Семья - превыше всего. Победа над детским сиротством - главная задача края

Как сохранить счастье большой и дружной семьи, запуская воздушного змея жизни? © / Олег Белов / АиФ

«АиФ-Приморье» продолжает вещать на своих страницах о страшной проблеме детского сиротства в Приморском крае в рамках социально значимого проекта «Ребёнку нужна семья!». На этот раз мы предлагаем читателям подробнее узнать о том, как происходит борьба с семейным неблагополучием, социальным сиротством и другими «детскими» социальными недугами на уровне краевых властей и посмотреть на эту проблему с внутренней стороны - глазами людей, ежедневно успокаивающих детскую боль от нехватки родительской любви. В этом нам помогла заместитель директора краевого департамента образования и науки Наталья Василянская.    
   

Чёткая система

- Наталья Вячеславовна, насколько актуальна для Приморья проблема социального сиротства?

- К сожалению, она актуальна всегда и не только для края - для всей страны в целом. Один департамент образования в поле воин, а потому на её профилактику брошены силы 25 центров содействия семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 34 территориальных отдела опеки и попечительства, 20 служб сопровождения замещающих семей. Все эти структуры работают с единой целью - не допустить, чтобы ребёнок пришёл в систему, чтобы дети получили статус «оставшихся без попечения родителей», и сделать всё, чтобы как можно больше ребят вернулись в свои кровные семьи. С родительской стороны работают органы профилактики семейного неблагополучия. Это комитет по делам несовершеннолетних, департамент социальной защиты, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел и многие другие, кто может подхватить «конфликтную» семью на ранней стадии и оказать ей помощь. Если межведомственное взаимодействие в муниципалитетах края выстроена чётко, то и процент социального сиротства снижается.

- А что сейчас происходит с этим показателем?

- Об итогах скажем в конце 2018 г., на сегодняшний день процент сирот при живых родителях значительно снизился в целом по всему краю. В начале 2017 г. в Банке данных находилось 2 659 анкет детей, нуждающихся в семье, а на 1 мая 2018 г. - 1 965. Меньше чем за полгода многие ребята вернулись к своим мамам и папам, другие ушли на усыновление в новые семьи или обрели опекунов. Какое-то количество детей решают для себя жить и воспитываться в учреждениях. Это их право, мы его поддерживаем, тем более что в центрах созданы все условия для того, чтобы ребёнок гармонично развивался как личность. Условия приближены к домашним, воспитанники живут как маленькие семьи, особенно это важно, если речь идёт о братьях и сёстрах.

Вместе всю жизнь

- Итак, дети вышли из системы, и теперь они уходят из вашего поля зрения?

   
   

- Конечно, нет. Нужно убедиться, что они никогда больше не вернутся обратно, а потому мы с коллегами делаем всё, чтобы у нас ни в коем случае не было вторичного сиротства.

Факты возврата, к сожалению, есть, и основная их причина - неготовность кандидатов в замещающие родители к столь кардинальным изменениям в привычном укладе. Несмотря на объяснения педагогов в Школах приёмных родителей, не все взрослые реально отдают себе отчёт в том, на какой серьёзный шаг они идут. Некоторые ожидают от детей благодарности за факт, что их взяли в семью, а в суровой домашней реальности с ужасом осознают, что труд приёмного родителя ничем не легче труда кровного, и порой и во сто крат тернистее и труднее. Как ни крути, кровные связи выработаны природой, а здесь нужно принять ещё чужого тебе ребёнка целиком, со всеми его проблемами и недетским жизненным багажом. С этим кризисом сталкиваются все приёмные семьи, путь из него находят те, у кого изначально была цель помочь юной личности найти своё место в жизни.

Часто детей в центры возвращают пожилые родственники, которые в силу слабого здоровья уже не могут уделять должное внимание подростку. Они не бросают их, каждые выходные забирают домой, участвуют в жизни детей, интересуются успехами у воспитателей, переживают.

