Сродни женской дружбе. Как сложилась судьба выпущенных в тайгу тигриц

Тигра выпускают в тайгу. © / Центр "Амурский тигр"

Две тигрицы, которых в июне выпустили в дикую природу, уже совсем скоро получат свои имена. Экологи и специалисты, которые занимаются охраной этих редких хищников, ведут мониторинг их перемещений, отслеживают их самочувствие и подводят итоги конкурса по выбору имён для хищниц.

   
   

Об этой работе, о том, чем занимаются «подружившиеся» животные сейчас, стало ли титгров в Приморье значительно больше, рассказал ведущий эксперт по сохранению этого редкого вида хищников директор АНО «Амурский тигр» Сергей Арамилев.

Умеют ли тигры дружить?

- Двух хабаровских тигриц выпустили в тайгу после реабилитации. Одну из них выловили в Нанайском районе в начале марта. У нее была повреждена лапа, из-за этого она выходила к людям. Вторую молодую тигрицу экологи забрали в апреле, она утащила несколько собак и задавила бычка. Хищников доставили в Приморье в реабилитационный центр. Много писали, что там они подружились. Действительно ли возможна тигриная дружба?

- Это очень похоже на извечные вопросы «есть ли женская дружба» и «есть ли дружба между мужчиной и женщиной». Тигры, конечно, не рассказывают об этом. Учёные говорят, что нет, такой дружбы нет и быть не может. Может быть лишь симбиоз – совместное сожительство.  Как это было с нашими тигрицами? Одна из них знала, что такое воля, и хотела выйти, но внешние ограждения сломать не смогла. Зато смогла нарушить сетку внутреннего вольера, отделяющего ее от другой тигрицы, так они и познакомились. В природе, в основном, столкновений и конфликтов между тиграми не было, потому мы решили оставить все так, как есть, и не разъединять их. 

- В конце июля появились сообщения о том, что ваше ведомство объявила конкурс по выбору имён для этих тигриц. Как проходит конкурс и для чего тиграм имя?

Конкурс продолжается в социальных сетях, имя пока выбирают. Из всех предложенных выберут самые уникальные. Тиграм, конечно, все равно, какую кличку ему подберут, однако, это сделано для удобства восприятия людей. И для нас, и для людей называть их просто «Тигр №1» и «Тигр №2» совсем непрактично.

   
   

- Вы знаете, что происходит с тигрицами сейчас?

- Да, ошейники у них работают. Завоза импортных GPS-ошейников сейчас, конечно, нет, но наши и не хуже. Взрослая тигрица идёт на север, в сторону Хабаровского края, и либо она идет домой, либо просто в более удобное место. Молодая же на особо дальние расстояния не передвигается, но и к людям не выходит, что нас очень радует. 

- Считаете ли вы, что будущее молодых тигриц в безопасности?

Самое неблагодарное – это предсказывать, но специалисты прогнозируют, что да, в безопасности. 

Держаться подальше от людей

- Сергей Владимирович, где вообще вы находите тигров?

-  В России существуют чёткие правила, которые регламентирую изъятие животных из дикой природы. В случае с тиграми, необходимо решение Росприроднадзора РФ. Животных отлавливают, если оно ведёт себя неестественно. Тигры – очень скрытные животные, и если хищник выходит к людям и доставляет им неудбство, значи, с ним что-то не так. Обычно к жилью выходят или старые тигры, или нездоровые хищники. Охотиться им мешают травмы, и домашние животные для них представляются единственной лёгкой добычей.

Таких животных отлавливают. Если животное старое или раненое, хищника отправляют специальный реабилитационный центр. Если же с ним всё в порядке, на животное надевают специальный ошейник, оснащенный системой GPS, с помощью которой можно отслеживать его перемещение. Таких тигров выпускают в новых районах подальше от людского жилья. После этого учёные и специалисты охраны природы наблюдают за их поведением. Если животное после этого не больше не приближается к людям, значит, всё хорошо. За ним продолжают наблюдать, как тигр осваивается на новом месте.

Раненых животных лечат. А по прошествие некоторого времени проводят тесты: проверяют, как хорошо хищник охотится, как реагирует на человека. Если тигр ведёт себя как и подобает дикому зверю – боится человека – его тоже отпускают в тайгу.

Хищников стало больше

- Бывало ли такое, что тигры умирали либо в реабилитационном центре, либо после выпуска в дикую природу? 

- Было. Порой доставляли таких тигров, у которых было очень мало шансов на спасение. Конечно, хочется спасти всех, но, к сожалению, это невозможно. Этой зимой привезли самца из села Вяземское, который ногой попал в капкан. Сухожилия были разорваны, как следствие, случился сепсис, заражение крови. Ему старались помочь, хоть и было очень сложно, но в итоге выжить он все-таки не смог.

- В последнее время стало появляться довольно много видео с тиграми. Дня не проходит, чтобы в соцсетях кто-то не выложил бы фото или видео с хищниками. Их действительно стало больше, или больше стало фотокамер на руках у людей?

 

- Это совокупные процессы. За последние 10 лет средняя продолжительность жизни тигров в дикой природе не изменилась, но их количество действительно слегка увеличилось, однако, совсем на немного: с 500 до 750. И, конечно, увеличилось количество средств коммуникации: камеры наблюдения, которые позволяют фиксировать тигров, социальные сети, через которые факты встреч с тиграми можно передать. Вот и получается, что в последнее время создаётся впечатление, что их стало больше.

Почему тигров не кормят свининой

- Насколько затратно содержать тигров в реабилитационном центре? 

- Основные затраты связаны с их едой, ведь нельзя просто купить свинину и дать тигру: это умное животное, и он запомнит, что свинину ему дают люди, и, оказавшись на воле, он будет искать людей, думая, что они снова дадут ему свинину. Так что, необходимо покупать диких оленей и давать тиграм охотиться на них - это развивает их навыки. 

В общем, олень — это самое затратное из содержания тигров. Их нужно покупать минимум один раз в неделю – а это больше 50 тысяч за одного, и привезти животное - это тоже затраты, хоть и более мелкие. Еще зарплата для работников, оборудование, лекарства – в общем, в год на каждого тигра тратится около миллиона минимально. 

 

- Есть ли у вас какая то волонтерская программа?

Есть, но сложность в том, что мы не можем подпускать волонтеров близко к животным в целях безопасности, иначе нас засудят. Они помогают подготавливать кормовые смеси, наблюдать за ними по камерам – в общем, все, но без прямого контакта с тиграми. 

- Сколько амурских тигров вы уже вернули в дикую природу? 

С 2013 года выпустили порядка 14 тигров, плюс 6 передержанных в реабилитационном центре. В общем, порядка 20.