В Приморье предлагают искусственно разводить крабов. По мнению специалистов, морские и речные обитатели отлично размножаются в аквариумах.
Где крабы зимуют?
Александр Колегов, vl.aif.ru: Сергей Иванович, что за существо – мохнаторукий краб, и почему вы занимаетесь именно им?
Сергей Масленников: У него много названий: китайский, шанхайский, пресноводный, мохнаторукий краб. Он живёт практических во всех пресноводных водоёмах – в реках и озёрах. Это тот самый небольшой краб, который цепляется на наживку рыбаков в Суйфуне и других реках.
Мы ведём прикладное исследование, чтобы получить ориентиры для искусственного выращивания мохнаторукого краба. Изучаем вопрос возможностей биотопа – сколько, на какой территории и в каких условиях культивируемых организмов сможет жить.
– В какой стадии сегодня находится ваша работа?
– На сегодняшний день мы ведём изучение пресноводной стадии его жизни. Мохнаторукий краб большую часть времени проводит в пресной воде, а в морской только размножается. И именно пресноводная стадия требует своего изучения. А в естественной среде в пресной воде его изучать чрезвычайно тяжело по объективным причинам: личинки краба очень маленькие, а условия затрудняют наблюдение, потому что в пресной воде заросли, коряги, мутная вода. Для того чтобы выжить, им приходится прятаться, это затрудняет наблюдение. Мальки возрастом до года практически не изучены.
Мы поставили эксперимент в четырёх аквариумах по 400 литров и одной большой ванне, которую мы называем «Озеро». Там находятся крабы возрастом 1 и 2 года. Все мальки получены нами.
Изучаем главным образом рост и плотность поселения. Крабы не конкурируют за еду, но соперничают за пространство.
– Каковы перспективы выращивания мохнаторукого краба в Приморье?
– Очень хорошие перспективы. Во-первых, он и так у нас живёт во всех реках, куда может зайти. Ареал обитания на севере – до залива Терпения на северном Сахалине в озере Невское. А поскольку у нас гидрологический режим во всей стране очень похожий – пресные водоёмы промерзают с ноября до середины марта, он может жить где угодно.
– То есть может поселиться и в Волге-матушке?
– Он живёт и в Днепре, и даже в Финском заливе. Даже в Лондоне в Темзе. Он хорошо бегает по траве и может менять места обитания, переселяясь в соседний водоём.
Неприхотливый. Питается всем. Можно откармливать зерном. Но по цене закупки дороже любой пресноводной рыбы.
– А каков период выращивания краба до товарного размера?
– Он живёт 2 – 3 года. Это самый короткий цикл воспроизводства. И именно в этом огромные коммерческие перспективы. Но так как он размножается в солёной морской воде, необходим отдельный цикл для получения молоди. А вот её мальков на всех стадиях можно продавать на фермы для доращивания до товарного размера, а потом продавать потребителю. Каждая стадия перспективного рынка мохнаторукого краба - это оборот огромных средств.
Живые деньги
– Речь идёт уже о промышленном выращивании при том, что в России он почти не известен как пищевой продукт?
– Да, в России пресноводный краб не считается пищевым продуктом, но в соседнем Китае это настоящий деликатес, рынок которого исчисляется объёмом в миллион тонн. Он популярен и в других странах: Японии и Южной Корее - и в мире вообще очень востребован.
При этом стоимость краба на рынке гораздо выше, чем пресноводной рыбы, а для выращивания в искусственных условиях он довольно прост.
Китайцы строят огромные комплексы по разведению молоди и продают её для доращивания на множестве специализированных ферм. Это колоссальные обороты, прибыли и возможности.
– Если в мире уже есть опыт промышленного производства краба, зачем в ДВО РАН ведутся такие исследования?
– Китайцы имеют интерес к выращиванию краба в России и приходили с предложениями организовать хозяйства на нашей территории. У нас их привлекает экологическая обстановка - чистые водоёмы и благоприятная окружающая среда. Наша малая населённость играет в плюс – большое количество незагрязнённых водоёмов, гораздо меньшее воздушное загрязнение – пылевое и аэрозольное. Продукт имеет более высокие качественные характеристики.
