63 стобалльника по всему краю, из них 35 – по Владивостоку, два выпускника получили высшие баллы по двум предметам, ещё больше ребят сдали Единый госэкзамен на приличном уровне, слегка недотянув до идеала. Такие данные даёт Министерство образования Приморья. Между тем, несмотря на оптимистичные итоги, экспертов настораживает несколько моментов. Одни тревожатся – задания стали слишком лёгкими и предсказуемыми. Другие и вовсе дожидаются частичной или полной отмены ЕГЭ.
И физики, и лирики
По мнению главы минобра Приморья, результаты итоговой аттестации по краю впечатляют.
«Отличниками может гордиться не только Владивосток, но и Находка, Уссурийск, Артём, Фокино, Арсеньев, Анучино, Чугуевка, Дальнегорск и Дальнереченск. По химии в прошлом году сто баллов получили пять детей, в этом году – 15, по литературе было восемь стобалльников, сейчас их девять. По географии впервые за семь лет у нас стобалльник. Эти результаты показывают, что сегодня система образования Приморского края развивается, идёт вперёд», – заявила Эльвира Шамонова.
В этом году отметили и дважды героев ЕГЭ, ребят, получивших максимальный балл по двум предметам. Анастасия Алексеева из Находки отличилась по русскому и по литературе, а Илья Кожевников из «Технического» лицея Владивостока – по русскому и физике. Парень из лицея полностью опроверг стереотипы о физиках и лириках, к тому же он окончил музыкальную школу с большим опытом концертной деятельности.
«К напряжённому графику и эмоциональным переживаниям я привык давно. Перед экзаменами не волновался. Наш лицей считается одним из лучших не только в Приморье, но и на Дальнем Востоке. По физике я был уверен в себе на все сто! А по русскому вышел сюрприз», – говорит Илья Кожевников.
Впрочем, каждая история стобалльника глубоко личная. Для одних экзамен оказался сравнительно лёгким испытанием, у других всё пошло не по плану, но они сумели собраться и получить высший балл.
Выпускница средней школы № 35 Владивостока Елизавета Самбурская призналась – для того, чтобы сдать на «отлично» химию, ей пришлось изрядно потрудиться. По её словам, в рамках школьной программы сделать это невозможно, как минимум необходимо посещать репетитора, проходить курсы в онлайн-школах. Усилия себя оправдали – на экзамене с заданиями справилась за час вместо положенных трёх. В итоге – заслуженные сто баллов!
«Сложилась комфортная атмосфера. Но главная причина успеха в том, что я – самый влюблённый в химию человек», – говорит девушка.
С Елизаветой полностью согласна Кристина Рябенчук из второй гимназии приморской столицы. Только для неё любимый предмет – литература, и не школьные занятие, а специальные курсы давали уникальный дополнительный материал. Она цитировала «Войну и мир», глубоко проникалась в смысл русской поэзии. Однако на экзамене пришлось разбирать рассказ Горького «Старуха Изергиль» и незнакомое зарубежное стихотворение, где трудно понять логику.
«Зато развернулась в сочинении на любимой «Грозе» Островского», – делится участница ЕГЭ.
Молодые люди теперь готовятся к поступлению сразу в несколько вузов. Стоит сказать, что в этом году Владивосток стал лидером по стобалльникам ЕГЭ на фоне Приморского края: 63 по Приморью, и 34 из них – ученики школ краевого центра.
Базовый и продвинутый
Пока об острых конфликтах, возникших в ходе ЕГЭ в Приморье, открыто не сообщается.
А, к примеру, московские эксперты озаботились проблемой увеличения числа стобалльников. Не слишком ли много отличников?
Профессор РГПУ им. Герцена Сергей Рукшин приводит статистику – в Красноярском крае на 100 баллов математику сдали 24 человека, а год назад таких там не было вовсе. В Оренбургской области на высший балл экзамен написали 22 человека, почти каждый пятый. Профессор не уточняет, но, скорее, речь идет о базовой математике, которую можно было сдать по пятибалльной системе. По профильной математике получить «отлично» не так просто, в Приморье сто баллов набрали лишь пять человек.
«Дети резко повысили свой уровень знаний математики? Увы, нет. Причина – изменение шкалы перевода первичных баллов в итоговые. Это выглядит как чистая манипуляция», – высказался Сергей Рукшин.
«Математика базовая была лёгкая, в рамках школьной программы, справились фактически все, – комментирует преподаватель химии и биологии средней школы № 52 Владивостока Елена Дмитриенко. – Профиль был усложнён, не каждый ребёнок набрал большое количество баллов».
Учитель напомнила критическую ситуацию пандемийных лет, когда и в крае, и по всей стране было много «двоек» именно по математике, сыграла роль не только слабая подготовка, но и неготовность работать в онлайн-формате.
«Сейчас базовую математику сдавать проще, и это сделано для того, чтобы ребята могли перешагнуть минимальный порог баллов и получить аттестат, – продолжает собеседник. – Тем временем задания по многим предметам только усложняются. Я против того, чтобы участники ЕГЭ выходили за рамки школьной программы».
Назад в прошлое?
Известно, что сегодня на уровне Госдумы рассматривается проект о замене ЕГЭ на старую систему государственных выпускных экзаменов. Инициаторы – партии ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия».
«Нужно уйти от экзамена, на который натаскивают, при котором нервничают родители, дети, педагоги и растёт количество нервных заболеваний и суицидов», – прокомментировал представитель ЛДПР Ярослав Нилов. С одной стороны, может показаться, это этакий демарш оппозиционеров. Но эксперты, далёкие от политических амбиций, с ними соглашаются. И это несмотря на то, что системе ЕГЭ в стране – более 20 лет!
«Существует несправедливость. Если в 11-м классе аттестат можно получить успешно, сдав два экзамена, то в 9-м классе нагрузка на подростков, ещё неготовых к трудным жизненным ситуациям, увеличивается вдвое – нужно пройти четыре экзамена. Случается, ребята даже на предметах по выбору не справляются, – делятся преподаватели школ Уссурийского городского округа. Они за частичную отмену ЕГЭ, за сохранение в 9-м классе только двух базовых экзаменов».
«Если оставят две формы, экзамен и ЕГЭ, родители и учителя будут счастливы», – пишут пользователи соцсетей.
«Идёт подтасовка цифр, совершенно ненужная система ЕГЭ травмирует ребят, пусть скорее отменят всё безобразие», – сетует учитель из Находки с 50-летним трудовым стажем.
«Не думаю, что получится резко и благополучно вернуться назад в прошлое, прошло много времени, и дети, и родители к новой системе адаптировались, – возражает репетитор по географии Олег Сальников. – Думаю, главный плюс ЕГЭ в том, что способные дети, будь то из крупных городов, будь то из далёкой глубинки имеют шанс поступить в престижные вузы. Целенаправленно подают документы в московские и питерские вузы, дальше по значимости – ДВФУ, высшие заведения Хабаровска, Амурской области, Новосибирск. Однако я вижу минус ЕГЭ в том, что в погоне за цифрами, натаскивая ребёнка по определённым тестам, в целом снижается качество общего образования».
Директор «Международной школы нового тысячелетия» Галина Коваль считает Единый госэкзамен лотереей.
«Система ЕГЭ постепенно себя изживает», – заключает педагог.