Трудности перевоза. Из-за новых требований к такси поездки станут дороже

10% россиян сегодня «привязаны» к такси. На фоне растущих цен кому-то, похоже, придётся «отвязаться». © / freepik.com

Услуги такси в Приморье становятся всё более недоступными. За год поездки подорожали в два раза, но надо готовиться к тому, что цены вырастут ещё больше.

   
   

К советской разнице

В советские годы поездку на такси могли себе позволить только очень обеспеченные люди. За посадку нужно было заплатить 20 копеек, далее счётчик отсчитывал по 10 копеек за каждый километр. Таким образом, во Владивостоке поездка от Луговой до центральной площади, а их разделяют ровно 5 километров, обходилась как минимум в 1 рубль 20 копеек. И это притом, что на автобусе можно было доехать за 5 копеек, а на трамвае — и вовсе за 3 копейки. Разница — как минимум в 20 раз.

В 2023 году разрыв цен на транспорте сократился. Проезд на автобусе в прошлом году подорожал до 35 рублей, а такси от центра до Луговой можно было вызвать за 150 рублей. Разница стала, в общем-то, незначительной, и такси стало демократичным транспортом. Многие даже отказывались от собственных машин.

«Я пользовалась такси при поездках на работу и с работы ежедневно, — говорит жительница приморской столицы Анастасия Колесникова. — Подсчитала, что на бензин, стоянку, ремонт своей машины трачу больше, и проще было ездить на такси. К тому же ушла головная боль, где припарковаться, — ни возле офиса, ни возле дома мест никогда нет».

До недавнего времени цены на поездку в такси в Приморье были одними из самых низких в стране.

Основной контингент водителей такси во Владивостоке — это мигранты, зачастую нелегальные, которые были рады любому заработку. К тому же большую часть автопарка такси составляли гибридные японские «приусы» и «аквы» — они расходуют мало бензина.

Всё изменилось с введением новых правил таксомоторных перевозок. С прошлого года в такси можно было работать только при наличии российского водительского удостоверения. К тому же агрегаторы изменили свои правила при расчёте с водителями.

   
   

Нелегалам пришлось легализовываться и нести дополнительные траты на получение российских разрешительных документов. Всё это отразилось на стоимости поездки.

Повысили стоимость и нелегалы. Они называли это платой за риск. После серии резонансных ДТП с участием таксистов-иностранцев правоохранительные органы Приморья приступили к тотальным проверкам на дорогах. Только с начала этого года у водителей с зарубежными паспортами сотрудники Госавтоинспекции изъяли несколько десятков поддельных водительских удостоверений и документов, подтверждающих разрешение на работу в России.

Всё это привело к существенному увеличению стоимости поездки.

«Ещё зимой доехать с Ладыгина до Семёновской стоило 200–250 рублей. Сегодня за такую поездку пришлось отдать 410 рублей, — говорит менеджер одной из владивостокских компаний Евгений Трусов. — Я понимаю таксистов: всё подорожало, им тоже как-то надо выживать», — говорит он.

Разница в стоимости поездки на автобусе и на такси выросла до 10 раз. До советских 20 ещё далеко. Но к ней, похоже, снова придём. С 1 сентября цены на проезд в такси вновь вырастут.

Калькулятор водителя

Виной тому, как утверждают эксперты, в этот раз не стоимость топлива или жадность таксистов. Причина скрывается за пятью буквами — ОСГОП (обязательное страхование гражданской̆ ответственности перевозчика).

В России все транспортные пассажирские компании обязаны иметь полис ОСГОП, страхующий жизнь, здоровье и имущество пассажиров. Раньше на такси это требование не распространялось. Но, оценив масштабы перевозок, законодатели решили внести коррективы. Новые правила вступают в силу 1 сентября.

Сейчас пассажиров такси защищает полис ОСАГО, который должен быть у каждого водителя. Максимальные вы платы по нему при наступлении страхового случая составляют 500 тыс. рублей. В случае с полисом ОСГОП верхняя планка компенсации поднимается до 2 млн.

С одной стороны, увеличение страховых выплат в четыре раза сложно не приветствовать: всё пассажирам спокойнее. Но таксисты кивают на и без того длинный список расходов.

«Водителю нужно отработать стоимость аренды автомобиля — это в среднем 2 тыс. рублей в сутки за машину экономкласса. Плюс проценты агрегатору, бензин, мойка и прочее. Только через 8–9 часов человек „отбивает“ всё это и начинает работать на себя. Новые требования выльются в дополнительные траты», — утверждает президент Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов.

По его мнению, ОСГОП станет вторым видом страховки после ОСАГО, и мера выглядит явно избыточной, а стоимость поездок обязательно подорожает. Точную цифру подорожания сейчас подсчитать невозможно, так как масса вопросов всё ещё остаётся без ответов.

Что говорят агрегаторы?

Разделяют позицию водителей и агрегаторы такси. Они тоже считают, что страховки для такси стоят слишком дорого и малодоступны водителям. Чтобы эффективно внедрить обязательный ОСГОП, нужно иное, удобное всем и гибкое решение.

«Недавно водители такси получили возможность покупать краткосрочные полисы ОСАГО, действующие только в дни выхода на линию, а не годовые. Причём приобрести полис можно прямо в мобильном приложении, которое используется для работы с заказами. Подобный подход стоило бы применить и для ОСГОП — чтобы всё обязательное страхование было доступно водителю онлайн и покрывало реальное время работы, — сообщили в пресс-службе «Яндекс.Такси».

По предварительным расчётам Банка России, у страховых компаний ОСГОП будет стоить до 5,4 тыс. рублей. Агрегаторы утверждают, что новое требование приведёт к оттоку водителей у всех перевозчиков. Водителей и без того не хватает. Следствием же ещё большего кадрового голода гарантированно станет рост цен на перевозки.