Повестки в военкомат в Приморье получили сотрудники если не абсолютно всех, то большинства крупных и мелких коммерческих, муниципальных и государственных организаций. Пока руководители и кадровики пытаются осознать, как это отразится на производстве. Ясно одно – для всех это стало сюрпризом, о кадровом резерве никто не думал вообще.
Райком закрыт?
Армии нужны мужчины. Причём не просто представители мужского пола, а относительно молодые, прошедшие срочную службу или служившие по контракту и особых специальностей. Повестки тысячами полетели по адресам. И те, кто получил, отправились в военные комиссариаты. Как положено, со слезами родных, с отвальной с коллегами, с напутствием начальства.
Были, правда, категории мужчин, которые отправились не в военкоматы, а штурмовать погранпереходы – напрасно думать, что массовые очереди на границе с Грузией и Казахстаном создавали только уклонисты из Европейской части. Хватало и приморцев, которые искали укрытие от призыва за пределами Родины. Но, как и мобилизованные, они выпали из экономически активного населения страны.
Инженер, по словам Ильи Калиновича, достал свой военный билет, вспомнил, что служил в ПВО, а это в армии востребовано, хоть и служил во времена Вьетнамской войны, и потребовал денег, в том числе за поиск новых сотрудников. Специалистов нужного профиля на рынке не найти…
– А среди менеджеров и руководства повестки не вручили никому. Среди начальства народ молодой, но не служивший нигде, кроме военной кафедры в институте. Они по специальностям финансисты и управленцы, смонтировать оборудование не сумеют. Встаёт вопрос – расходиться по домам или как-то выкручиваться.
Более или менее остро ситуация стоит во всех отраслях общества. Мобилизуют в первую очередь рабочий и инженерный состав, выросший по карьерной лестнице с самых низов. Водители, монтажники оборудования, электронщики и связисты – те самые парни, которые от армии не «откосили», а образование получали в средне-специальных учебных учреждениях. На селе – механизаторы. Они традиционно рассматриваются в качестве водителей боевой и обеспечивающей техники.
– У нас на птицефабрике и в торговой сети повестки получили многие водители и операторы погрузчиков, – рассказала сотрудник одного из сельхозхолдингов Приморского края Ирина Алёшкина. – Проблемы возникли на складах, на доставке кормов, в логистической сфере – некому стало водить машины и заниматься тяжёлой работой. Даже с удалёнки часть молодых менеджеров ушла в военкомат. Ряд направлений серьёзно «провисает».
Тришкин кафтан
Родина в последние годы активно занималась и продолжает сегодня заниматься возрождением экономики. Стимулируется инициатива, работают центры подготовки молодых бизнесменов, выдаются гранты и льготные кредиты. Появляются новые ИП и ООО. Директора и учредителя им искать не приходится. Бухгалтер – уже сотрудник особый. Квалифицированного специалиста не найти днём с огнём.
Только что пережили пандемийные локдауны, привыкли справляться с санкционным давлением, и вот нате вам – мобилизация.
Как говорят специалисты кадровых служб, озвученный потенциал частичной мобилизации – 300 тысяч человек – условно когорта молодых людей возраста 20-24 лет и чуть в меньшей степени люди до 40 лет – это самые высокопродуктивные и работоспособные возрастные категории, которые находятся в дефиците в течение последних двух лет. Изъятие этой части трудоспособных ресурсов, безусловно, является дополнительной нагрузкой на рынок труда и фактором усугубления дефицита кадров.
Одновременно заметны два процесса – возрождение стратегически важных производств и секторов обслуживания, насаждение предпринимательской инициативы и параллельно – изъятие тех, на ком всё это должно держаться.
Так, в АО «Примавтодор» повестки получили порядка полутора сотен специалистов. В крупном предприятии это примерно 5,5 процента от общей численности. Но в филиалах на территории Приморского края кадровый дефицит был и раньше, так что ситуация кардинально не поменялась. Но усилия по воспитанию и обучению смены компании придётся наращивать.
Для предприятия, в котором интенсивность работы зависит от сезона, АО «Примавтодор» решать кадровый вопрос не привыкать.
– В летний период мы всегда набираем дополнительных сотрудников. Также заключаем контракты с субподрядчиками, которые помогают нам в выполнении работ, если вдруг мы понимаем, что на этот объект у нас нет возможности выделить дополнительных людей. Процедура для нас не новая, – рассказала пресс-секретарь компании.
Другое стратегически важное для Приморья предприятие – КГУП «Примтеплоэнерго», тоже, кстати, работающее в сезонном режиме, сообщило о получении примерно 150 повесток для сотрудников. Там главная нагрузка – подготовка к зиме - в целом завершена, но обеспечивать прохождение сезона тоже нужно. Если уйдут люди – могут возникнуть сложности.
В более мелких, но также важных отраслях, к примеру – спасательных службах, потеря даже одного сотрудника – серьёзное затруднение. Некоторые специалисты, к примеру, в МЧС – штучные кадры. На вес золота.
И так – везде. Айтишники, связисты, прокладчики сетей, монтажники интернет- и других видов связи, экскаваторщики и даже сантехники.
Проблему кадрового голода региону ещё предстоит ощутить в полной мере. Там, где не требуются навыки сложнее обращения с метлой, помогут мигранты. А вот учить крутить гайки надо начинать уже сейчас.
Комментарий власти
Сергей Дубовицкий, министр профессионального образования и занятости Приморского края:
Мнение эксперта
Наталья Данина, руководитель направления клиентской эффективности кадровой службы hh.ru: