Вера Щербина ответила на несколько вопросов преддверии 8 марта

В преддверии главного праздника весны председатель правительства Приморья Вера Щербина ответила на несколько вопросов о карьере, работе женщины в финансах и развитии бюджета региона на ближайшие несколько лет. Интервью опубликовано пресс-службой краевого правительства.

   
   

– Вера Георгиевна, хотелось бы начать наш с Вами разговор с истоков: расскажите, как Вы пришли в финансовую сферу, почему выбрали для себя такую непростую отрасль?

– В финансовую отрасль я пришла совершенно случайно. Ведь дети, когда их спрашивают кем они хотят стать, обычно отвечают: космонавтом, учителем или что-то в этом роде. Согласитесь, редко, когда услышишь, что кто-то хочет в будущем быть экономистом или финансистом. Я в детстве, как и другие ребята, тоже не думала об этой сфере. Моей мечтой было стать журналистом. Но жизнь сложилась по-другому.

Когда я закончила университет, то пришла работать в администрацию Пожарского района. Тогда попала в финансовое управление, а уже в 27 лет возглавила его. В 31 год стала заместителем главы, в этой должности курировала вопросы финансов. Конечно, прежде чем попасть в региональные органы власти, я прошла все уровни муниципальной службы. Поэтому знаю, как устроена работа на всех ступенях.

Позже, в администрации Приморского края я трудилась в департаменте финансов. Когда пришла на работу, создавали новый отдел, тогда писалась очередная редакция бюджетного кодекса. И в роли начальника этого структурного подразделения я начала заниматься межбюджетными отношениями, а после стала заместителем директора департамента финансов.

На протяжении всей жизни меня «бросало» в разные субъекты России, но везде я курировала исключительно вопросы финансового управления. И вот спустя время вернулась в свой родной Приморский край, где начинался мой трудовой путь. Сейчас, несмотря на то, что я не руководитель финансового органа, это направление тоже в моем ведении.

– Для Вас это просто «работа с цифрами» или что-то большее?

   
   

– Иногда меня спрашивают: «Вера Георгиевна, а кто вы по профессии?». Я отвечаю, что экономист-финансист. «Зарплату начисляете?» – зарплату не начисляю, но, наверное, могу, если немного посидеть над вопросом и вспомнить. Но к чему я: вопрос финансов все-таки – это не просто цифры и начисления, в первую очередь – это вопрос управления. В любой отрасли, будь то образование, здравоохранение, дорожная отрасль – без денег ни одна из сфер не формируется.

Любые задачи и планы, которые мы перед собой ставим, отталкиваются именно от финансовых ресурсов. Цифры – это уже завершение принятых решений, они находят отражение в нормативно-правовых документах, становятся законами. Вот тогда мы исполнители этих цифр. Но до этого проводится очень большая и кропотливая управленческая работа, ведь необходимо не только разделить деньги, как многие думают, а определить наиболее эффективный способ управления этими ресурсами. Именно такой, при котором они будут давать наибольший эффект.  Не просто построить и покрасить, выплатить социальные пособия, а охватить при этом весь пласт поставленных перед нами задач, в том числе регламентированных законами. Это действительно очень трудоемкая работа.

Профессионального финансиста с улицы не возьмешь. Каким бы хорошим он не был. Здесь как в здравоохранении – врач накапливает свой опыт годами. В финансовой отрасли точно так же – квалифицированный специалист только тот, который имеет достаточно знаний и опыта. Тем не менее, молодые люди, полные новых идей и знаний, у которых горят глаза, всегда найдут во мне наставника. Люблю идейных и задорных, много таких знаю. Есть те, кому по жизни помогаю, учу, и сейчас они трудятся в разных регионах, кто-то работает в федеральных органах власти.

– Легко ли управлять финансами целого региона?

– Есть такое выражение: «Когда научишься организовывать трех людей, дальше число уже не имеет значения». Поэтому скажу так: управлять финансами региона несложно, но и нелегко.

Нелегко, потому что, говоря в разрезе региона, это 34 муниципалитета и все они абсолютно разные – по географическому положению, по численности населения, по условиям проживания. Все правильно посчитать, организовать везде равный доступ к образовательным услугам, здравоохранению, культуре и другим сферам –  это, конечно же, непросто. Чтобы обеспечить такой подход ко всем участникам бюджетного процесса, нужно иметь определенный опыт, знания, даже интуицию. Это не делается само по себе или по справке, которую тебе подготовили.

– Какой Ваш главный принцип, чем руководствуетесь при распределении финансов между отраслями и территориями?

– Поскольку у меня большой опыт работы на муниципальном уровне, я прекрасно понимаю, что происходит на территориях – здесь всегда будет не хватать денег, сколько бы их не было.

У нас справедливый подход, и сами муниципалитеты могут это подтвердить. С приходом в Приморье Олега Николаевича Кожемяко объем финансовой помощи органам местного самоуправления увеличился кратно: если в 2017 году им направляли 19,5 миллиардов рублей, то уже в 2018 году объем межбюджетных трансфертов составил 21 миллиард. В этом году города, округа и районы получили свыше 38,4 миллиарда рублей. И эту помощь мы оказываем не исходя из каких-то преференций одному или другому муниципалитету, а согласно общим правилам, которые разработаны и узаконены.

Каждое муниципальное образование может войти в любую госпрограмму. Самое главное – чтобы это было эффективно и нужно жителям.

– А бывают ли недовольства или даже обиды, если, допустим, глава муниципалитета или органа власти просит выделить средства, а Вы ему отказываете?

