В крае продолжается формирование главного финансового документа
Приморье успешно справляется со всеми трудностями. Экономика региона показывает стабильный рост.
Курс на Восток
– Вера Георгиевна, в каком состоянии находится сегодня процесс формирования бюджета?
– Бюджетный процесс у нас идёт с 1 июля в несколько этапов и закончится 1 января. Поэтому в течение всего этого периода вопросы, связанные с бюджетом, мы можем обсуждать.
– Пришлось ли вносить изменения в бюджет в связи с событиями 2022 года?
– Кардинальных изменений в бюджете не произошло. Надо отметить, что наша экономика демонстрирует рост даже в условиях санкций. Поэтому ни о каких сокращениях расходов речи вообще не идёт. Мы перераспределяем ресурсы.
Хотя, безусловно, все события, в том числе связанные с СВО, не могли не сказаться на расходах бюджета, но мы нашли ресурсы, в том числе на финансирование мероприятий, связанных со спецоперацией.
– А за счёт чего экономика начала расти?
– За счёт изменения структуры логистических потоков с запада страны на Дальний Восток. Всё, что касается логистики и работы наших портов, принесло дополнительные доходы в бюджет.
И грузопотоки увеличились, и изменились логистические цепочки в автомобильном, железнодорожном и авиационном транспорте. Постковидные последствия начали нивелироваться. Ситуация возвращается к допандемийному состоянию.
– Приморский край стал воротами в АТР?
– Он и был воротами России в Азиатско-Тихоокеанский регион. А теперь очень многие потоки переориентировались с запада сюда, на восток. Да, это выявило очень много проблем, в том числе связанных с пропускной способностью портов и железной дороги, но мы обрабатываем максимальное, насколько позволяет инфраструктура, количество грузов, которые перемещаются здесь, в Приморском крае, и через границу.
– А логистические системы справятся с перераспределением потоков?
– Здесь есть проблема, которая касается не только Приморского края. Если бы это было в пределах наших возможностей, мы бы самостоятельно постарались решить вопрос пропускной способности во благо всей России. Но это не так. Поэтому вопрос решается и Правительством Российской Федерации, и федеральными органами исполнительной власти. В частности, речь идёт об увеличении мощности пограничных переходов компанией «Ространсстрой». Параллельно решается вопрос обработки прибывающего груза, создания приграничной инфраструктуры.
– Каков реальный эффект от изменения логистических потоков?
– В этом году мы уже получили налоговых доходов на 14 млрд рублей больше, чем в 2021-м году. И это в условиях санкций. Да, есть регионы в РФ, которые из-за этого теряют в доходах. Но у нас другая ситуация. И наша задача сейчас – расширить возможности и создать дополнительные условия для перемещения грузов, чтобы этих налоговых доходов было ещё больше.
За последние несколько месяцев изменилось законодательство. Принято много послаблений для снятия административных барьеров, поскольку все понимают, что без этого не обойтись. Многое было излишне зарегламентировано. Вплоть до того, что при ЧС, когда река затапливает посёлки, мы не могли подойти и вычерпать песок, выловить деревья, расчистить русло, поскольку это федеральная собственность. Власть понимает это и снимает административные барьеры, в том числе с вопросом земель Министерства обороны.
Мы ожидаем, что в результате бизнес придёт сюда и будет развиваться.
Социальная направленность
– Сохранится ли социальная направленность бюджета?
– Безусловно, у нас сохраняется социальная направленность бюджета. Очень большое внимание уделяется таким статьям расходов, как «Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика». Эти расходы из года в год растут, причём растут существенно.
Могу назвать только несколько цифр. Всего доходы бюджета в тех проектах, которые мы сдали в Законодательное собрание, – 167 миллиардов рублей. Конечно, они ещё будут меняться, особенно в следующем году. Из них почти 40 млрд запланировано на статью «Образование», 27,5 млрд – на «Здравоохранение», 35,5 – на социальную поддержку населения. 16,5 млрд – выделяется на транспорт. 21,3 млрд – на доступное жильё и услуги ЖКХ. И есть ещё расходы на поддержку экономики, на сельское хозяйство, на рыбное хозяйство и ряд других направлений. Защиту от чрезвычайных ситуаций тоже никто не отменял.
– Это будет бюджет развития или бюджет поддержания начатых проектов?
