Сакральное место. Крепость нуждается в рачительном хозяине?

Владивосток уникален крепостью. © / Виталий Козько / личный архив

Год Владивостокской крепости объявлен в Приморье в 2024 году. Уникальному фортификационному сооружению, аналогов которого в мире нет, исполнилось 135 лет. Второй год Музей-заповедник Дальнего Востока имени Арсеньева проводит крупный фестиваль всероссийского масштаба для широкой популяризации крепости. Её объекты стали более привлекательны и комфортны для горожан и приезжих туристов.

   
   

Однако из 66 объектов крепости полноценно благоустроены только три. За шесть лет для возрождения грандиозного комплекса на практике сделано очень мало. Об этом – разговор с председателем сообщества независимых экскурсоводов, действительным членом Общества изучения Амурского края Виталием Козько.

Освоить весь комплекс

– Виталий Алексеевич, как Владивостокская крепость, её прошлое и настоящее стали для вас делом жизни?

– Мой прадед Андрей Романович приехал во Владивосток из литовского города Ковно, чтобы строить форт № 7. Следом за ним на Дальний Восток перебралась его многодетная семья. С раннего детства моя бабушка, его дочь, рассказывала об этом, повторяя: «Мы жили на фортах». И мы, мальчишками, ходили смотреть на форты, которые тогда принадлежали военным частям.  

Спустя много лет, в 1989 году, видный учёный, архитектор Виктор Обертас выступил с инициативой создания клуба «Владивостокская крепость». Энтузиастов в ОИАК собралось более 100 человек, и в течение 30 лет мы занимались изучением и популяризацией огромного пласта историко-культурного наследия. Так, первую обзорную экскурсию по крепости провела краевед Нелли Григорьевна Мизь, был написан ряд монографий на эту тему.  

– Что изменилось к лучшему со времени образования федерального музея-заповедника «Владивостокская крепость», структурного подразделения Музея истории Дальнего Востока им. Арсеньева?

– Несомненно, позитивные перемены заметны невооруженным глазом. Объекты крепости постепенно передавались музею, ставшему учреждением федерального подчинения. Ранее за состоянием памятника следили целых две структуры, где деньги на зарплату были, а на охрану крепости – нет. Чиновники просто фиксировали – здесь что-то разорили, там что-то сломали, но никакого влияния на это не могли оказать. Реагировали лишь в том случае, если начинались несанкционированные работы с нарушением охранных зон.

   
   

– Итак, объекты крепости передали музею, а что дальше?

– Сейчас целенаправленно они эксплуатируются. Установлены ограждения, поддерживается порядок, поставлена охрана. Другое дело, что из 66 объектов полноценно благоустроены только три. Это Новосильцевская батарея и форт Поспелова на острове Русском, есть ещё «Форт номер один», расположенный на Горностае, куда вложены деньги и которые могут считаться туристическими объектами.

– То есть близко к идеалу?  

– Не совсем. Допустим, на форте Поспелова установили двери, решётки, флагшток, пушки. Есть там и административный блок, даже санитарная зона с биотуалетом, но резервуара с водой нет. Недостаточно охраны и сотрудников, не спилены старые деревья, они и небезопасны, и закрывают обзор на живописную панораму. Новые саженцы можно взять, к примеру, у Ботанического сада, который охотно разместит питомники на других территориях.

А если взять группу Петропавловских батарей? Поставили забор, но территория не кошена. Может быть, не надо дорогое заграждение, а лучше убрать траву? Несознательные люди как делают? Выламывают забор и проходят! Зачем ставить ограждения там, где нет охраны? Где логика?

– Как вы думаете, почему так происходит?

– У музея-заповедника слишком мало ресурсов – и финансовых, и кадровых, чтобы освоить весь комплекс. Моё мнение – нужно делегировать организации или компании, которые будут готовы работать на объектах, заключать договоры, создавать инфраструктуру, осуществлять охрану, вести хозяйственную деятельность. Знаю, что ранее была попытка привлечь предпринимателей на уровне городской думы. И даже были найдены такие люди. К примеру, готовые обустроить Уссурийскую батарею, где может быть прекрасная видовая площадка. Но идеи так и остались нереализованными.

– Что вы имеете в виду под определением «хозяйственная деятельность»?

– Всё, что относится к туристической инфраструктуре; это могут быть кафе, сувенирные лавки, аттракционы.  

– Даже аттракционы? Вот за это на вас особенно могут ополчиться. Хотя много лет даже в музее вокруг крепости ищут некий культурный баланс – устраивать ли развлекательные мероприятия у фортов? Концерты, выставки и так далее.

