Старая проблема. Новый подход: зачем на дорогах появилась новая разметка?

Сегодняшнее состояние дорожной разметки во Владивостоке вызывает массу вопросов. © / Александр Колегов / АиФ

Администрация краевого центра в очередной раз таким образом намерена решить проблему пробок на самых оживлённых транспортных артериях. Новая схема движения должна заработать в ближайшее время. Параллельно обещан запуск системы платной парковки.

   
   

Иероглифы?

Чёрточки, штрихи и пунктиры появились на асфальте несколько недель назад и сразу начали озадачивать тех, кто за рулём.

– Сначала было похоже на обычное обновление разметки, потом появились новые полосы поверх старых и читать эту разметку стало сложно, – рассказал работающий в центре и постоянно ездящий на личном автомобиле Сергей Кураев. – А сейчас на отдельных участках не разметка, а какая-то тайнопись, разобраться в которой вообще невозможно.

Судя по поведению машин на дороге, их водители разобраться в новшествах и не пытаются.

– Появились новые сплошные, местами – по две сразу, но на просто двойную сплошную это не похоже, – там метр между полосами. Как это понимать – не ясно. Разжирела, что ли? – недоумевает водитель Мария Малькевич. – Сплошной полосой и пунктиром выделено десять метров – проезжать можно. А выезжать из таких карманов можно не везде. А парковаться уже нельзя? Ещё можно? Или нельзя, но, если хочется, то...? И поворачивать с главной дороги местами нужно аж со второй полосы.

Это одна из наиболее эффективных мер по повышению привлекательности общественного транспорта. В других городах и странах, по крайней мере, точно работает.

Водители пользуются тем, что новая разметка ещё не полностью активизирована. Нет запрещающих и регулирующих знаков, а без нарисованной буквы «А» выделенная полоса – просто выделенная, а не специализированная для общественного транспорта. Другого, правда, на большинстве городских магистралей не осталось: троллейбусы ездят только по Русской, а трамваи в резервации на участке Сахалинская – Баляева. Остальные ездят, как привыкли.

– Если эту разметку соблюдать, то проезжая часть теряет одну, а местами и две полосы, все теснятся на оставшихся. В районе Покровского парка начали собираться пробки, – рассказал Сергей Кураев. – Вроде бы для разгрузки всё это делается, а становится хуже. К тому же народ вернулся из отпусков, за руль село больше народу, чем летом. Машин заметно стало больше.

   
   

В том же районе – на Алеутской от остановки «Краевая больница», на которой останавливается весь общественный транспорт, до перекрёстка с улицей Мордовцева – общественный транспорт разделяется: часть идёт дальше по Алеутской на Светланскую, а части нужно свернуть налево на площадь Семёновскую. Они и раньше виляли из крайней правой в крайнюю левую полосы, что затрудняло проезд на участках между Прапорщика Комарова, Пологой, Фонтанной и Мордовцева. С каждой полосы на Алеутскую вливался отдельный поток машин.

Секрет затеи

В администрации Владивостока рассказали, что вопросами транспорта и организации его движения в городе занимается центр организации дорожного движения.

В центре подтвердили, что это их замысел. Он направлен на разгрузку дорог. Предполагается, что основной поток перемещающихся по дорогам граждан должен начать выбирать в качестве средства передвижения транспорт общественный. А от частного – отказываться.

– Выделенные полосы – это одна из наиболее эффективных мер по повышению привлекательности общественного транспорта. Новая дорожная разметка позволит быстро и без помех осуществлять пассажирские перевозки. Время в пути значительно сократится. Это особенно важно зимой и в часы пик, когда все едут на работу или учёбу и обратно домой, – рассказал директор центра организации дорожного движения Владивостока Александр Гревцев.

Выделенные полосы дадут «зелёный свет» общественному транспорту Владивостока. Первый участок, где появится такая специализированная полоса, охватит ряд центральных улиц города, а её протяжённость составит около трёх километров. Запуск новой схемы запланирован на конец октября.

Как сообщили в центре организации дорожного движения Владивостока, уже с конца октября жители города, использующие для передвижения общественный транспорт, смогут быстрей добраться на автобусах до пункта назначения. Бесперебойное движение общественного транспорта, а также снижение временных затрат пассажиров обеспечит введение на дорогах города специальных выделенных полос для общественного транспорта.

– В дальнейшем выделенные полосы появятся и на других магистральных улицах. В перспективе в городе будут обустроены выделенные полосы общей протяжённостью 60 километров, – добавил Александр Гревцев.

Параллельно во Владивостоке активно запускается система платных парковок. Эту меру в администрации города считают одной из наиболее действенных для снижения автомобильного трафика, борьбы с дорожными пробками, создания комфортной городской среды. За образец берётся опыт всех современных городов мира.

