Пока цветёт рододендрон

Ольга Васик / АиФ

Каждый год в июле в России отмечается день фотографа. Сегодня людей с фотоаппаратами так много, что трудно различить профессионалов и любителей, и сложно найти в море снимков, выложенных в сети, нечто особенное и неповторимое.

   
   

Но Ольга Васик среди своих коллег точно не затеряется. Математик, фотограф, участница научных экспедиций.

Герои ее фоторабот - вальяжные тюлени и разъярённые овцебыки, экзотические утки-мандаринки и величественные орланы, расцветающие в таежных дебрях рододендроны и простые лопухи, растущие у обочины дорог. За каждой фотографией скрыта удивительная история, и она щедро делится этим контентом с читателями и подписчиками.

МАТЕМАТИК ИЛИ БИОЛОГ?

 - Ольга, давайте начнём с истоков. Какой вы были в детстве? Откуда тяга к активному познанию мира?

- Родилась я в сахалинском Корсакове. Мама - учитель истории, человек широкой эрудиции, с глубокими знаниями и в ботанике, поэтому в летнее время (когда биологи были в отпуске) ей доверяли ухаживать за школьной оранжереей. Отец увлекался охотой и рыбалкой, хорошо знал животных, растения, легко различал птиц. В нашем частном доме много всякой живности обитало - кошек и собак,  как-то раненый жаворонок  зимовал: мы поставили ему зеркало, для которого он пел свои песни. Я хотела стать биологом, но в старших классах решила поступать на математический факультет. В 16 лет приехала учиться во Владивосток, в ДВГУ. Помню, на первом курсе иду по улице в декабре - сыро, серо и холодно, и снега не предвидится. Под Новый год снег всё-таки пошёл, и с тех пор этот город для меня стал одним из лучших на земле.

 - Не пожалели, что выбрали математику, а не биологию, что кажется намного логичнее для вас?

 -  Много лет я проработала в Дальневосточном университете преподавателем на матфаке, но математиком себя не считаю, более того, часто выступаю посредником между технарями и гуманитариями! Друзья часто говорили мне – жаль, что ты не пошла в биологи. Но я думаю, что математик со знанием биологии - это нормально. А биолог, увлекающийся математикой  - более странная история.

   
   

 - А как вы начали путешествовать с фотоаппаратом?

 -  Однажды в 2000 году друзья-биологи собрались в экспедицию на Сахалин, им нужен был специалист для создания ГИС (гео-информационных систем - редакция), и меня попросили найти подходящего студента. Я тогда спросила: «А девочкам можно?» и попросилась с ними!  Коллеги обрадовались, собственно, с тех пор я и путешествую. Тогда мы прошли по трассе вдоль будущего нефтепровода, с севера на юг, для меня это было полное потрясение!

 - Что для вас стало главным в этих трудных и долгих походах?

 - Оказаться на популярных туристических маршрутах - Таиланд, Сингапур, Гонконг, - всегда интересно, но до тебя всё это видели миллионы людей. А вот, допустим, когда приезжаешь на остров Беринга и понимаешь, что за той сопкой побывало от силы несколько десятков человек, дух захватывает! Или идёшь пешком от Кроноцкого озера до Долины Гейзеров… Или спускаешься к озёрами вулканического происхождения. Всё это -  уникальные уголки мира!

С 2000 года я побывала в научных экспедициях на Командорских островах, Камчатке, Шикотане, Итурупе, Кунашире, в фотоэкспедиции на Таймыре, как-то проехали с подругой вдвоём на её машине от Владивостока до Магадана, а в этом году - от Магадана до Владивостока.

 МИР ПТИЦ

 - Благодаря путешествиям вы стали выкладывать в сети фотографии и обрели популярность?

- Купив первый фотоаппарат, я сначала решила научиться снимать лучше, чем в автоматическом режиме, в интернете нашла полезный сайт и вот тогда «подсела» на фотографию. В 2014 году была приглашена в организованный для журналистов и фотографов тур по Восточному кольцу России. Мы побывали в Хабаровском крае, Якутии, на Камчатке, в Бурятии! После поездки накопилось море снимков, и друзья журналисты предложили показать эту красоту в Фейсбуке. Фотографии получили много откликов, комментариев, вопросов. Постепенно появились друзья, подписчики.

- Фотография - это талант, призвание, хобби?

