Психолог из Владивостока - о том, как правильно общаться со школьниками

Игорь Харитонов / АиФ

Наступила золотая осень, и все мы хотим, чтобы эта пора продлилась как можно дольше.

   
   

Порой лирическое настроение родителей омрачает излишнее чувство ответственности. Сентябрь - по оценкам врачевателей душ - самый стрессовый месяц в году. Как сохранить гармонию в семье, где растёт ученик? Не задавить ребёнка гиперопекой? Воспитать человека, который легко найдёт себя в сложном социуме? Психолог Евгения ДЬЯКОВА считает, что для этого взрослым нужно основательно поработать над собой.

Евгения Дьякова Фото: АиФ

Битая галочка

- Евгения Валерьевна, по статистике, большинство первоклассников приходит в школу с ощущением тревоги. На второй или третий год дети и вовсе разочаровываются, теряя к обучению интерес. Почему?

- У первоклассников - огромный стресс, ведь они переходят от игровой деятельности к учебной. Грань не должна быть резкой, но к сожалению, наши школы в полной мере этого не обеспечивают. Здесь многое зависит от родителей, они должны тонко и мудро сопроводить ребёнка на этом пути. При выполнении уроков ввести элемент игры. Допустим, у ребёнка не получаются в прописях крючки. А если это не просто крючки в прописях, а плот для мишки, которого на том берегу ждёт мама-медведица? Что мешает сделать учебное место красивым, привязать воздушные шары, максимально проявить творческое начало?

- Но вместо этого мама, как цербер, зависает над ребёнком, у которого битый час не получается галочка?

- Она не испытывает радости от того, что ребёнок пошёл в школу. Скорее, чувствует железобетонную стену, которая легла на её плечи мёртвым грузом. Примеряет на своего ребёнка слишком высокую планку, поставленную ей в детстве - быть первой, лучшей и так далее. Малейшая ошибка - драма, яма, провал. Внутри родительницы живёт постоянно разъедающий её внутренний критик. Прежде всего, взрослым нужно отпустить напряжённое состояние, позаботиться о душе ребенка. Ничего страшного, если  он сделает помарку, не так буковку напишет. Не нужно терять ощущения жизни. Позволить себе посмеяться от души, попрыгать, покидаться подушками… А потом уже вернуться к злосчастной галочке.

   
   

- Есть современные методики, где роль родителя в выполнении домашнего задания сводится к нулю…

 - Считаю, что в раннем возрасте ребёнок для полной самостоятельности ещё не созрел. Подростку мы уже можем передавать ответственность за свои знания. В начальной школе ребёнка нужно направлять. Контролировать, но доброжелательно и мягко. Играйте, переключайтесь с одного вида деятельности на другой. Своим примером поощряйте познавательный интерес. Стараться нужно, но не так, чтобы у ребёнка все зажималось, ладошки каменели от страха. Творческий подход не всегда даётся легко: поколение советский детей воспитывалось в системе, где было много давления, требований, запугивания, шантажа. При этом ребёнок терял контакт с душой родителя. А 70 % знаний, полученных в школе, потом не пригодились. Но сколько пережито, сколько напряжения… Главное для родителей - принять ребёнка такого как он есть. Иначе он будет всё дальше отстраняться - от вас, от школы.

Что ты чувствуешь?

- Откуда возникает проблема детского одиночества, зачастую в благополучной семье?

- До 14 лет ребёнок бессознательно находится в поле матери, он чувствует всё, что происходит в её душе. При этом невольно цепляет часть родительского груза, боли, негатива. Когда мать психологически перегружена, она перестаёт чувствовать ребёнка. Испытывая вину, мать включает компенсаторные функции. В благополучных семьях возникает гиперопека. Ребёнка начинают усиленно кормить, контролировать его на каждом шагу, при этом он чувствует себя маленьким и никчемным, думает, что он ни с чем не справится. А мама к тому же жалуется на свои проблемы, говорит, как она устала, что ругается с папой. Ребёнок с перегруженной душой не видит детства. Внешне у него всё хорошо - игрушки, аттракционы, путешествия. Но это лишь компенсация за любовь и принятие. Противоположность этому - сверхопека, когда ребёнок растёт, предоставленный сам себе, и это характерно для асоциальных семей. В любых крайностях - тяжело.

