момента проходят годы. И как раз эти ситуации мы видим, они резонансные.
- Есть ли в Приморье система поддержки несовершеннолетних, которые находятся на грани срыва?
В нашем крае есть система взаимодействия между разными ведомствами, общественными организациями. А на базе детской психиатрической больницы работает адаптивно-кризисный центр «Мир ребёнка». Сегодня номера телефонов доверия написаны в школьных дневниках, на стендах образовательных учреждений, распространяются памятки. Любой человек - педагог, родитель, ребёнок может позвонить специалистам центра и рассказать о своей проблеме. Звонок бесплатный, анонимный. И если раньше многие дети на другом конце провода молчали, а потом обрывали связь, то сегодня количество таких «пустых» звонков уменьшается. С другой стороны, растёт поток тяжёлых обращений. К примеру, в период ЕГЭ поступают жалобы по типу – «не сдам экзамены, не хочу жить». Всё больше сигналов о травле, о непонимании в семье, и наша задача - увести в сторону от крайнего шага. Мотивируем прийти к нам на консультацию. Добавлю, что при центре работают специализированно обученные психотерапевт и клинические психологи, способные оказать квалицированную помощь.
НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ
- Популярный родительский запрос - ребёнок не хочет учиться, посещать школу. Кто виноват?
-Этому всегда есть причина, и она находиться в трёх плоскостях - физика, эмоции, общество. Её надо и можно найти!
Что такое информация, взятая в интернете, к чему сегодня приучаются с ранних лет? Она рассчитана на краткосрочную память. Кликнули мышкой и забыли. Потом, столкнувшись с большим объёмом школьной программы, дети не справляются с нагрузкой. А если у ребёнка была от рождения функциональная незрелость, то в какой-то момент эта трещина расширяется, туда проваливаются все усилия педагогов и родителей. Ученик не может усвоить материал, потому что у него незрелая нейронная сеть, истощается нервная система.
Такие дети уходят в эмоциональный фон, начинают давать синдром раздражительной слабости, у них страдает коммуникация. Родительское общение далеко от совершенства, чаще ругают ребёнка, а не его поведение. На родительских собраниях учителя больше перечисляют недостатки учеников, чем достоинства. В результате ребёнок ощущает себя объектом обучения или вовсе неуспешным, поэтому идти в школу не хочет.
Так, уставший ребёнок может выглядеть как умственно отсталым! На деле, у него психоастения, но сохранный интеллект, которым он не может воспользоваться. Часто внутренние проблемы маскируются под заболевания, ребенок находит массу отговорок, чтобы не идти в школу…
- И куда бросить этот снежный ком проблем? Заранее предупредить?
- Зачастую родители не знают своего ребёнка, поэтому не могут ему помочь, создать дополнительную подушку безопасности. Мы предлагаем на базе диспансерного отделения пройти комплексное нейропсихологическое тестирование и на профориентацию. С помощью современных профессиональных методов специалисты исследуют всё, что связано с высшей нервной деятельностью ребёнка - тип характера, объём памяти, внимания, особенности мышления, развитие моторики, то есть его внутренние ресурсы. Такое тестирование полезно и тем, что уже до школы родителей смогут понять - какая программа обучения подходит их ребёнку.
- Многие родители не идут к психиатрам, опасаясь, что об этом узнают посторонние.
- Информацию о том, что ребёнок посетил специализированное медучреждение, мы не предоставляем ни в школы, ни в педиатрическую сеть, а только по заявлению родителей или опекунов, а также судебного органа. Ни бабушки, ни соседи, ни учителя не смогут узнать об этом. У нас своя закрытая база. И если родители, видя проблему в развитии маленького ребёнка, прячут голову в песок, то в средней школе снежный ком накрывает, и тогда социум вынуждает обращаться к психиатрам. Но, к сожалению, время упущено, зоны роста закрыты, и помощь детского психиатра уже не столько эффективна, как на ранних стадиях.
- В каком формате вы работаете с педагогами?
- Сегодня от школ к нам поступает много запросов на тему психопрофилактики и психопросвещения. Как правило, большинство не знает, как правильно обращаться с детьми с нарушениями в психической сфере, которые срывают уроки, не усваивают материал. Возникают конфликты - одни родители хотят вывести таких учеников из класса, мамы этих детей настаивают на обратном, учитель в сложной ситуации, подпираемой законом - он должен учить всех. Мы стараемся помочь, проводим лектории, которые дают дополнительные знания педагогам, и дают ключ для выхода из острых ситуаций.
- Анастасия Витальевна, в чём уникальность вашего учреждения на уровне края?
- Наше учреждение единственное специализированное детское в Дальневосточном федеральном округе. Наш опыт нравится и перенимается и коллегами из других регионов. В этом году коллектив больницы победил в 13 всероссийском конкурсе «За подвижничество в области душевного здоровья», где оценку дают высокопрофессиональные специалисты в сфере психиатрии. В номинации «Психосоциальная реабилитация детей и подростков» в 2017 году мы были признаны лучшими по психопросвещению и психопрофилактике, суицидального поведения.. Благодаря профилактическим мероприятиям, количество детских суицидов в регионе снижено в два раза.
Детская психиатрия тем и уникальна, что находится на стыке образования, социальной сферы и медицины. И сегодня мы пытаемся изменить стереотипы, разрушить страхи, связанные с психиатрией в целом. Территория больницы даже близко не напоминает унылое лечебное учреждение. Благодаря государственной программе «Развитие здравоохранения Приморского края» на 2020-2027 г.г. больница буквально преобразилась.
Яркая детская площадка, помещения, где стены украшены сказочными персонажами, сенсорные комнаты с современными интерактивными играми. Уникальные компьютерные системы БОС (биологической обратной связи), купленные на средства краевого бюджета. Мы имеем современное оснащение, которое позволяет нашим пациентам получать необходимую помощь, реабилитацию, терапию, не покидая Приморье.
КСТАТИ
Кризисно-адаптивный центр «Мир ребенка» подключён к федеральной линии общероссийского телефона доверия - 8-800- 2000-122, краевой сотовый номер 207-70-75.
Сайт ГБУЗ «ККДПБ»- https://kkdpbvl.wixsite.com/kkdpb
ДОСЬЕ
Анастасия Витальевна Горохова
Главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница». Отличник здравоохранения. Врач высшей категории. Главный внештатный специалист детский психиатр минздрава Приморья. В 1990 г закончила медико-профилактический факультет ВГМИ. Врачебную практику начинала в Магадане. В 1997 году вернулась во Владивосток. С 2005 года – в детской психиатрической больнице.