Участники VI туристического форума оценили влияние кризиса
ВОПРОСЫ ИНВЕСТИЦИЙ, РАЗВИТИЯ, ПЕРСПЕКТИВ И ПОТЕРЬ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ ОБСУЖДАЛИСЬ СПЕЦИАЛИСТАМИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ХОДЕ ОЧЕРЕДНОГО ОБЩЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА. МЕРОПРИЯТИЕ СОСТОЯЛОСЬ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 2020–2027 ГОДЫ.
Карантинные меры из-за пандемии приостановили деятельность отрасли почти на полгода. Турпотоки упали на 85–95 процентов. Усилил проблемы параллельно навалившийся экономический кризис, из-за которого огромное количество потенциальных туристов потеряли работу и деньги.
ПУЛЬС НЕ УГАС
Самолёты летают пустые, в гостиницах нет посетителей, ресторанам некого кормить, а гидам некого водить по маршрутам.
Туристическая сфера перенаправила внимание внутрь себя. Активно ищутся резервы, анализируются ошибки, и идёт поиск возможностей в будущем. Многообещающими видятся новые технологии – виртуального туризма и электронного взаимодействия с клиентом: переход с услуг организаторов отдыха к посредничеству в формировании туров и программ, бронировании мест отдыха и культурных мероприятий для туристов, самостоятельно организующих свой отдых.
Главная перспектива – при невозможности ездить за границу турист пойдёт искать интересное внутри страны. Вопрос стоит уже не про помощь отдыхающим потратить деньги там, а в том, чтобы освоить их здесь с пользой для туриста и выгодой для себя.
ДРУГОЙ ТУРИСТ
Новые условия выдвигают туристической отрасли новые требования. Главное – разворачивая программы внутреннего туризма, туроператорам придётся иметь дело с клиентом, попробовавшим разное, привыкшим к сервису и комфорту. Он, в общем-то, не настроен искать впечатлений. Он будет их требовать. Ещё безопасности, гарантий и удовлетворения капризов. И чтобы был выбор. И – чтобы доступно.
Люди уже не смогут тратить 2–3 тысячи долларов или евро за пару недель отпуска. Исходить будут из сумм, эквивалентным двум-трём средним по стране зарплатам. И как тратить деньги, многие будут решать сами.
Логично, что туроператорам придётся сокращать собственные аппетиты, а вот активность и гибкость в обращении с клиентом – наращивать. И вот тут таится один из рифов, поджидающих отрасль.
– Туристы, по нашим данным, теряют доверие к официальным туристическим фирмам, – рассказала в ходе видеоконференции зам. генерального директора отеля Sport Inn Hotel&Wellnes Ирина Булыгина. – Официальная информация перестала удовлетворять потребителя. Его внимание перетягивают на себя социальные сети, букинг-сайты, тревел-блогеры, просто рассказы родни и знакомых. А вот Ростуризм и официальные органы власти интереса туриста удовлетворить не могут. Им не хватает того, что обычно выкладывают в общий доступ живые люди, активно делящиеся впечатлениями.
Поэтому, рассказывают специалисты, турист выбирает маршруты и программу под себя, слушая отзывы и предпочитая проходить по местам, получающим положительные отзывы.
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНУТРИ
Для Дальнего Востока России внутренний турист имеет два лица – местные жители, которые, не сумев выехать за границу, будут искать отдыха в регионе, и туристы из других регионов страны, для которых Дальний Восток практически терра инкогнита, а потому интересен.
В конце концов, ДВ – это 47% территории страны, богатых природными, культурными, этнографическими и кулинарными достопримечательностями.
При этом, по данным туроператоров, до 80% российских туристов никогда не были на Дальнем Востоке. Исключение – те, кто уехал отсюда, либо имеющие здесь родню. По данным опроса, 22 из 570 приезжали на Дальний Восток страны сами. 5 из 570 опрошенных – по турпутёвке. Остальные в регионе не бывали.
В числе причин – расстояния, дороговизна и неудобства. К примеру, в самых интересующих туриста регионах количество операторов отличается в десятки раз: 111 в Приморском крае и всего 2 на Чукотке. Так что туристу приходится искать собственные пути – друзей, знакомых, какие-то контакты, хостелы и вписки, проводников и экскурсоводов – самодельщиков, кустарей от туристической отрасли, а порой и попадать в лапы к аферистам.
В целом 21,6% туристов хотят отдыхать недолго и недалеко от дома. Ехать в другие регионы готовы 26 процентов. Никто не хочет неизвестности, трудностей и испытаний. Тем более выезжая с детьми.