 - Для меня хобби. В путешествия я всегда отправляюсь во время отпуска. Я отдаю себе отчёт, что есть фотографы на порядок лучше, чем я. Но часто эти люди не рассказывают о своих великолепных снимках, просто выкладывая их в сеть, а жаль!  Я стараюсь с каждым кадром рассказать какую-то историю.  Причём, не обязательно ехать за тридевять земель. Так, в двух шагах от моей работы, в Адмиральском сквере Владивостока можно встретить больше 10 видов птиц, всегда есть шанс заснять интересный сюжет! Даже выйдя в ближайший лесок, можно увидеть необычные деревья, растения с оригинальными листьями! А какая в Приморье потрясающе окрашенная яркая осень! В основном я фотографирую природу, а снимать людей для меня - большая проблема, не умею делать комплементарные кадры. Не моя стезя…

 - Своим читателем и подписчикам вы открыли целый мир птиц. Не случайно в 2017 году на выставке «Посмотри на Владивосток» ваша фотография с уткой-мандаринкой стала лучшей!

 - Несколько лет назад мы с коллегой Ириной Малыкиной случайно узнали, что в пригороде Владивостока жители кормят редких краснокнижных уток, которые прилетают в наши края ранней весной. Начали искать. Оказалось, что удивительные птицы обитают в Сад-городе, в районе Фанзавода, на старице реки Богатая, которая называется Солёная протока. Мы выложили фотографии уток в Фейсбуке, организовали пару субботников для уборки этого места от мусора. А ещё раньше мои друзья-орнитологи уговорили опубликовать в СМИ снимки орланов. Ко дню птиц 1 апреля 2013 года Примпогода на своем сайте напечатала мой рассказ о них, с этого и началось массовое фотографирование орланов во Владивостоке.

В 2019 году мой очерк об этих величественных птицах опубликовал самый, пожалуй, известный журнал о природе: National Geographic Россия. К слову, меня иногда спрашивают - готова ли я поведать о своих приключениях в книге? Но мне ближе жанр фоторассказа, есть идея создания фотоальбома, где кадры сопровождаются интересными текстами, осталось найти спонсоров.

- Что привнесло в вашу жизнь увлечение птицами?  

 -  Понимание, насколько их мир разнообразен и насколько их жизнь хрупка. К примеру, на полуострове Де-Фриз обитает очень редкий вид – тростниковая сутора, всего в мире их насчитывается около 250 пар. Они не перелетают в другие места, живут оседло, в тростниках. Главная опасность для них - пожары. Сейчас часто при возгораниях на Де-Фризе неравнодушные свидетели звонят мне, а уже я связываюсь с пожарными, чтобы не упустить время. Мы сильно переживали, не нанёс ли суторам урон ледяной дождь, ведь им негде укрыться, но часть птиц точно выжила и даже загнездилась (уже видела фотографии коллег). Беспокоит и судьба перелётных уток-мандаринок. Солёная протока постепенно зарастает, и требуются работы по очистке  русла, по наполнению водой. Но этим должны заниматься специалисты, иначе можно навредить и уткам, и обитающим там ондатрам, а неправильные работы могут привести к быстрому уходу воды.

- Плюс факты вандализма…

 - Меня обескураживает тот факт, что в наш относительно мирный город фактически пришла война с птицами. Кто додумался запирать на чердаках голубей, сбрасывать с крыш гнёзда чаек с птенцами? Такого живодёрства никогда не было, на самом деле, из этой ситуации есть вполне грамотный человеческий выход! Ещё одна большая проблема -  перелётные птицы бьются о стеклянные фасады домов, где вроде так красиво отражается небо и море, но для крылатых это смертельное препятствие. В других странах научились наклеивать на окна картинки, узоры, рамки, у нас, увы, пока до этого пока не дошли.

МЕДВЕДИ, ТЮЛЕНИ, ОВЦЕБЫКИ

- Вы показываете фотографии и крупных хищников. Одна из симпатичных серий - семья камчатских медведей. Не страшно?

- У меня было несколько экстремальных съемок. К примеру, на Камчатке. Однажды в компании научных сотрудников мы шли от Кроноцкого озера до Долины Гейзеров. И вдруг  почти к ногам подруги Ларисы выскакивают два медвежонка, за ними испуганная медведица и третий медведик. Медведица пошла прямиком на Ларису. Был тревожный момент, ведь мы двигались в растянутой цепочке и быстро не могли прийти на помощь. Медведица закрыла собой медвежат, рявкнула -  те стремительно забежали на сопку, мама вслед за ними. Позже нам удалось заснять эту семейку в более мирных условиях. Видя, как медведи обходят сопку, мы аккуратно зашли с другой стороны и стали дожидаться на берегу реки. Через 40 минут медведица с медвежатами вышли к нам навстречу, и пока мы их снимали, животные что-то почуяли. И снова медведица «перестраховалась», быстро уведя детенышей в низкий ольховник. Дальше мы встретили семью с медвежатами,  когда пытались перейти ручей. При виде нас медведица не испугалась, а просто легла, и нам пришлось искать другое место для брода. Был ещё один узнаваемый медвежий персонаж в районе Долины Гейзеров - худой и длинный подросток, его окрестили Фредди Крюгером.

