Тайны взрыва «Дальстроя»

Валерий Бельцов / Из личного архива

Исторический детектив с дальневосточным сюжетом

Эта история достойна именно сериала, потому что имеет взрывное начало, много жертв, занимательное следствие, интригующее продолжение и, наконец, совершенно непредсказуемое окончание. А началась она со взрыва теплохода «Дальстрой» в находке 75 лет назад, летом 1946 года.

   
   

Делом занимался Сталин

24 июля 1946 года в трюме парохода «Дальстрой» в Находке во время погрузки взорвались семь тысяч тонн аммонала. Одновременно рванули и 400 тонн тротила в другом трюме. Мама не горюй! – находившиеся рядом портовые сооружения размело, как семечки, заодно разметав и людей.

Вот что доложил тогдашний министр внутренних дел СССР Круглов Сталину и своему шефу Берии, преуменьшив количество взрывчатки: «В результате пожара и взрыва в бухте Находка уничтожен пароход «Дальстрой» и все находившиеся на нём грузы в количестве: взрывчатки – 917 тонн, сахара – 113 тонн, разных промтоваров – 125 тонн, зерна – 600 тонн, металла – 392 тонн, а всего на сумму 9 млн рублей; на сгоревших складах Дальстроя уничтожено различных промышленных и продовольственных грузов на сумму 15 млн руб. и взрывчатки на сумму 25 млн руб.

Во время взрыва парохода «Дальстрой» убито и умерло от ран 105 человек, в том числе: военнослужащих – 22, гражданского населения – 34, заключённых – 49; ранено и находится в лечебных заведениях 196 человек, в том числе: военнослужащих – 55, гражданского населения – 78 и заключённых – 63».

Как всё происходило? В порту на мысе Астафьева с 1943 года существовал подлагпункт No 8, зэки грузили суда, уходящие на север с различными грузами, в том числе со взрывчаткой для строительных работ. Взрывчатку грузили насыпью или в мешках, и в любой момент при определённой раскладке могло случиться ЧП. Так и произошло 24 июля 1946 года.

Об этом в книге воспоминаний «Я бы снова выбрал море» написал бывший тогда старпомом на «Дальстрое» Павел Куянцев. «В носовой трюм насыпью грузили аммонал. Второй трюм, строп за стропом, заполнялся тротилом в резиновых мешках. Работу выполняли заключённые. Я спросил, почему аммонал грузили насыпью. Приказ из Магадана от самого начальства – ответил капитан».

Капитан Всеволод Банкович и старпом пошли на берег к военному прокурору и пытались доказать, что грузить подобным образом нельзя, но ничего не добились. Вернулись на судно и после обеда услышали крики о пожаре в первом трюме.

   
   

Капитан не растерялся, приказал подать воду на палубу, открыть кингстоны и затопить носовые трюмы. Приказал покинуть судно, и благодаря этому многие остались живы, хотя сам настоящий капитан остался на борту и погиб. Спустя десять минут после распоряжения капитана раздался мощный взрыв. После него осталась только притонувшая корма теплохода, размело все находившиеся рядом постройки и склады. Кругом месиво грязи, остатков тел и крови. Пятитонный якорь «Дальстроя» отбросило на берег на полкилометра! Взрывной волной в прибрежных домах сорвало крыши и выбило стёкла. Очевидцы утверждают, что целые сутки с неба капал мазут (в бункерах его было 18 тысяч тонн) и в радиусе километра лежали разбросанные взрывом части судна. Сахар и муку раскидало по ближним сопкам, и голодные собирали эту смесь с земли.

Эхо того взрыва откликалось и спустя десятилетия. Пионеры находили на близлежащих пляжах огромные куски железа, пытались сдать их в металлолом, но не могли добыть, поскольку они были закопаны в землю.

Да что там 1946 год! Эхо того взрыва откликалось и спустя десятилетия. Пионеры находили на близлежащих пляжах огромные куски железа, пытались сдать их в металлолом, но не могли добыть, поскольку они были углублены в землю. А в уже в начале 2000-х годов земснаряды осуществляли плановое углубление бухты в акватории находкинского торгового порта, и в районе причала No 28 ковш земснаряда не смог черпать грунт – что-то мешало. При обследовании дна водолазы обнаружили большие металлические фрагменты. В итоге привлекли плавкран, на борт которого подняли фрагменты корпуса «Дальстроя»: форштевень, приличный кусок фальшборта, якорь и прочие части. Руководство порта думало передать найденное в музей города, но в дальнейшем в те смутные времена ничего не решилось, и о судьбе найденного неизвестно.