– Я бы не стала говорить, что речь только о закрытии потребностей. Их всегда больше, чем возможностей. А у нас ещё и природа вносит серьёзные коррективы в планы. В этом году была серьёзная чрезвычайная ситуация – тайфун, ущерб от которого мы уже оцениваем в сумму около 7 млрд. Серьёзно пострадала дорожно-транспортная инфраструктура. Десять мостов были полностью разрушены. Пострадала система жизнеобеспечения. Мы теперь всё это восстанавливаем.
Чрезвычайные ситуации вообще не зависят от наших планов, но это те решения, которые мы вынуждены принимать.
Кроме того, мы планируем крупные решения по крупным городам и муниципальным образованиям, планируя расходы на дорожную сеть, и в этом нам помогает федеральное правительство. Есть часть расходов, которую мы, согласно Налоговому кодексу, не можем направить на другие цели, допустим, на здравоохранение. Они идут только на дороги.
Расходы на всю предстоящую трёхлетку в полном объёме предусмотрены. И здесь есть место и насущным потребностям, и, конечно, развитию. При этом при корректировке бюджета мы в обязательном порядке учитываем те направления работы, на которые больше всего запросов у населения.
Народный бюджет
– Бюджет Приморского края проходит процедуры общественных слушаний. Этот подход себя оправдал?
– Мы являемся лидерами в Российской Федерации по открытости бюджета. Мы многое сделали, чтобы советоваться с людьми, запустили много информационных мероприятий. Работает программа «Городская среда», программа «1000 дворов» реализуется тоже в тесном контакте с населением.
Мы внедрили программу «Инициативный бюджет», в рамках которой направления расходования средств граждане выбирают сами голосованием. Она действует на всей территории края. По результатам голосования мы предусматриваем в бюджете финансирование для тех или иных мероприятий. Мы второй год проводим общественные слушания бюджета. И сейчас при его формировании преимущество получают предложения граждан, которые интересуется бюджетом.
– Доверяют ли люди этим программам открытости?
– В самом начале нам говорили: «Да там на 50% всё мероприятие срежиссировано», а мы действительно очень серьёзно планировали его. Организовывали участие общественности в студиях органов местного самоуправления. Давали рекламу в социальных сетях. И на самом деле желающих участвовать в общественных слушаниях оказалось гораздо больше, чем ожидали.
В этом году при обсуждении проекта бюджета, в том числе в социальных сетях, было 60 тысяч откликов. Причём далеко не все они были лицеприятные. Кто-то нас открыто критиковал, а кто-то активно интересовался возможностями. Было очень много конкретных предложений, которые в итоге легли в основу бюджета.
При формировании бюджета мы всегда оставляем резерв, который распределяем после публичных слушаний. И определяем приоритеты не для узкого, а для более широкого круга людей. Так, мы подняли зарплаты отдельным категориям работников в лесной отрасли, МЧС и ветеринарии. Там были низкие зарплаты, 20-25 тысяч рублей. Нам удалось поднять их на 50-60%, а для некоторых категорий и на 100%. Кроме того, мы решили поэтапно повышать зарплаты в других отраслях.
У нас идёт постоянное повышение зарплат, согласно Указам Президента России. Сейчас вместе с Минфином России рассматриваем еще одно повышение заработных плат всем бюджетникам.
– В ходе обсуждений часто звучат сугубо локальные и мелкие вопросы, они тоже удовлетворяются?
– Мы принимаем решения, если они касаются какой-то категории или группы людей. Например, на слушаниях прозвучали вопросы из Хасанского округа – курортного места, куда едут множество отдыхающих. Жители просили обратить внимание на качество дорог. И это нашло отражение в проекте бюджета. Сельхозпроизводители заявляли, что, если правительство края хочет увеличить долю импортозамещения, нужны дополнительные меры поддержки. Мы это учли. В Красном Яре молодёжь хотела скейт-площадку. Они её получат.
Да, бывает, что обращается конкретный человек и просит разобраться в ситуации, которая касается его одного. Как правило, это не вопрос для учёта на публичных обсуждениях бюджета. Но мы не оставляем такие вещи без внимания. Даём поручение власти на местах разобраться, принять необходимые решения. Если человек обращается за помощью, мы обязаны отреагировать. Это задача Правительства Приморья – работать на благо всех жителей края.