– Не скрою, иногда бывают некоторые раздражения. Особенно когда вопрос не проработан, есть некоторое негодование. Хотя, на самом деле, если есть детальная проработка проекта со стороны муниципалитета или органа власти, он всегда найдет в нашем лице поддержку, мы идем на диалог и готовы его выстраивать, исходя из потребностей населенных пунктов.

– Финансы – это кровеносная система бизнеса. Приморский край помогает предпринимателям развивать их начинания?

– Действительно, финансовая система – это не только государственные финансы. Например, когда мы формируем бюджет, то начинаем именно с доходов. Оцениваем, почему они падают в той или иной отрасли, где выросли, по какой причине, а также что нужно сделать, чтобы удержать объем налоговых и неналоговых доходов.

Естественно, с бизнесом, с субъектами МСП мы работаем в тесной связи. Яркий тому пример – эпидемия коронавируса, когда для поддержки бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне предлагался целый ряд мер.

Относительно 2019 года меры поддержки сохранены. Особенно в тех населенных пунктах, где предприятия – градообразующие. Например, недавно приняли еще одну меру поддержки для хлебопеков, потому что понимаем, присутствует социальный аспект проблемы.

Благодаря нацпроекту мы усилили наше взаимодействие с предпринимателями – сегодня по краю работают семь подразделений центра «Мой бизнес» и других институтов развития, куда могут обратиться все желающие и получить консультацию как по открытию своего дела, так и по мерам господдержки.

– Вы неоднократно говорили о том, насколько важно повышать финансовую грамотность населения. Что сделано в этом направлении в регионе?

– Приморье является участником проекта по повышению финансовой грамотности на протяжении уже нескольких лет. Это серьезное направление деятельности нескольких органов власти. Ведется работа с учащимися колледжей и вузов, со взрослым населением, гражданами пенсионного возраста, жителями отдельных малонаселенных территорий края.

Жители готовы повышать свою финансовую грамотность, они хотят больше знать о том, как защитить свои права на рынке финансовых услуг, не попасть в кредитную зависимость и управлять личным бюджетом. В рамках нашей просветительской работы первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Понимаете, это, наверное, веление времени. Сейчас есть множество финансовых инструментов – и ипотечное кредитование, и различные льготы, адресные жилищные субсидии, когда люди могут претендовать на компенсацию части квартплаты, ряд других. Поэтому приморцы должны понимать, что такое «финансовая грамотность», для чего она нужна в современной жизни.

Работу по финансовому просвещению мы проводим не только своими силами, нам помогают коллеги из Банка России, других финансовых институтов.

– Вы, как человек опытный, можете дать пару советов по грамотному распределению средств в совсем маленьком субъекте – семейном бюджете?


– Я когда-то преподавала в вузах и чтобы рассказать студентам, что такое бюджет субъекта, всегда приводила в пример бюджет семьи. Это то же самое – доходы, расходы. И главное – умение расставлять приоритеты. Ведь хочется все и сразу, но важно уметь выбирать самое важное из всего этого: что нужно оплатить сейчас, а что может подождать.

– Возвращаясь к масштабным вопросам: что в 2021 году ждет бюджет Приморья и как изменился главный финансовый документ региона за последние несколько лет?

– В прошлом году мы, по объяснимым причинам, сильно «провалились», потеряли практически 6 миллиардов. Все-таки надеемся, что в этом году ситуация изменится и мы вернемся к «доковидному» уровню.

Край, действительно, стремительно развивается. Достаточно сказать, что в 2019 году, по оценке экспертов, мы занимали 4 место в стране по динамике экономических показателей. Это отражалось и на доходах бюджета – они начинали расти и мы очень много средств передавали органам местного самоуправления, смогли запустить масштабные программы – реконструкция дорог, «1000 дворов», модернизация систем ЖКХ, здравоохранения и многие другие.

Но 2020 год нас подкосил и все об этом знают. А сейчас давать оценки пока еще рано. Первые из них сможем сделать только 1 апреля, затем 1 июля и 1 октября. Только после мы поймем, что у нас происходит в экономике, в бюджетной сфере, как будем строить дальше главный финансовый документ. Мы, конечно, оптимисты, надеемся получить дополнительные доходы в бюджет, которые перераспределим. Мы уже сейчас обговариваем с коллегами и ведем работу над тем, чтобы у нас были готовы проекты, которые будут реализованы, когда станет понятна ситуация с налоговыми доходами.

– Какие задачи Вы ставите перед собой на ближайшие два-три года, как главный финансист Приморского края?

– Трудиться на благо Приморья. У нас финансистов не бывает так, чтобы не было работы. Те, у кого в семье есть люди этой профессии, прекрасно знают, что они часто работают допоздна, иногда и без выходных. Для примера, когда я бываю в столице и прохожу вечером мимо Минфина, всегда вижу у них горящие окна – там обязательно кто-то работает. К сожалению, у нас так. Но ведь мы трудимся не для того чтобы просто поработать или подольше посидеть, а для того, чтобы достичь конкретных результатов. Такие задачи я ставлю перед собой и своей командой.

Не просто направить денег, больше или меньше, а сделать это так, чтобы качество жизни граждан улучшилось. Чтобы все показатели, по которым нас оценивают федеральные органы власти, были первыми как минимум на Дальнем Востоке. Если по экономике у нас неплохая динамика, то в социальной сфере есть еще много проблем, например, в ЖКХ, здравоохранении.

Только тогда, когда замеры общественного мнения покажут, что люди говорят об улучшениях в этих и других отраслях, я смогу сказать, что мы достигаем поставленных целей. Ведь самое главное в нашей работе сейчас и в ближайшие годы – это улучшение качества жизни населения.