Численность детей, находящихся на учете в органах опеки и попечительства, сокращается.
Статистика показала: если в 2016 году в социальных учреждениях края насчитывалось 11 258 чел., то на сегодня - 10 999 чел. На первый взгляд, изменения незначительные, но за каждой цифрой - судьба ребёнка, которому помогли вновь обрести семью. Сегодня политика государства в сфере социального сиротства направлена на сохранение кровной семьи. Успешно идёт работа над обучением и сопровождением приёмных родителей. Бывшие детские дома перестроились в центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большую роль играет согласованность межведомственных структур. О том, какие меры предпринимаются для возращения ребёнка в семью и социум, рассказала заместитель директора департамента образования и науки Приморья, курирующая вопросы защиты прав детей специального образования Наталья Василянская.
Команда единомышленников
- Каким образом детские дома перестроились в центры содействия семейному устройству?
- Сегодня таких центров в Приморье 25, они создавались согласно постановлению правительства № 481. Теперь бывшие детские дома походят скорее на семейные группы, где в одном пространстве живут разновозрастные дети. Так культивируется забота старших о младших, то, что раньше система детдомов нивелировала. Но не только центры, а всё гражданское общество призвано вернуть ребенку уверенность, что мир взрослых позитивен и все ему рады. Известный факт: кровных сирот у нас единицы, большинство - социальные. И над возвращением ребёнка в семью вместе с центрами слаженно работают многие структуры. Это 34 территориальных отдела опеки и попечительства. 20 служб медико-психологического сопровождения, которые помогают при кризисе семьи, организуют постинтернатское сопровождение ребёнка. Школы приёмных родителей дают необходимые навыки тем, кто решился взять ребёнка в семью.
К работе над профилактикой социального сиротства подключаются депутаты, общественные и благотворительные организации. Часто представители госструктур осуществляют волонтёрство над учреждением. Приходят к детям на праздники, организуют спортивные соревнования. Очень ценим сотрудников силовых ведомств( ОМВД, Россвардии,МЧС, ГУФСИН, ВМФ и тд), пограничников, ведь нашим мальчишкам так нужны настоящие полковники! Они их привлекают к занятиям спорт, активному отдыху, конструировать, вместе ходить в походы. Сегодня в крае создана мощная команда единомышленников.
Наставник, друг, родитель
- Какие меры предпринимаются для того, чтобы социальных сирот становилось меньше?
- Главный приоритет нашей работы – сделать так, чтобы детей, оставшихся без попечения родителей и сирот становилось меньше. Есть такое понятие - процесс деинституционализации. Важная составляющая этого процесса - профилактика социального сиротства. Мы стараемся предупредить возможность утраты детьми родительской опеки. Развиваем различных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Создаем инфраструктуру по подготовке приемных родителей. Параллельно идет реформирование сети учреждений для детей – сирот. Работа в них строится таким образом, чтобы дети быстрее могли вернуться в родную или приемную семью. Естественно, внимательно следим за тем, чтобы вернувшихся в семью, дети больше не попадали в интернаты.
Прежде всего, ведется работа по обеспечению права ребенка жить и воспитываться в кровной семье. Если есть кровные родители, все силы направляются на то, чтобы их восстановить, социально адаптировать. С помощью межведомственного взаимодействия ведется большая работа по реабилитации семьи. К этой работе подключаются службы психолого-педагогического и социального сопровождения (социальные педагоги, медики, психологи). Ребёнка из неблагополучной семьи выявляет органы системы профилактики. Сегодня в нашей системе много детей, которые помещены по временному заявлению этой службы. Родителям даётся шанс выйти из кризиса за определённый период. А пока оказывают помощь специалисты, ребёнка помещают в учреждение, расположенное максимально близко к дому. Бывает, что приходится работать не только с родителями, но и другими родственниками - тетями, бабушками и дедушками, другими близкими людьми.
Вся эта работа ведется в рамках государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013-2020 годы. Она направлена в том числе и на укрепление института семьи.
- Для кого и по какому принципу работают Школы приёмных родителей?
