Уродство с видом на бухту. Рыбный рынок станет непоправимой ошибкой?

Свежайшая рыба во Владивостоке всё так же малодоступна. © / Олег Белов / АиФ

Во Владивостоке разгорается скандал вокруг выбора места для строительства рыбного рынка. Большинство экспертов полагают, что он изуродукт облик центра приморской столицы.

   
   

 

Надругательство и диссонанс

Нешуточная полемика по поводу расположения объекта идёт не первый год.  Инициатором возведения сооружения на берегу бухты Золотой Рог, в районе набережной Цесаревича, стал депутат одного из прошлых созывов краевого Законодательного собрания Сергей Слепченко. Проект тянет на несколько миллиардов рублей. С критикой выступают учёные, среди них – архитекторы, экономисты, краеведы. Они считают, что рыбный гипермаркет изуродует историческую среду Владивостока.

Несколько слов об идее рыбного рынка, предназначенного для быстрой реализации рыбной продукции первой свежести. Подобные существуют у азиатских соседей – в Японии, Корее, КНР. Чем мы хуже?

На самом деле не совсем понятно, что изначально хотели построить. Так, председатель наблюдательного совета инвестиционного товарищества «Корпорация «Рыба.РФ» Александр Крутиков говорил о появлении во Владивостоке именно рыбной биржи, цель которой – «приблизить» рыбу с Дальнего Востока к столам жителей центра страны.

Звучала информация о том, что в комплекс должны войти цеха для переработки рыбы, кулинарный цех и рыбные рестораны. На выходе  родился проект большого производства, для реализации которого требуются титанические усилия.

Неопределённость задач проекта, его появление в центре Владивостока вызвали негативную реакцию со стороны Приморского отделения Союза архитекторов России. Архитекторы, собрав единомышленников, накануне обратились с посланием к главе региона.

   
   

«Высотное здание в 26 метров (а вначале речь шла всего лишь о четырёхэтажном здании) испортит вид на море, панораму бухты, и это особенно пагубно для турмаршрута по приморской столице, – полагает председатель краевого отделения Союза архитекторов России Владислав Думнов. – Рядом – мемориал погибшим морякам и памятник Невельскому. Рыбный рынок станет вечным материализованным надругательством над историей народа».

«Виды на море – главная изюминка нашего города. Не допустить перекрытия этих видов – задача градостроителей и архитекторов. Очевидно, как нарушилась целостность набережных – Корабельной и Цесаревича – со строительством гостиницы «Хаятт». Между ними разрыв, горожане, прогуливаясь, утыкаются в гаражи, гостиницу. Рыбный рынок или биржа станет диссонирующей застройкой в центре города, что недопустимо по градостроительным канонам», – высказывается член Русского географического общества, профессор Ирина Самойленко.

Кому рыбу добывать?

Заслуженный архитектор России Валентин Аникеев, основываясь на планировке северного побережья бухты Золотой Рог, разработанной Приморгражданпроектом, заверил – никакой концепции рынка или биржи там нет и в помине.

«Видеть рыбный рынок в самом сердце Владивостока я бы не хотел», – ограничился кратким отрицанием учёный.

«Рыбный рынок в рыбном городе – вполне логичная идея, очевидно, что он должен быть привязан к морю, – ответил ведущий экономист Приморья, научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, к.э.н. Юрий Авдеев. – Но бухта Золотой Рог категорически не походит – её загрязнение достигло предела». 

По его словам, бухта нуждается в капитальной рекультивации. Мусор, что плавает на поверхности, – мелочь по сравнению с тем, что на дне бухты на метр-полтора – залежи нефтепродуктов. А утилизация рыбных отходов окончательно превратит море в помойку. Но даже если рынок построят, кто его будет насыщать?  

«Рыболовецкий флот с большим удовольствием отправит улов контрабандой в Корею или Японию, нежели привезёт на свой рынок. Продукцию должны поставлять частные рыбаки, но для этого им требуются лицензии. Крупнотоннажный флот сел в нишу судов прибрежного лова, нарушив баланс добываемой рыбы в прибрежной зоне», – добавил Юрий Авдеев.

Эксперты сильно сомневаются, что при кризисе прибрежного лова и неблагополучной экологической ситуации рыбный рынок уровня Японии или Южной Кореи во Владивостоке возможен. Вероятно, проект измельчает, и в итоге получится очередной рыбный магазин с недоступными ценами.

«В моём представлении набережная – не для рынка, базара, ярмарки, – говорит общественный деятель, исследователь Русского географического общества Марина Баринова. – Отдельный вопрос – где быть рыбному рынку Владивостока? В моём видении, в месте, приближенном к морю. Более того, я несколько таких мест знаю. Здорово, если рыбные рынки будут отличаться по стилю.

Токийский рыбный рынок «Цукидзи», рыбный рынок «Чжагалги» в Пусане, кроме того, что выполняли функции рыбных бирж, снабжающих всю страну, стали крупнейшими центрами притяжения туристов со всего мира. Но там хотя бы есть соответствующая инфраструктура. На набережной Цесаревича даже двум машинам разъехаться непросто, не говоря о том, что припаркованные туристические автобусы парализуют здесь всё движение. В очередной раз гладко было только на бумаге?