Утонем в чёрной пыли?

От открытой переработки угля уже отказались в большинстве европейских стран. © / Фото Олега Белова. / АиФ

Чем грозит увеличение перевалки угля в регионе

ПЕРЕВАЛКА УГЛЯ МИНИМУМ НА ТРЕТЬ БУДЕТ УВЕЛИЧЕНА НА ВОСТОЧНОМ ПОЛИГОНЕ ДО 2024 ГОДА. ТАКОЕ ПОРУЧЕНИЕ ОЗВУЧИЛ ГЛАВА ГОСУДАРСТВА НА МАРТОВСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ. ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА – ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЙОНАХ ПЕРЕВАЛКИ.

   
   

ДАЙТЕ ЗЕЛЁНУЮ ПОЛОСУ!

Мнения экспертов разделились: одни считают этот путь спасением для экономики региона, другие – малоперспективным при явном снижении общего спроса рынка АТР на нефть, газ и каменный уголь.

Экологи не первый год выступают против незащищённых методов перевалки угля, но проблема решается крайне медленно. Стивидоры начинают применять отдельные технологии для минимизации негативных последствий для окружающей среды. Однако не принят федеральный закон, запрещающий открытый способ производства. А без него иные меры крайне неэффективны.

Сегодня в Приморье работают около 20 стивидорных компаний в морских портах Владивостока, Находки, Шкотовского, Хасанского районов. В 2018 году в терминалах региона было перевалено 56,271 млн тонн угля, в 2019-м – 60,736 млн тонн. Рост грузооборота за один год составил 7,9%. Цифры говорят о том, что задачи, которые ставит правительство, реально достижимы. Но как быть с экологическими нормативами? Сегодня мы имеем приказ Минтранса, который закрепил понятие технологического процесса закрытой перевалки угля. А закон о запрете таковой завис в кулуарах власти.

– Создаётся впечатление, что обсуждается ради обсуждения, – говорит эколог, общественник Лира Ивлева. – Несколько лет над краем нависает угольный экоцид, варварская перевалка. Нарушаются важные СНиП. Для предприятий такого плана в составе санитарно-защитной зоны должна быть зелёная полоса шириной 50 метров, состоящая из деревьев и кустарников. Если мы посмотрим на угольные терминалы Находки, увидим, что практически нет полос, разделяющих производство и жилые районы.

 Вслед за Находкой обеспокоены и жители краевого центра – Эгершельда и Чуркина. Перевалка чёрного золота в открытую идёт во Владивостокском морском торговом и Рыбном портах, бухта Золотой Рог в центре города покрывается чёрной пылью, частички угля проникают в дома. Есть вопросы к порту «Вера» в Шкотовском районе.

Проверки контролирующих органов регулярно проводятся. При содействии краевой прокуратуры ежегодно возбуждается сотни дел об административных правонарушениях, штрафы составляют несколько миллионов рублей, приостанавливается работа стивидорных компаний. Доходит до уголовных дел. Как докладывает Росприроднадзор, большая часть нарушений связана с отсутствием экологических экспертиз. Экологи парируют: закон о предпринимательстве велит заблаговременно предупреждать о проверках, и это является огромным барьером по установлению истинных показателей угольных выбросов.

   
   

КТО ЛУЧШИЙ СТИВИДОР?

На сегодняшний день из 20 стивидорных компаний лишь одна официально заявляет о переходе на защищённый способ производства. Остальные, как говорят в народе, «пылили и будут пылить».

– «Терминал Астафьева» реализует четвёртый этап программы модернизации по переходу на защищённый тип перевалки – строительство полностью закрытого навеса над зоной выгрузки железнодорожного фронта, – рассказывает директор по надзору за экологией АО «Терминал Астафьева» Роман Калашников. – Завершение этапа запланировано на 2021 год. Началась сборка металлоконструкций навеса, изготовленных по заказу мировым лидером по производству объёмных конструкций, испанской компанией Gaptek. Проект получил высокую оценку общероссийской общественной организации «Зелёный патруль».

 

– Стивидоры приняли ряд мер, чтобы снизить угольное опыление, – комментирует руководитель общественной организации «Надежда» в Находке Артём Трембовлев. – Были поставлены разрушающие силу ветра защитные сетки, водяные пушки, вакуумные приборы пылеподавления и т. д. Однако с учётом того, что количество перевалки угля растёт, к сожалению, жители Находки продолжают жаловаться на чёрную пыль, оседающую на окнах и балконах. Окончательно проблему этими мерами не решили.

Общественники констатируют: ещё год назад бухты, прилегающие к порту Находка, были чёрными от угольных выбросов. Сегодня в этом районе явных следов угля нет.

– Но трудно сказать, какой именно терминал играет положительную или отрицательную роль, – замечает Артём Трембовлев. – АО «Терминал Астафьева» строит закрытый купол, но оценить возможности сооружения можно лишь в перспективе. Я могу точно сказать, что по сравнению с предыдущими годами общая картина меняется к лучшему. Необходимо, чтобы не только терминал Астафьева, но и другие компании переходили на закрытую переработку, тогда будет толк. Единые правила игры должны быть для всех.