- Работая школьным психологом, вы вели курс валеологии или науки о здоровье. В чём суть программы?

- Я построила её как практикум, психологический курс для старшеклассников. Вопрос «Что ты чувствуешь?»  на моих уроках очень важен. Я глубоко убеждена, что у школьников должно быть психологическое сопровождение. Чтобы подрастающий человек мог выразить свои чувства, быть в контакте со своими желаниями и потребностями. Как часто мы живём чужими ожиданиями, стандартами, установками. И теряем себя в социуме как личность, уникальность.

- А ставку психологов в школе сократили…

- Государство решило, что обойдётся и без нас. Сегодня по официальным данным невроз становится болезнью подрастающего поколения. Почти каждому ребёнку нужна помощь специалиста. Взрослые от детей не отстают, при этом глушат проблемы антидепрессантами, алкоголем, шопингом. Осознавать себя нужно учить с детства. К примеру, на уроках мы разбирали причину агрессивного поведения. Что делать, если такой человек учится с тобой в одном классе? Я объясняла, что агрессия говорит о внутренней боли. Если дети это понимают, они начинают относиться друг к другу иначе. Приободрить, найти лучшее. Ведь в каждом человеке есть божественная суть.

- Учителя нуждаются в подобной разгрузке?

- Однажды я случайно услышала разговор в школе. На вопрос, чем привлекает работа учителя, педагог с огромным стажем ответила: «Властью, которую я нигде больше не получу». Скорее всего, пережив в раннем возрасте психологическую травму, женщина перенесла её на детей. Но педагоги, как и врачи, редко обращаются к психологам. Много приходит родителей с детьми, с ситуациями тяжёлыми и запутанными. От нежелания учиться до попытки суицида. Хочется, чтобы ходили к психологу не только на грани срыва. В каждой семье,  даже самой образцовой есть, над чем поработать.

Никого не дано судить

- XXI век ситуацию усугубил?

- Он принёс ещё большую энергетическую нагрузку. Человеку без внутреннего стержня, взрослой позиции трудно сориентироваться. Извечная дилемма: быть социально успешным или остаться собой? А, может, совместить несовместимое? Но как найти баланс? Большой процент людей сегодня работает в нелюбимой профессии. Это в первую очередь касается поколения 40-летних, которое постоянно подстраивается, старается соответствовать окружающему миру. Молодёжь смелее, она может более открыто договариваться с работодателем, выражать свои потребности.

- Сегодня на уровне государства говорят о сохранении традиций семьи, рода?

- Безусловно, важно знать и почитать предков, принимая всех без исключения. Но я считаю, что человеку крайне важно разобраться в самом себе. С исторической точки зрения - мы продолжатели традиций. С психологической - лояльны к своей родовой системе, находимся от неё в зависимости, часто чувствуем чужие незавершенные прожитые ситуации. Жертвуем своей судьбой и жизнью, чтобы их завершить. Мы переполнены тяжёлыми чувствами родителей, предков. Но нам не дано никого судить. Задача психолога - проработать родительские сценарии, найти в душе человека гармонию, любовь к миру. И тогда происходят удивительные метаморфозы.

- Евгения Валерьевна, а имеет ли значение для вас место, где вы живёте?

- Владивосток -  город светлый, энергия ветра, моря рождает ощущение чистоты. В последнее время город радует масштабностью, преображениями. Это питает душу.

ДОСЬЕ

Евгений Валерьевна Дьякова родилась во Владивостоке. Образование - ДВГУ, исторический факультет, Дальневосточная академия им. Невельского - практическая психология, Высшая гуманистическая московская школа психотерапии. Работала преподавателем в школе, директором по персоналу в частной компании, в первой во Владивостоке психологической службе. Член международного сообщества «Все психологи». Замужем, есть дочь.

Елена ЖУКОВА

 

Смотрите также: