Слагаемые безопасности

Школьникам предстоит непростой учебный год. © / Туна Урбагаева / Из личного архива

Мы стоим на пороге становления школы новой модели

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ – И СТРЕСС, И РАДОСТЬ, И СВЕТЛЫЙ ВОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ. КАК МНОГО ТРЕВОГ О ТОМ, ЧТО ОЖИДАЕТ РЕБЁНКА ВПЕРЕДИ И КАК ОГРАДИТЬ ЕГО ОТ ВСЕВОЗМОЖНЫХ НАПАСТЕЙ?

   
   
 

Как настроиться на весь учебный год? Будет ли вакцинация подростков от COVID-19? Что такое Школа примирения и как создать в классе атмосферу добра и порядка? На эти и другие вопросы ответила уполномоченный по правам ребёнка в Приморском крае Ольга РОМАНОВА.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – НЕ БОЛЕТЬ!

– Ольга Владимировна, мы беседуем накануне первого сентября. Пандемия затронула два учебных года. Какие уроки из этого периода вынесла система образования?

– Надеюсь, эпидемиологическая ситуация в Приморье стабилизируется и нам не придётся возвращаться к опыту всеобщей организации учебного процесса в дистанционном формате. Если оценивать его плюсы и минусы, то, конечно, в каждой образовательной организации и учителя, и родители, и учащиеся приобрели свой опыт, собрали свои доводы в пользу или против этого формата. Плюсы и минусы у всех разные. Если оценивать ситуацию по обращениям граждан в адрес уполномоченного, то самым большим минусом оказалась технологическая уязвимость семей, особенно тех, где учатся сразу несколько детей. Телефоны, планшеты, ноутбуки – где взять средства для приобретения их в нужном количестве одномоментно? Вторая сложность, которую многие родители относят к минусам дистанта, – количество времени, которое потребовалось и родителям, и педагогам для того, чтобы быстро вникнуть в особенности цифровой образовательной реальности и выстроить чёткую систему контроля выполнения домашних и классных заданий. Справедливости ради необходимо отметить: благодаря этому формату можно учиться у лучших учителей по самым интересным программам! Однако даже такой плюс не может заменить важность и ценность непосредственного человеческого общения, общения между сверстниками. Особенно это важно для подростков.

 – Сейчас активно муссируется тема возможной вакцинации детей против коронавируса. Что можно сказать по этому поводу родителям, полным тревог?

– Пока официального объявления о регистрации вакцины, прошедшей необходимые клинические испытания для детей и подростков, насколько мне известно, не прозвучало. Есть ожидание, что первые результаты испытаний, которые проводятся на базе Морозовской детской городской больницы и Детской городской клинической больницы имени Башляевой, появятся в сентябре. В целом в условиях пандемии при борьбе с таким вирусом, как COVID-19, в условиях массовой вакцинации целесообразна и вакцинация среди подростков. Однако даже после того, как все клинические испытания будут пройдены с положительным эффектом и соответствующая вакцина будет допущена к применению, решение о прививке ребёнку, не достигшему 18 лет, или отказе от неё вправе принимать исключительно родители или законные представители.

   
   

– Считается, что дети легко переносят заболевание. Но в одном из интервью вы сказали, что тема намного серьёзнее, чем видится. Так, во Владивостоке открылось целое отделение для реабилитации несовершеннолетних – большие палаты, внимательные врачи, современное оснащение. Что вы можете сказать об этом?

– Будущее – за профилактической медициной и качественной реабилитацией организма после каждого перенесённого заболевания. Я рекомендую всем родителям узнать больше о работе этого отделения, потому что его возможности – это комплексное решение задачи по укреплению здоровья ребёнка, его иммунитета и сопротивляемости болезням. В первую очередь возможности реабилитационного отделения показаны тем детям, кто перенёс любое длительное или тяжёлое заболевание.

Школьная медиация, детский отдых и оздоровление, здоровое питание, дополнительное образование и занятость детей, цифровой контент – всё это условия и факторы безопасного детства.

Родителей пугает словосочетание «на базе туберкулёзной больницы», поэтому они боятся даже подумать о том, чтобы пройти с ребёнком здесь курс реабилитации. Но это всего лишь страхи неосведомлённости, влияние стереотипов и стигм. Мы боимся слова «туберкулёзный», но при этом даже не пытаемся понять, что именно это заболевание и – внимание! – излечение от него требует последующей долговременной реабилитации. Поэтому в этом, реабилитационном, отделении нет ни одного больного туберкулёзом, зато наработан колоссальный опыт восстановления организма после болезни. В этом отделении – лучшее из того, что есть в приморском детском здравоохранении в сегменте восстановительной медицины.

ШКОЛА ПРИМИРЕНИЯ

– Вы не раз говорили о том, как важно взаимодействие службы уполномоченного с педагогами, родителями. Какие мероприятия запланированы на ближайшее будущее в целях просвещения взрослых?

– Буквально в первый день нового учебного года при уполномоченном по правам ребёнка откроется «Школа примирения». Я приглашаю всех родителей, кого волнует тема школьных конфликтов, травли или потери контакта с подростками, обратить внимание на этот ресурс. Это будет и рубрика вопросов и ответов, и обучение азам медиации, и разбор конкретных случаев, и отдельная группа в мессенджере, где можно будет общаться и получать информацию по актуальным родительским запросам. Подробную информацию мы опубликуем на своих страницах в социальных сетях.

– Я часто спрашиваю учителей, какая, по их мнению, должна быть атмосфера во время урока, и все отвечают по-разному. Вот заходит педагог в класс, а там шум, гам, все стоят на ушах, нет сил справиться! Что делать, есть ли возможность помочь таким кризисным ситуациям?

– Я глубоко уверена в том, что мы с вами стоим на пороге становления новой модели отношений между участниками образовательных отношений в одной отдельно взятой школе. Вся нормативно-правовая база для этого создана. Реализуется государственная программа «Развитие образования Приморского края» на 2020–2027 годы, социально значимых проектов и мероприятий в Приморском крае в сфере образования, молодёжной политики, направленных на укрепление института семьи с детьми, пропаганду семейных ценностей.

 Каждый коллектив образовательного учреждения (а в него входят не только учителя или администрация школы, но и родители, и сами ученики) может и должен сам для себя определить правила жизни и отношений внутри организации. Это может быть закреплено во внутренних, локальных нормативных актах, таких как устав или концепция безопасности или положение о совете школы. А после этого каждый должен следовать принятым правилам. Безусловно, они должны пройти стадии обсуждения и принятия всеми участниками образовательного процесса. И от этого будет зависеть атмосфера в каждом отдельно взятом классе в этой школе.

ГОРДОСТЬ ЗА НЕПОСЕДУ

– Ольга Владимировна, накануне нового учебного года вы побывали на XVII Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребёнка «Право ребёнка на безопасность. Новые вызовы и пути решения». Что лично вы вынесли из этого масштабного мероприятия?

– У нас с вами впереди очень много работы – это самый главный вывод по результатам участия в съезде. В течение двух дней на его разных площадках обсуждались самые острые вопросы. Школьная медиация, детский отдых и оздоровление, здоровое питание, дополнительное образование и занятость детей, цифровой контент – всё это условия и факторы безопасного детства. В каждом из этих аспектов должна быть выстроена чёткая модель взаимодействия органов исполнительной региональной и муниципальной власти, профессиональных сообществ, бизнеса и некоммерческого сектора. Важно участие и родительского сообщества. По моему мнению, в Приморском крае нам ещё только предстоит эту модель выстраивать.

Проблемы детской безопасности в разных регионах решают по-разному. Так, в пяти российских регионах приняты, например, концепции или программы комплексной безопасности детства. Это очень важный региональный документ, в котором не только расписаны действия различных министерств и ведомств, органов муниципальной власти, но и заложены средства на обеспечение мер, предусмотренных этой Концепцией. Приморскому краю эта работа ещё только предстоит.

– Поделитесь секретом, как начать новый учебный год, чтобы он удался?

– Настраиваться на интересный, насыщенный позитивными и яркими событиями год. В нём будет много новых встреч, общения, полезной и интересной информации, знакомств с удивительными людьми и с самими собой. У каждого, абсолютно каждого ученика будет много побед, больших и маленьких, а это значит, что у пап и мам будет много поводов для радости за своего или свою непоседу. Верьте в них и не забывайте говорить детям, что вы ими гордитесь!

ДОСЬЕ

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОМАНОВА

Родилась во Владивостоке, окончила факультет журналистики Дальневосточного государственного университета.

В 2000 году основала телевизионную производственную студию – продюсерский центр «Рост». В 2006 году команда сотрудников центра создала интернет-портал «Владмама». Через 6 лет на его базе был создан Благотворительный фонд добровольной помощи детям «Владмама».

В 2020 году назначена на должность уполномоченного по правам ребёнка в Приморском крае.