Последний островок доверия: уникальному уголку города грозит застройка

Владивостокцы защищают от застройки уникальную протоку

РЕДКИЙ УГОЛОК ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ПРЕДМЕСТЬЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ СТОЛИЦЫ ОКАЗАЛСЯ ПОД УГРОЗОЙ ЗАСТРОЙКИ. УЧАСТОК ЗЕМЛИ В РАЙОНЕ ФАНЗАВОДА ПРИ КОРРЕКТИРОВКЕ ГЕНПЛАНА СОЧЛИ ПУСТЫРЁМ. И ЭТО ПРИТОМ, ЧТО ДАННОЕ УНИКАЛЬНОЕ МЕСТО ВЛАДИВОСТОКА, ГДЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ ПОТОМСТВО КРАСНОКНИЖНЫХ ПТИЦ, ИЗВЕСТНО ВО ВСЁМ МИРЕ. 

   
   

КАБИНЕТНЫЙ СИНДРОМ

О том, что Солёная протока оказалась в планируемой зоне застройки, местные жители узнали случайно. Листать многостраничный реестр, пусть и опубликованный публично, не у каждого хватит терпения. Тем более что протока, которая является старицей реки Богатой, место хорошо известное. Здесь год назад по президентскому гранту общественность микрорайона обустроила зону отдыха «Утиная заводь». Предположить, что противоположный от неё берег вызовет интерес застройщиков, не мог никто. Тем более что за пять лет, пока участок низины был в плане отведён под постройку капитальных гаражей, на такое строительство не решился ни один из местных жителей.

– Это участок низины, который в период тайфунов попадает в зону подтопления, – говорит общественница Ольга Халявко. – Мы видим в решении о застройке обычную чиновничью ошибку. Такие решения принимаются без выезда на место, а просто по взгляду на карту. В защиту этого места общественность Фанерного переулка и всего микрорайона поднялась, как один человек, и намерена его отстоять. Конечно, допустить, чтобы этот уникальный уголок городской среды исчез, нельзя. Тем более что пользу и известность Владивостоку он способен принести именно в качестве места отдыха.

НИГДЕ НА ПЛАНЕТЕ

Перелопачивая генплан в интересах застройки, бесспорно, нельзя не общаться с людьми.Хотя бы для того, чтобы не попасть в историю и не прослыть неучем. История с Фанерным переулком стала тому подтверждением.

 – В прошлом году один из лучших в мире фотографов живой природы, замечательный японский фотограф-натуралист Тоcидзи Фукуда был во Владивостоке в гостях, – рассказала сотрудник ДВО РАН Ольга Васик. – Именно в беседе с ним мы говорили, что в городской среде присутствие дикой популяции птиц – удивительная редкость. Особенно если речь идёт не просто об остановке на перелёте, а о гнездовании и потомстве. Тем более что мандаринки – самые осторожные утки, они опасаются человека. Получается, что этот утиный остров – единственный островок доверия мира дикой природы к людям. Уверена, что досадную ошибку учтут и исправят, а Владивосток останется тем единственным уникальным местом, куда птицы будут возвращаться на свои гнездовья, прислушиваясь к своей генетической памяти. 

УТКИ КАК СИГНАЛ

Участок протоки Солёной, о котором ведут спор местные жители и чиновники, достоин внимания. Хотя о его достоинствах знают только местные жители и зоофотографы. 

– На перелёте начиная с марта здесь встречаются нырки и цапли. Сотни птиц ориентируются на мандаринок, которые благодаря окраске заметны издалека. Они как бы служат сигналом для других о том, что эта заводь безопасна, – говорит эколог Виталий Шевченко. – Ежегодно здесь удаётся насчитать до 160 особей мандаринки, которая занесена в Красную книгу. Общественность должна извлечь урок из той ситуации, которая вызвала конфликт. Такие уникальные уголки в черте города надо держать на контроле, иначе однажды здесь окажутся экскаваторы и строительные краны.

   
   

Кстати

Общественники побывали на приёме в природоохранной прокуратуре края и получили рекомендацию оформить Солёную протоку как памятник природы.

Получается, что этот утиный остров – единственный островок доверия мира дикой природы к людям.