- Интересно было прочитать про экспедицию на Таймыр, куда вы отправились, в том числе, и с писательницей Лорой Белоиван.

 -  На Таймыре случился самый опасный момент моей экспедиционной жизни. Мы догнали стадо овцебыков на машине, поснимали и больше не преследовали. В следующей поездке за машиной увязалась собака водителя. Встретив одинокого овцебыка, она завертела его в кольцо и не давала уйти, как-бы подводя его под выстрел. Мы начали снимать эту сценку, но собака вскоре поняла, что стрелять не будут, отстала от быка и убежала в тундру. Разъярённый бык разогнался и понесся на меня. В принципе, я знаю, как вести себя с диким животным - надо сделаться больше, выше, показать, что я сильнее, вот и я стала подниматься, вскидывать над головой фотокамеру, кричать, но быку было уже всё равно. Я лишь чудом успела увернуться - овцебык пронесся мимо на расстоянии от силы несколько сантиметров! К счастью, пёс вернулся и снова взял зверя под контроль.

 

- Среди фотографий экспедиции на север я заметила потрясающий снимок - маки на фоне вечных льдин.

 -  И это тоже связано с опасной  встречей, на этот раз - с белым медведем.  Мы шли на катере на воздушной подушке «Хивус», ветер нагнал в бухту торосы, и нам пришлось причалить к берегу. Поднявшись на сопку, я обомлела, увидев жёлтые полярные маки на фоне льдов. Туча досадно заслонила солнце… Спустившись, я стала снимать коротким объективом медуз, и вдруг заметила, как вдалеке, на краю озерца организатор нашей экспедиции Виталий замахивается канистрой с водой на белого медведя! Не поверив глазам, я заменила объектив и увидела уже почти мирную картину - в нашу сторону идет белый медведь, а в нескольких метрах за ним - Виталий! В какой-то момент медведь передумал и решил напасть, но к счастью, водитель «Хивуса» уже вышел из кабины и выстрелил несколько раз, чтобы отпугнуть хищника. Медведица (а это мы поняли уже потом, по фотографиям)  в большом изумлении отступила к тем самым макам. Мы выскочили на Хивусе на льды - зверь мог вернуться, а убивать мы не собирались. Еще одно сильное впечатление из этого путешествия - лежбище моржей. Лора Белоиван и я - обе описали наши северные приключения, и у каждой получилось по-своему.

ОТКРЫТИЕ ЛЕТА  

 - Вы часто выступаете в защиту экологии. За что больше болит душа?

- В этом году мы с подругой проехали на автомобиле из Магадана до Владивостока, и я взяла с собой дрон. Съёмка с высоты показала насколько сильно изменен ландшафт земли там, где идёт добыча ископаемых - горы грунта, искусственные озёра, мертвые реки.

В Якутии вдоль дороги красивые сопки, а поднимаешь дрон и видишь, что рядом сопки срыты, вместо них - огромные проплешины. Или, недавно ехали в Терней  - на фотографиях с дрона цепочка «язв» на земле, это в тайге так ЛЭП проложена. Становится невыносимо, когда в Приморье сворачиваешь на любую дорогу, отходящую от трассы, а там - горы мусора, машины вывозят отходы не на полигоны, а в лес, в поле…

 - А самое позитивное открытия этого лета?

 -  Я всегда хотела увидеть в дикой природе Рододе́ндрон Фори́ – редкое растение, которое встречается в России только на Курильских островах Кунашир и Итуруп и у нас, в Сихотэ-Алинском заповеднике.  Наконец, моя мечта сбылась  - я оказалась в лесу и любовалась огромными деревьями с шапками белых цветов, высотой до семи с половиной метров, и все это великолепие под пологом хвойного леса! Под кедрами! Я первая сфотографировала это чудо природы с воздуха, что было невероятно сложным. Дрон пищал, что он боится веток и никуда не полетит. Всё-таки удалось сделать и фото, и видеосъёмку. Многие, глядя на фотографии поразились, что такая красота растёт у нас в Приморье, а не где-нибудь в тропиках!

Досье

Ольга Николаевна  Васик

Родилась в Корсакове, окончила матматический факультет ДВГУ, работала преподавателем ДВГУ, затем в ТИНРО-центре, сегодня  - сотрудник ДВО РАН.

Участник и лауреат фотоконкурсов: «Посмотри на Владивосток, «Глубина резкости», «Самая красивая страна» РГО, фестиваля «Первозданная Россия» «Дикая природа России»,  организатор международного фестиваля орланов во Владивостоке.