Как уверяют экологи, одна из болевых точек на карте региона – Восточный порт, где, по словам очевидцев, «по дорогам несутся клубы угольной пыли и не видно ни зги». Многократно в бухте Врангеля независимые эксперты фиксировали километровые угольные заносы в воде – пыль, которая не тонет, а после оказывается на побережье. Грузооборот терминала в 2020 году составил 26,85 млн тонн угольной продукции!

– «Восточный Порт» реализует собственную комплексную экологическую программу, которая является приоритетным направлением деятельности, – сообщил пресс-секретарь АО «Восточный порт» Павел Семенухин. – Сумма инвестиций – почти 6 миллиардов рублей.

Речь о приобретении пылеуборочных машин, ветрозащитных сооружений, вакуумных и самоходных комплексов систем пылеудаления и т. п.

Новую экологическую политику утвердил и Находкинский морской торговый порт, в рамках которой берёт на себя обязательства по снижению воздействия на окружающую среду.

– Это важный шаг на пути к получению сертификата международного стандарта ISO, – отметил генеральный директор Находкинского морского торгового порта Владимир Григорьев. – Положения документа обязательно будут учитываться при планировании производственной деятельности порта и актуализации экологических целей.

ПУШКАМИ ПО ВОРОБЬЯМ

Однако расхождение между официальными отчётами и истинным положением дел местами становится слишком очевидным.

 – Зачем перегружать уголь в портах Находки, в Посьете, чтобы перевозить его в Китай, где разгрузить и снова везти на предприятие? – недоумевает доктор биологических наук, профессор ДВО РАН, эколог Владимир Раков. – С КНР у нас есть несколько железнодорожных переходов. Сколько раз задавал вопрос с открытых трибун: почему уголь напрямую не поступает в Китай? На чаше весов экономическая выгода. А люди страдают, болеют, умирают. Ведь возят каменный уголь Сибири 3-4-го класса (местный не пользуется спросом), он крайне опасный, вызывающий онкологические заболевания. Суровая ситуация не только в Приморье, но и в хабаровском Ванино. Город небольшой, но угольная пыль стоит столбом.

Профессор отмечает: от многих навороченных приборов, на которые тратятся предприниматели, немного толку. Так, в результате действия водяных пушек угольная пыль смывается, но поступает в заливы. Малоэффективны заградительные экраны или сетки, учитывая рельеф. Особенно бесполезны они в период, когда дуют сильные ветры. Усложняет ситуацию и абсолютно неотлаженная система постоянного мониторинга. Истинные показатели нарушения экологических норм до народа не доходят. И приходится лишь констатировать наличие пыли визуально, на глаз.

– Пока наша цена позволяет продавать уголь в азиатском направлении, – добавляет Артём Трембовлев. - Но это будет продолжаться короткий период, наблюдается всемирное снижение потребления угля. Между тем порты Приморья, которые ранее использовались для рыбообработки, судоремонта, сегодня используются крайне неэффективно. Постепенно законы приведут стивидоров к экологическим стандартам. Но, боюсь, к тому времени перевалка угля уже не будет актуальной.

 

Мнение эксперта:

Александр Латкин, доктор экономических наук, профессор:

Сейчас, когда резко сокращаются экспортные поставки нефти и газа, страдает доходная часть российского бюджета. Прибавьте экономический урон от пандемии. Поскольку угольный бассейн страны достаточно сильный, логично восполнить потери экспортом угля. Но потребует ли рынок АТР больших объёмов российского каменного угля? Спрос на углеводородное сырьё падает, идёт устойчивый рост так называемой зелёной энергетики – солнца, ветра и т. д.

Производство каменного угля становится дороже: взрываются шахты, гибнут люди, используются старые технологии советского периода. И, наконец, необходим переход на цивилизованный способ перевалки угля. Если оставить по-старому, погибнет марикультура, пострадает здоровье людей. Угольная пыль может стать ещё одной негативной мотивацией покинуть регион навсегда.

 

Комментарий власти:

Михаил Мишустин, председатель Правительства РФ:

Задача – подготовить детальный план по увеличению пропускной способности Восточного полигона железной дороги. Эту работу необходимо выполнить в максимально сжатые сроки. В течение ближайших четырёх лет расширить БАМ и Транссиб, проложить новые пути и усилить энергоснабжение железнодорожных магистралей, создать современные объекты инфраструктуры для обеспечения перевозок. Объём финансирования на эти цели в ближайшие три года составит около 780 млрд рублей.

Стивидоры приняли ряд мер, чтобы снизить угольное опыление. Однако с учётом того, что количество перевалки угля растёт, к сожалению, жители населённых пунктов продолжают жаловаться на чёрную пыль.