– Если обобщить, то нужно насытить объекты услугами, за которые люди готовы платить деньги. Фестивали, концерты и другие мероприятия, собирающие публику, я только приветствую.

Независимый экскурсовод

– Вы остались верны образу экскурсовода в военной форме? 

– Это историческая реконструкция, я провожу экскурсию по Владивостокской крепости в форме офицера русской армии конца XIX – начала XX века. Подобное практикуется во всех цивилизованных странах. Обмундирование у меня соответствующее. Для экскурсий, связанных с морем, у меня есть морская форма – китель, кортик, если крепостных – полевая форма.

– Туристы в восторге! А почему по Миллионке водите людей в казачьей форме?

– Какое отношение казаки имели к китайцам? Да они им землю сдавали в аренду! Когда китаец приходил к казаку и просил дать конкретный участок, в ответ слышал, что, мол, увы, там уже пшеницу посадил. Азиат обещал круглую сумму и вскоре перепахивал посевы и сажал мак. Вообще, казаки стояли на острие экспансии Дальнего Востока. Мой имидж обусловлен ещё и тем, что я казак и по происхождению, и серьга у меня в левом ухе потому, что я единственный у матери сын.

– Вы сознательно выбрали стезю независимого экскурсовода?

– Как часто бывает? Человек приходит в музей с желанием устроиться экскурсоводом. Методисты вручают ему готовые тексты, где всё разработано по схемам и правилам. И вот он уже водит экскурсии, порой искажая факты от неопытности и элементарного незнания темы. Но уже считается экспертом, а потом внезапно понимает, что не его призвание, увольняется, забывая всё, как страшный сон.

А я этим живу много лет. Экскурсовод для меня – как поэт, как театр одного актёра. Мои экскурсии авторские, эксклюзивные, не попадают под стандарты. Допустим, показывая туристам Миллионку, я основываю рассказ на редких фотографиях дореволюционной поры. У каждого экскурсовода должен быть свой портфель. Я не повторяю других.

– Кстати, про Миллионку. Многих приезжих туристов её вид разочаровывает.

– Так создайте инфраструктуру. Переселите людей из ветхих жилищ в современные дома, а на их месте наведите порядок, откройте кафе, театры, выставочные залы. Не надо выдумывать велосипед, посмотрите, как воссозданы старые кварталы в Китае, как эти уголки уютны и обаятельны, и сделайте точно так же. Тогда и туристы туда пойдут, вложенные деньги оправдаются.

– Вам по душе большие туристические группы?

– Я не заинтересован в массовости, когда без микрофона экскурсию не провести. А микрофон искажает звук, и потом, это не всегда нравится обычным прохожим, они подходят, спрашивают: «Что кричите? Нам это не нужно слушать!» Лучше разговаривать на короткой дистанции, тогда и суть лучше доходит.

Делай, что должно

– Среди историков бытует мнение, что Владивосток – не совсем обоснованный город. А турфирмы причитают – слишком молодая история, нечего показывать…

– Уникальность города как раз в крепости, аналогов которой нет в мире. Однажды во времена САММИТА АТЭС я познакомился с профессором из Японии, владеющим русским языком. Он попросил меня показать во Владивостоке то, чего не увидит в своей стране. Умолял – только не надо рассказывать про ваши мосты! Познакомился с Ворошиловской батареей и был в восторге. Я считаю, что Владивосток – европейский город, расположенный в Азии. Нужно лишь выглядеть подобающе. Крепости по-прежнему требуется рачительный хозяин.

– Виталий Алексеевич, а есть для вас в городе сакральное место?

– Назимовская батарея. Я живу по принципу – делай, что должно, и будь что будет. Несмотря на то что в музее Арсеньева не работаю, приезжаю на форты один раз в неделю, провожу посильные работы по благоустройству: где кустики подрезал, где мусор убрал. Меня спрашивают: «Зачем ты это делаешь?» Отвечаю: я мобилизован, мой прадед это строил, и мне это с генами передалось. А что касается Назимовской батареи… Там такой шикарный проект можно реализовать! Надеюсь к этому прийти.

ДОСЬЕ

Виталий Козько

Действительный член Общества изучения Амурского края.

Председатель сообщества независимых экскурсоводов Владивостока.

Войсковой старшина Уссурийского казачьего войска.

С 1990-х годов работа связана с крепостью. В 2000-х годах – сотрудник архитектурно-ландшафтного комплекса «Форт Наследника престола».

Работал в Русском театре на острове Солнца Харбина, Китай.

Награждён дипломом 2-й степени краевой конкурсной программы профессионального мастерства экскурсоводов «Экскурсия. Туризм. Владивосток».