Коттеджи важнее? Лагерь с памятником юнгам в Приморье отдали под застройку

От мемориала морякам, погибшим на войне, осталась только одна табличка. И та расколотая. © / Ярослав Ливанский / Из личного архивa

Мемориальную доску, установленную погибшим во время Великой Отечественной войны юнгам, обнаружили общественники во Владивостоке на территории разрушенного пионерского лагеря «Нептун». Земля, где располагался один из лучших детских лагерей, отошла к застройщику, который намеревается снести останки советского прошлого и возвести элитное жильё. На такие «мелочи», как мемориал детям, он вовсе не обратил внимания.

   
   

Расколотая память

Пионерский лагерь «Нептун» – одно из ярких воспоминаний детства поколения детей 70–90 годов. Уютные домики и площадки, свежий воздух, и до моря рукой подать. В 90-е годы здесь начали возводить кирпичные корпуса, но скоро всё забросили. Для «Нептуна», как и для десятка лагерей, расположенных в пригороде Владивостока, начался период распада. Ухоженные ранее участки обрастали растительностью, мусором, постройки рушились…

«Отлично помню, как пионером отдыхал в лагере «Нептун», был командиром отряда. И как стелу юнгам устанавливали. Проблема разрушения великолепных мест отдыха понятная, и все мы заложники неправильного управления и разбазаривания государственной собственности. Десятки лагерей были ведомственными – принадлежали энергетикам, морскому, рыбному порту. В 90-е годы от лагерей стали избавляться, как от неликвида, а местные власти – продавать земли частным лицам», – вспоминает заместитель председателя «Опоры России» Александр Юртаев.
 

Обходя территорию заброшенного лагеря, возле бывшей столовой общественники обнаружили мемориальную доску в честь юных моряков, погибших во время Великой Отечественной войны. На доске вписаны имена Спартака Ганзюка, Мая Быстрякова, Германа Лопакова, Руслана Уткина, Алексея Малявина, Спиридона Иванова, Льва Роенко.

«Это были ребята 1927–1929 годов рождения, на момент войны им было 14–16 лет. Мы провели поисковую работу, отыскав информацию о каждом из юнг. Известно также, что в списке погибших юнг числится 23 человека, допускаю, что остальные мемориальные плиты уничтожены, эта с семью фамилиями расколота. Кроме того, найдена опора, на которой предположительно стоял памятник, как часть мемориального комплекса», – рассказывает руководитель приморского объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский.

«Все мы давно привыкли к тому, что застройщики уничтожают не только природу, но и памятники истории и архитектуры. Но тут, я считаю, вопиющий случай. Уверена, что застройщик готов и снести деревья, и засыпать ручьи, и уничтожить память о детях, погибших при защите Отечества. Считаю, что усматриваются признаки преступления, квалифицируемые по статье 243.4 УК РФ: уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов. В зависимости от тяжести подобные деяния наказываются миллионными штрафами и лишением свободы до пяти лет»,–говорит активист Марина Разумова.

Вернуть или уничтожить?

Стало известно, что территория пионерского лагеря «Нептун» в скором времени будет активно застраиваться, застройщик – ООО СЗ «ЗАЛИВ». Участок исключён из рекреационной зоны КГБУ «Центр развития территорий». Вопрос по освоению детского оздоровительного лагеря решён, планируется строительство коттеджного городка. Другую часть детского оздоровительного лагеря, представляющую заболоченную территорию с поймами ручьёв, также пустят под строительство.

   
   

«Будут построены 4-этажные дома. К сожалению, не могу сказать, сколько планируется домов и когда начнётся стройка», – ответила представитель компании застройщика.

«Право детей на оздоровление и отдых закреплено в Конституции, но по сей день бывшая санаторнокурортная земля, участки в десяти тысяч квадратных метров, то и дело продаётся под застройку. Из приморских 56 лагерей, путёвки в которые раздавали на предприятиях, остались единицы – частных, куда отправить ребёнка могут позволить себе далеко не все семьи», – продолжает Марина Разумова.

Между тем в 2021 году президент России Владимир Путин назвал недопустимым безосновательное перепрофилирование детских лагерей, а председатель Совета Федерации поручила разработать программу восстановления заброшенных территорий. Активисты намерены добиться того, чтобы лагеря отдыха, незаконно отданные в частные руки или просто заброшенные, вошли в президентскую программу. Прецеденты уже есть: так, Минобороны в ближайшие годы планирует восстановить бывший пионерлагерь ТОФ «Сокол», где будут отдыхать курсанты Владивостокского президентского кадетского училища.

Так выглядит сохранившаяся часть памятника. Фото: Из личного архивa/ Ярослав Ливанский

«Как будут реализовываться президентские программы в отношении детского летнего отдыха и выполняться обязательства, если земли, где стояли детские лагеря, продаются, застраиваются и прокуроры мер пресечения не принимают? Ни один детский оздоровительный лагерь прокуратура Приморского края не вернула из частной собственности?»,– возмущаются общественники

В ответах активистам о прокуратуры значится, что «сроки исковой давности истекли». Насчёт мемориала – проведена проверка, меры прокурорского реагирования применять нет оснований, он не входит в реестр памятников краевого значения.

Ведущий эксперт в области охраны памятников и архитектуры Анна Мялк пояснила: может ли, по сути, бесхозный мемориал быть аргументом для сохранения территории и для запрета снесения и строительства? Для этого заинтересованным лицам, общественности необходимо написать заявление в краевую инспекцию по объектам культурного наследия, приложив историческую справку, сведения о памятнике, героях, которые увековечены. И если мемориальный комплекс включат в объекты культурного наследия – убрать, уничтожить или складировать его будет нельзя.