Чертовщина какая-то

Спустя две недели после взрыва «Дальстроя» взорвались охраняемые склады взрывчатки в районе пади Ободной. Там было шесть тысяч тонн аммонала и тротила – больше, чем на теплоходе, но никто, к счастью, не пострадал. Тут уже версия о халатности, которую таки и осуществила комиссия из Москвы, подверглась в пух и прах, но концов опять не нашли. Зато сняли очень много местных и краевых начальников НКВД и специальных строительных управлений.

Эхо находкинского взрыва отозвалось и год спустя в Магадане, когда 19 декабря 1947 года взорвался пароход «Генерал Ватутин», рядом с которым с грузом капсюлей находился транспорт «Выборг». Рванул, естественно, и он. В итоге оба парохода затонули. Из числа команды парохода «Генерал Ватутин» никого живым не нашли, не обнаружили и тел. В результате взрыва на дне образовался котлован длиной до 100 метров, шириной 40 метров и глубиной семь метров. В нём и увидели отдельные части парохода. И поныне официальные данные о числе погибших после взрывов на пароходах «Генерал Ватутин» и «Выборг» разнятся: в одних источниках указана цифра 90, в других – 97.

Халатность халатностью, но самая популярная версия этой трагедии в начале 1950-х годов на Колыме была связана с зэками, которые якобы решили препод- нести «подарок» чекистам к их профессиональному празднику 20 декабря.

Агент абвера с одной ногой

Версия конспирологическая, но правдоподобная. Капитан первого ранга запаса, заведующий сектором института «Гипрорыбфлот» Генрих Колчин в своих воспоминаниях сослался на своего отца, который после войны был начальником Находкинской нефтебазы «Дальстроя» МВД и других его сослуживцев, в том числе старых чекистов-дальневосточников. По его утверждению, только время и цепочка случайностей позволили на рубеже 1960-х годов узнать о тайне взрыва теплохода «Дальстрой». И не только его.

Как утверждается, к взрыву был причастен разведчик, офицер абвера Эгон Эрке, которого забросили в СССР аж до войны, и он работал моряком, потом каким-то образом стал освобождённым из лагерей инвалидом с одной ногой. Согласитесь, для объяснения причин взрыва и оправдания посаженных за халатность чекистов версия более чем подходящая.

После взрыва в Находке.

Так вот. Как пишет Генрих Колчин, «прошедший школу полковника Николаи и адмирала Канариса, свободно владеющий несколькими языками и специальностями, Э. Эрке, обосновавшийся сначала во Владивостоке, а затем в Находке, вёл в предвоенные годы активную разведывательную работу, завязывал знакомства, вербовал агентуру из деклассированных элементов и девиц лёгкого поведения. Перед войной его задания выполняли две девушки, нелегально вёдшие наблюдение за строительством оборонных объектов на берегах Приморского и Хабаровского края. Их преступная деятельность была пресечена бдительными действиями матросов Тихоокеанского флота. Однако сам резидент Эрке по кличке «Серж» сумел вовремя скрыться, с началом войны перешёл к подготовке и проведению диверсий. Обе шпионки были осуждены и приговорены к длительным срокам лишения свободы. На совести Эрке судьба ещё трёх судов, погибших на Дальнем Востоке при загадочных обстоятельствах. Но возмездие неотвратимо. Отбыв положенный срок заключения, одна из девиц по имени Мария уехала в дальний сибирский городок, где поступила на работу санитаркой в дом инвалидов. Однажды, войдя в палату, она узнала в пожилом мужчине, лишённом конечностей, зрения и с ослабленным слухом, своего «крёстного» по кличке «Серж», поскольку он имел редко встречающуюся примету – раздвоенную нижнюю губу. Органы госбезопасности провели официальное опознание, предъявив Марии ряд фотоснимков из архивов немецко-фашистской разведки. Из предъявленных фотографий Мария выбрала единственную, где молодой «Серж», то есть корветтен-капитан Эгон Эрке, был запечатлён в морской парадной форме. Налицо было и внешнее сходство инвалида и его изображения в молодости».

Ради этого, согласитесь, стоит снять сериал.

ДОСЬЕ

Пароход «Дальстрой» был построен в 1925 году в Голландии. В 1935 году был куплен Советским Союзом для перевозки заключённых из портов Владивостока и Находки на Колыму. Был переименован в честь народного комиссара внутренних дел Генриха Ягоды. А после того, как Ягоду признали врагом народа и приговорили к расстрелу, пароход получил своё имя – в честь строительной организации НКВД «Дальстрой».

Валерий БЕЛЬЦОВ