Компания «Светлый город» по заказу администрации города приступила к разработке «Светового плана Владивостока». Накануне, 3 июня, главный подрядчик Сергей Хританьков представил экспертному сообществу материалы по первому этапу создания световой концепции.
Встреча прошла в библиотеке «Бук». В дискуссии приняли участие специалисты городской администрации, представители компании «Система Арт», исполнительный директор «ДеЛайт Групп» Александр Гилёв из Новосибирска, искусствовед Горазда Лунекова и другие эксперты.
По словам Сергея Хританькова, сейчас главный тренд городского освещения – свет для людей. То есть световая среда должна быть оптимальным образом спроектирована для человека и его жизни в городе. Однако на сегодняшний день в современных крупных городах, в том числе и во Владивостоке, все еще доминирует дорожное освещение. И эту ситуацию необходимо исправлять.
«В своей работе мы будем опираться на принципы человекоцентричного освещения, которое нацелено на то, чтобы поставить человека в главенствующую роль. Еще один важный момент, свет должен решать не только функциональные проблемы, он также должен быть дружелюбным к жителям», – отметил директор компании «Светлый город».
Общий анализ световой среды также показал, что в целом текущее освещение Владивостока – несистемное.
Из-за отсутствия базовой структуры и светового планирования подход преобладает там, где у здания, строения или пространства нет контекстного освещения, отсутствуют световые ансамбли. Некоторые общественные и пешеходные пространства недостаточно освещены, в других местах не созданы благоприятные визуальные и психологические условия для жителей города, преобладает визуальный шум.
«Концепция Светового плана Владивостока будет разрабатываться в соответствии с разными условиями зрительного восприятия объекта. То есть она будет зависеть от удаленности субъекта от освещаемого объекта, положения субъекта в пространстве по отношению к земле (рост пешехода и т.п.), скорости перемещения в пространстве, условий адаптации глаз. Этот комплекс условий охарактеризован тремя категориями масштаба восприятия светового ансамбля: ландшафтного, ансамблевого и камерного», – отмечает эксперт.
Так, ландшафтный масштаб характерен для восприятия крупных градостроительных образований со значительных расстояний, с высоко расположенных точек и видовых площадок. Ансамблевому масштабу свойственно восприятие архитектурных комплексов со средних дистанций от 100 до 500 метров. Камерный масштаб – это масштаб восприятия пешехода, перемещающегося в соизмеримом с ним «интерьерном» пространстве (двора, жилой группы, торгового центра, местной улицы или площади).
По словам начальника отдела архитектуры и дизайна городской среды Павла Шугурова, после общественного обсуждения «Световой план Владивостока» будет включен в Правила благоустройства города.
«Световой план должен стать частью комплексного благоустройства территорий города. Этот документ позволит установить определенные требования к застройщикам и компаниям, занимающимся благоустройством территорий, строительством и капитальным ремонтом фасадов. Кроме того, «Световой план» даст аргументированное основание для запроса дополнительных средств у вышестоящих органов власти», – подчеркнул Павел Шугуров.