По мере возможности мы стараемся передавать вторичных «отказничков» сразу в зарекомендовавшие себя приёмные семьи края, чтобы дети продолжили «отогреваться» и видели перед собой модель полной семьи.

Прежде чем передать его в семью, нужно убедиться, что там ему будет хорошо, что кандидаты в опекуны и малыш психологически совместимы. Здесь на помощь приходит одна из форм профилактики вторичных возвратов - временное пребывание в семьях граждан. Грубо говоря, мы предлагаем детям побывать в гостях у незнакомых ему взрослых, чтобы они могли познакомиться поближе и понять, смогут ли прожить вместе всю жизнь.

Однажды приходит мама

- Не боитесь, что «гостевой режим», которые не перешёл в опеку или усыновление, нанесёт ребёнку психологическую травму?

- Все, кто не работает в этой системе, говорят об этом. На самом деле никаких травм у наших воспитанников от похода в гости нет и быть не может. Во-первых, с детьми работают психологи и объясняют им, что эти дядя и тётя не родители, а друзья. Во-вторых, ребёнку отлично известно, что никто насильно не заставляет идти в гости, и он в любой момент может вернуться домой. Плюс специалисты учреждения наблюдают за поведением подопечного во время знакомства с будущими опекунами и если видят, что он не готов к «гостевому режиму», то просят кандидатов подождать. Кто-то ждёт неделю, у кого-то на расположение ребёнка к себе уходит год, а бывает, в учреждение заходит МАМА, обнимает малыша - и всё, семья состоялась.

Наши дети привыкли, что к ним постоянно кто-то ходит в гости. Дети настолько социализированы, что это никакой травмы нанести не может в принципе.

- Как вы думаете, нам удастся избавиться от детских домов?

- Нет, и это неправильно. Сиротство есть во всех государствах, и не все дети готовы жить в других семьях. Другое дело, что мы планируем вместе с уменьшением детей в системе реорганизовывать казённые учреждения. Например, когда в Центре содействия семейному устройству в Вольно-Надеждинском сильно уменьшилось количество воспитанников, мы решили не закрывать его, а перевести всех в одно здание, второе отдать в муниципалитет под детский садик.

Ещё одна причина, почему нельзя закрыть Центры содействия семейному устройству - они работают как службы сопровождение семей в кризисе, ведут профилактику по выявлению ассоциальности и не дают одним детям уйти в систему, другим - помогают вернуться к родным мамам и папам.

- Почему вы делаете такой упор на возвращение детей в кровные семьи? Порой горе-родителям дают и третий, и десятый шанс на восстановление в правах. Не проще ли оставить ребёнка в условиях, где ему всегда будет сытно, тепло и комфортно?

- Вы вот только на минутку представьте, что ваших мамы и папы нет. И наши дети не могут это свыкнуться с мыслью, что их нет рядом. Любовь ребёнка строится не на понимании хороший или плохой родитель, а на потребности в любви моей родной мамы. Без кровной связи, какая бы она не была, человеку очень сложно строить своё «родовое гнездо», отрыв от родителей разрушает основы их мироощущения.

Так бывает: кодируешь маму, вылечиваешь папу, и вдруг перед тобой появляется совершенно нормальная семья. Значит, наша работа не напрасна и даёт силы бороться с семейным неблагополучием дальше.

КСТАТИ

Благодаря проекту «Дети Приморья» у служб, борющихся с сиротством, есть множество друзей в органах государственной власти, МВД и ГУФСИН, среди общественных организаций и бизнесменов. Они ходят с воспитанниками на зарницы, в походы, на рыбалки, оказывают бытовую помощь - от банального забивания гвоздей до выделения транспорта и покупки необходимой техники.

Материал подготовлен в рамках проекта «АиФ-Приморья» «Ребёнку нужна семья!»

Фото: АиФ