– На первом этапе в рамках концессионного соглашения выделенное платное парковочное пространство появится в центре города – на Светланской, Фонтанной, Пологой, Прапорщика Комарова и Пограничной всего на 395 мест, – рассказывал ещё в марте заместитель главы Владивостока – руководитель управления дорог Николай Зайцев.

Кстати одна из мер, принимаемых именно для борьбы со стихийными парковками, уже анонсирована на улице Пушкинская в районе школы №9. Там появится так называемая зона «Kiss & Ride» – «целуй и уезжай». Специальная полоса будет отделена от основной дороги разметкой и искусственным бордюром. Въезд на выделенную полосу будет разрешён только для того, чтобы высадить и забрать детей из школы.

– Несмотря на запрещающие знаки, люди оставляют машины, а это значительно мешает высадке и посадке детей, снижает видимость на пешеходном переходе и, соответственно, безопасность маленьких участников дорожного движения, – объяснил смысл нововведения директор центра организации дорожного движения Александр Гревцев.

Уже пытались

– Машин на дорогах Владивостока в десятки раз больше, чем способна обеспечить пропускная способность дорожной сети, – отметил экс-руководитель ГИБДД Приморья, президент союза автотранспортников Приморского края Юрий Оборин. – И количество общественного транспорта тоже выросло в последние годы, так что ему просто не хватает места. Если мы сегодня отдадим полосы водителям автобусов, на дорогах начнётся коллапс. Появятся пробки для всех других средств транспорта.

Юрий Оборин считает, что проблему можно решить удалением из центра и с дорог вообще транспортных средств. Особенно припаркованных. Выходы – расширение дорожной сети, появление вместительных (лучше многоэтажных) парковок либо просто запрет на въезд части транспорта.

– Если мы хотим дать хороший проезд автобусам, нужно обращаться к водителям частного транспорта, чтобы они пересаживались на общественный, – отметил Юрий Оборин. – Бывает, что водители автобусов порой отказываются выходить на маршруты потому, что не удаётся соблюдать график и другие требования. А на общественном транспорте по центру я спокойнее доезжаю до работы, и порой быстрее, чем на личном автомобиле.

Разметка – это лишь один из элементов, который сам по себе проблему не решит, это возможно только при системном подходе, – рассказал бывший заместитель главы администрации Владивостока, сотрудник экономического комплекса г. Москва Владимир Черепков. – При нынешних подходах местных властей решить задачу будет невозможно. Она требует длительной системной работы, и подготовительные мероприятия могут занимать не один год. А задачи сегодня решаются просто – «давайте сделаем вот этот элемент». Не пошло, предпринимается другое действие, но тоже как отдельный самостоятельный инструмент воздействия. А они как правило не только не стыкуются, но и даже зачастую противоречат друг другу и усугубляют ситуацию.

– Разметкой дорог, организацией общественного транспорта, каршерингом, арестплощадками во Владивостоке занимаются разрозненные коммерческие структуры, преследующие одну цель – прибыль. А одним из ключевых элементов – комфортным и понятным парковочным пространством – вообще никто. В 19 году я поднимал тему парковочного пространства и других элементов реконструкции в рамках Федеральной программы БКД, однако всё сводилось к замене бордюрного камня. Так быстрее и проще. Уже после моего ухода, в октябре 19 года, был разнос Юрия Петровича Трутнева по качеству ремонта, а главное, что вам выделялись федеральные деньги на реконструкцию, а не на замену бордюров. Всё, что делается во Владивостоке, имеет цель – заработать на этих видах бизнесу, а не сделать на благо горожан. Во Владивостоке изображается бурная деятельность, а как результат – главное, чтобы все остались при тех схемах организации бизнеса, которые существуют уже много лет. А должна делаться именно комфортная среда для людей. При этом зарабатывать должен бюджет города и давать заработать добросовестным предпринимателям, причем в первую очередь местным и работающим на благо города, – считает Владимир Черепков.

Комментарий власти

Константин Шестаков, мэр Владивостока:

– Ещё одно важнейшее требование – автобус должен ходить по расписанию и с чётким интервалом, а не стоять в пробках. Поэтому во Владивостоке планируется введение выделенной полосы для общественного транспорта, и создание такой полосы на отдельных участках уже в стадии завершения. Здесь будут установлены дополнительные камеры видеонаблюдения – для фиксации нарушений. Такими камерами будут также снабжены автобусы.

Мнение эксперта

Александр Юртаев, депутат думы Владивостока:

– В районе Суханова напротив здания думы города огромнейший пятак выходит на театр им. М. Горького. Там можно было построить сооружение пандусного типа. Мы считали, там можно поставить объект на 300 – 400 машин. Его хватило бы на все припаркованные вокруг авто, до самой администрации города. Дело было взято на исполнение, но потом поменялся один, второй, третий мэр. Теперь Константин Владимирович Шестаков занялся вопросом. И он настроен решительно.