ЗАТРУДНЕНИЯ
Статистика, озвученная в ходе форума, показывает, что 40% отечественных туристов, которые хотели бы поехать на Дальний Восток России, готовы посетить несколько регионов. 32% – посетить максимум территорий, сколько смогут. Ещё 11 процентов готовы проехать по Дальнему Востоку России и выехать за границу.
Неприятно, что отрасль не готова к перенаправлению турпотоков извне внутрь страны. Огромные расстояния и нет удобных пересадок. А если есть, то ждать приходится часами в неподготовленных условиях. Заняться при этом пассажиру нечем, отдохнуть, пристроить багаж, развлечься и нормально питаться – негде. И чем дальше на восток, тем ситуация хуже. А спрос на направление – меньше.
– Железнодорожные круизы до Байкала у нас ярко выражены, дальше – нет, – рассказала вице-президент Российского Союза туриндустрии Ольга Санаева. – На Дальнем Востоке короткие туристические направления отсутствуют в принципе. Необходимы межрегиональные маршруты: Хабаровск – Владивосток, Сахалин – Камчатка, на Байкал и в другие регионы. Но нет инфраструктуры.
Перспективные озёрные и речные круизы нуждаются в технике. Туристу нужен автобус. Такой транспорт не производится, и нет программ лояльности по закупкам техники. Нужна вездеходная техника. И комплексное развитие инфраструктуры: проезд – отдых – питание – проживание – развлечения – сопровождение, тогда турист получит кладезь возможностей для отдыха и впечатлений. А отрасль получит заработок.
Так, Исландия размером в четыре раза меньше Камчатки, но за счёт инфраструктуры привлекает в 10 раз больше туристов.
ХОЧЕТСЯ, НО…
Ряд туристических направлений на Дальнем Востоке вообще находится в зачаточном состоянии. Востребован социальный туризм, к примеру, школьный. Это возможность старшекласснику посмотреть вузы и подать документы. Самостоятельно он не поедет, а цена недельной поездки с одним сопровождающим – родителем из Иркутска во Владивосток стоит от 50 тысяч рублей, что не каждой семье по карману. А если по карману, то выбирают Москву.
– Тематический туризм также требует внимания. БАМ, например, особенно при работе с иностранным туристом, – рассказала Ирина Булыгина. – Немцам интересен ЖД-маршрут до Байкала, но сейчас это долго и скучно. Проработка сервиса может повысить интерес и дать реальную прибыль.
Этнический туризм почти не развит, несмотря на сотни национальностей, живущих на территории. Интерес к персонам – тоже, хотя герои найдутся. История Дальнего Востока, длиной в тысячелетия – не хуже европейской, но неизвестна.
Красоты и кухня – отличные поводы, но сами по себе недостаточны.
Местные фестивали, праздники и тематические мероприятия, но организованные общими усилиями, перспективны в формате локального туризма и программ одного дня. Серия таких мероприятий может привлекать туристов надолго.
– У власти одни интересы, а у нас – свои, так приглашайте нас, будет интереснее, – рассказала член экспертного совета Федерации рестораторов и отельеров России Наринэ БАГМАНЯН. – И не за два месяца, как в городском плане, а лучше за год. Особенно если хотите работать с иностранцами. И работать лучше через центральное телевидение или даже МИД. Узнают там, что здесь здорово, приедут обязательно!
КЛАСТЕРНОСТЬ
– Самостоятельные региональные проекты были неудачны, но включение нескольких регионов с турцентрами, транспортной и гостиничной инфраструктурой дало отличный эффект, – рассказал руководитель Российского туристического проекта ЗКБЦ Христофор Константиниди.
Возможность добраться до региона – первый шаг. Встречать туриста должна гостиничная и ресторанная инфраструктура. Занять и развлечь – возможность для индустрии развлечений. Перемещение с объекта на объект – рынок транспортных услуг, который может объединяться с круизно-развлекательной, пищевой и экскурсионно-туристической деятельностью. Авиасообщение на коротких линиях будет востребовано, как и морское. И экстремально-вездеходный транспорт получит свой пассажиропоток.
– С Минвостокразвития, Ростуризмом и регионами идёт работа по снятию регуляторных ограничений, – рассказал представитель Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и развитию экспорта Роман Семенцов. – Для поддержки туристической отрасли предусматриваются субсидии авиакомпаниям на внутренние чартеры, льготы получают резиденты свободного порта Владивосток и ТОРов. Организуется грантовая поддержка компаний, субсидирование процентов по кредитам на новостройки объектов туристической отрасли.
Главное для нынешнего туриста – возможность сформировать программу на свой вкус. Готовые туры – вчерашний день. Особенно для молодёжного сегмента клиентуры.
Дальний Восток, где море, горы, реки и озёра, историю, кухню и многое другое можно связывать в относительно короткие и компактные программы, совместными усилиями можно превратить в очень привлекательный регион.