- Для людей, у которых сформировалась потребность взять домой сироту - под опеку или на усыновление. Советую обратиться в органы опеки и, пока вы собираете необходимые документы, пройти лекции и занятия в школе, где работает широкий спектр специалистов: психологов, социальных педагогов, юристов, сотрудников органов опеки и попечительства, дефектологов и др. Подбирается удобный график занятий - групповой или индивидуальный.
- Чему же учат в этой школе?
- Изначально правильному осознанию мотивации: почему они берут ребёнка в семью? Изучаются физиологические особенности детей разных возрастных периодов, возможные ступени кризиса в приёмной семье, отрабатываются внутренние страхи. Есть курс правового направления. В процессе обучения случаются сюрпризы. Допустим, кандидаты в приёмные родители вдруг понимают, что не готовы к этой миссии. Я сама часто преподаю в подобных школах и на последних занятиях раздаю аудитории сердечки, чтобы каждый участник написал ответную реакцию. Пишут: «Спасибо, что спасли мою семью» или «Я многое понял про себя». Работа интересная и нужная. Главная цель - чтобы не было вторичного возврата детей в социальные учреждения. Добавлю, что школа обязательна для всех приёмных родителей, свидетельство по окончании действует бессрочно.
- Не первый раз в рамках социального проекта «Дети Приморья» в крае проводится акция «Каникулы в семье». В чём её польза?
- Проект «Дети Приморья» стал поистине народным. А смысл его в том, что у одинокого ребёнка появляется близкий друг, который может пригласить его в гости в свою семью на весенние или осенние каникулы, на Новый год, в выходной. На предложение стали откликаться потенциальные приёмные родители. Среди желающих - волонтёры, психологи. Нашим детям нужен взрослый наставник - пусть не приёмный родитель, но друг, который берёт временно. Дети понимают, что они пошли в гости, и это для них нетравматично. Они социализируются, наблюдая, как проживает отдельно взятая семья. Для них это целая экскурсия в жизнь, хороший шаг к преодолению социального сиротства.
- Задача - полностью ликвидировать сиротство?
- Это в идеале, на деле всё не так просто. Для многих подростков путь в семью довольно сложен. По статистике их реже усыновляют или берут под опеку. Да и сами подросшие дети желают остаться в социальных центрах, при этом строят свои планы на будущее. Они перспективны, нацелены на здоровый образ жизни, имеют социальную ориентированность, заранее выбирают профессию. Обучены, что делать в трудной жизненной ситуации. Здесь на первый план выходит роль волонтёров, общественных организаций, православной церкви.
- Обретают ли семью воспитанники коррекционных школ с особенностями в развитии?
- У коррекционных школ задачи сложнее: чтобы детей с ограничениями здоровья тоже брали, необходимо проводить огромную работу. На мой взгляд, больших результатов достигла коррекционная школа-интернат для детей-сирот села Краснореченский Дальнегорского городского округа. Там воспитывается 70 детей - и все они счастливые, все любимые. Артемовский интернат постоянно занимает первые места в федеральных конкурсах. Дети талантливые - поют, танцуют, рисуют. К сожалению, пока можно только мечтать о закрытии подобных учреждений. Но то, что всё больше детей уходят со счастливой улыбкой, держа за руку родителей - ради этого стоит работать, переживая за судьбу каждого подопечного.
Елена ЖУКОВА
Кстати
В феврале 2018 году краевой департамент образования организует форум приемных родителей Приморья.
Цифры
В 2016 году на семейные формы устройства передан 1471 ребенок, из них 860 - устроены под опеку, 250 – в приемную семью, 202 – на усыновление, в кровные семьи возвращено 159 детей. За 2016 год в рамках акции «Дети Приморья» побывали в семьях на каникулах: Город Лесозаводск - из 59-ти детей 36 Яковлевка из 19-ти 14 НовоШахтинск - из 74-х, 35 Артем - из 79-ти 25 Преображение из 30-ти 14
Смотрите также:
- Пусть мама за руку возьмёт: почему нельзя молчать о теме детского сиротства →
- Мама, пойдём домой?:при устройстве детей в семьи родственники в приоритете →
- Требуется родня. Как найти друг друга детям и приёмным родителям? →