С земельными скандалами в Приморье разбирается зам прокурора России

Визит в регион заместителя генерального прокурора России Дмитрия Демешина может поднять новую волну скандалов, связанных с тем, как приморские чиновники распоряжаются землёй.

   
   

ДОСТРОИТЬ НЕДОСТРОИ

Зампрокурора приехал с докладом о состоянии законности в сфере долевого строительства жилья на Дальнем Востоке. Главное в вопросе долевого строительства – обманутые дольщики и долгострои. И в этом, согласно докладу, имеется определённый прогресс. По словам Демешина, в результате конструктивного взаимодействия всех уполномоченных ведомств и прокуратуры количество долгостроев за два последних года сократилось практически в 3 раза с 91 до 31, ожидают восстановления своих прав 2 453 участника долевого строительства.

Тема немедленно нашла отклик у местных властей. С 2019 года в Приморье уже расселили более 2,5 тысячи семей, достроив 22 многоквартирных дома, и это примерно 2/3 от общего объёма проблемы. Над остальная треть находится в работе прямо сегодня.

- Строители гарантируют, что достроят дома до декабря 2023 года, – сообщил губернатор Приморского края Олег Кожемяко. - Там, где нет возможности сдать объекты, предложим людям денежную компенсацию. Средства на это предусмотрены в краевом бюджете, депутаты накануне, 29 марта, приняли соответствующий закон. Отмечу, что новые участники долевого строительства сейчас работают через эскроу-счета – денежные средства лежат в банке и застрахованы от подобных случаев.

Закон, надо отметить, приняли буквально накануне приезда заместителя генерального прокурора в среду, 29 марта в первом, втором и третьем чтении залпом.

ЗЕМЛЮ – НАРОДУ!

   
   

Долгострои и эскроу-счета также относятся к жилищному вопросу, как и процесс распределения земельных участков жителям региона. Многие рассчитывают выехать из города, обзавестись именьицем с землицей, хозяйство вести и к природе приобщаться. То есть решать вопросы насущные. И для многих, как выясняется, эта земля обернулась серьёзными проблемами.

Её не так-то просто получить, даже льготникам, в числе которых инвалиды, ветераны боевых действий и труда, труженики тыла. Подав заявления, большинство не получили не то, что свой надел, а даже ответов. Собравшись, люди начали методично атаковать чиновников по всем правилам бюрократического искусства, вплоть до судебных тяжб. В ответ: «В приоритете –  чиновников многодетные семьи, где воспитывается трое и более детей. До остальных очередь не дошла». Большинство земель, состоящих на балансе города, могут быть использованы под индивидуальное жилищное строительство, а земли для ведения садоводства уже принадлежат действующим СНТ. В том числе тем, что зарегистрированы совсем недавно.

И, кстати, с землёй для многодетных семей тоже не всё радужно. Участки предлагают на выселках, включая проблемный в транспортном отношении остров Попова или где-то на полуострове Песчаном.

Или к людям, которые десятилетиями возделывали свой участок, построились и воспитали детей, вдруг приходят «истинные хозяева» этой земли. Со свежими, горячими ещё после принтера бумагами и просят выйти вон. Участок в одном случае, оказывается, передан местной муниципальной администрацией ветерану МВД. Но продан через 10 дней после вступления ветераном в права. В другом случае желающим земли гражданам отказали потому, что участки расположены в районе глиссады аэропорта – прямо над ним заходят на посадку самолёты. Но вскоре там началась стройка. Администрация поменяла категорию, сняла ограничения и передала землю под ИЖС.

Средняя стоимость таких участков – порядка миллиона рублей. Их отдают формально – инвалидам и льготникам. А потом появляются здоровые люди на приличных машинах и строят большие дома и даже дворцы. Хотя можно было бы продавать желающим, и главное – способным заплатить по рыночной стоимости. Так могло быть выгоднее для бюджета.

Иначе получилось с жителями района Садгород, где примерно триста участков и примерно тысяча человек оказались самозахватчиками, хотя живут там поколениями.

С визитом заместителя генерального прокурора России Дмитрия Демешина и именем Генеральной прокуратуры в Приморском крае появилась надежда, что непонятные ситуации с распределением земельных участков прекратятся и появится какой-то порядок. Об этой ситуации, кстати, весь прошлый год говорил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.

— Долгое время, к сожалению, эта отрасль не получала правовой оценки. Мы видим, что выделялись крупные земельные наделы, потом они разделялись на маленькие участки и, самое обидное, продавались по рыночной цене. При этом при всем социально уязвимые категории людей, такие как многодетные и другие категории не получали земельные участки. Им говорили, что их нет. Когда мы начали разбираться, в том числе по программе «Дальневосточный гектар», Юрий Петрович публично обратился ко мне как заместителю генерального прокурора, — вскрыли большое количество нарушений, — отметил Дмитрий Демешин.

Кажется, начались подвижки.

САЖАЮТ

Земельный вопрос «подвел под монастырь» уже немалое количество чиновников, связанных с распределением собственности. В Приморье под арестом в связи с обвинениями в земельных нарушениях находится ряд чиновников: экс-глава Большого Камня Александр Андрюхин, действующий глава Большого Камня, экс-глава Надеждинского района Рустям Абушаев (арестован заочно, находится в розыске), два бывший подчиненных Абушаева по работе в администрации Надеждинского района — Александр Султанов (был его замом) и Максим Стефаненко (был специалистом отдела архитектуры и строительства).

Также под стражей содержатся бывшая первый вице-мэр Владивостока, экс-директор департамента земельных и имущественных отношений Приморья Наталья Соколова, бывший глава управления муниципальной собственностью администрации Владивостока Армен Карапетян и экс-министр земельных и имущественных отношений Приморья, а позже вице-мэр Владивостока Алексей Ляйфер.

Демешин пообещал изымать такие участки обратно в собственность государства. Но чаще всего они уже по несколько раз сменили хозяев. Кто в результате окажется пострадавшей стороной, непонятно. Неужели добросовестные приобретатели. Или чиновники в каждом случае будут разбираться отдельно и скрупулёзно?