– Китайцы живут не в нашем климате, там у них совершенно другие природные и прочие условия. Другие люди, другие технологии, другое регулирование. А в России только мы в ННЦМБ ДВО РАН умеем выращивать молодь мохнаторукого краба.
– Сложно ли начать его промышленное разведение в России?
– Применяют три вида выращивания: озёрное садковое – китайцы ставят их размером больше гектара, некоторые видно даже из космоса. Или под крабов занимается озеро целиком, если оно небольшое, прудовое и в рисовых чеках, куда пускают подросшего краба – годовичка.
– А можно ли приучить отечественного гурмана к этой пока ещё экзотике?
– В Китае краб продаётся почти во всех ресторанах. В России необходимо просто показать его и блюда из него покупателю. Внедрить его на рынок – вопрос наличия хороших китайских ресторанов.
Больше, чем деликатес
– Вы упомянули экологическую роль мохнаторукого краба. Чем ещё он полезен?
– Если употреблять его в пищу, это источник ценных биологических веществ, стимулирующих жизненные функции, включая иммунную систему и половые функции человека. В крабе огромное количество Омега-3 кислот и других важных и незаменимых микроэлементов.
Именно поэтому мохнаторукий краб считается в Китае деликатесом. На праздники – в честь основания КНР, Новый год и майские, которые широко отмечаются в Китае, краб считается хорошим подарком.
Кстати, в Китае он запрещён к экспорту и считается национальным достоянием, как утка по-пекински, во всяком случае, такие объявления я видел в аэропортах не раз.
– Если краб живёт практически в любых водоёмах, может ли он представлять опасность для них и их обитателей?
– В пресноводные водоёмы приходят сеголетки - годовалая молодь, которая появляется на свет в морской воде. Личинки на предпоследней стадии плывут против течения, обнаруживая пресную струю. Потом уже молодые крабы идут по дну вверх по течению рек и перебираются в другие водоёмы. Неконтролируемого размножения не бывает. Ему для этого нужно снова выйти к морю, и не просто к морю, а именно в прибрежной зоне должен сложиться комплекс факторов и условий, который позволит запустить механизм размножения, а это непросто. Иначе бы все водоёмы были бы забиты крабом, но это далеко не так. А живёт он 2-3 года. К тому же он сам является пищей. Даже для птиц – его едят и вороны, и цапли, и даже водные млекопитающие. А личинок краба едят вообще все подряд.
– Каково влияние краба на места его обитания?
– Краб имеет жующий ротовой аппарат. Он может перетирать грубую пищу, которой в пресной воде очень много. Способен питаться и растительной, и полумёртвой органикой, гниющей биомассой и почти всем подряд. Фактически он не испытывает проблем с добычей пропитания, то есть он очищает водоёмы. Неприхотливость и стойкость краба к окружающей среде – одно из свойств, делающее его разведение перспективным.
– А на практике это свойство удавалось применять?
– Китай провёл огромные фундаментальные исследования по выращиванию краба в рисовых чеках. Получилось, что при этом нет необходимости в пестицидах. Краб поедает сорняки. Получается экологически чистый рис. А снимается два урожая – рис и краб. Правда, в чеках выращивают краба в разреженной популяции, чтобы он не начал есть сами побеги риса.
Крабы подъедают остатки корма, который оставляет рыба, если живёт в прудах, где её искусственно выращивают. До 30-40 процентов корма ложится на дно и загрязняет водоём. Для этого заводят специальные донные виды рыбы, которые должны остатки съесть, но краб с этим справляется не хуже. К тому же краб на рынке всегда дороже рыбы. Этим он выгоднее и приносит экологическую пользу – ест много растительности, чистит водоём и является ценным товаром, наряду с основным продуктом разведения – рыбой.
ДОСЬЕ
Сергей Масленников
■ Руководитель центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН.
■ Кандидат биологических наук, доцент.
■ Руководитель проектов изучения камчатского краба и дальневосточного гребешка.
■ Специалист по санитарно-товарной марикультуре.
■ Разработчик базового проекта развития ДВФУ – Морского биотехнопарка «Островной».
■ Руководитель проекта, удостоенного гранта губернатора Приморского края «Поликультура моллюсков и ракообразных на открытой акватории ДВ морей».