Время больших возможностей

Учить - задача не простая. © / Фото автора. / АиФ

Приморье готово создавать новые методики образования

ДЕНЬ 25 ЯНВАРЯ – ПРАЗДНИК ДЛЯ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА, КОТОРЫЙ АКТИВНО ПРАЗДНУЮТ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ. НАКАНУНЕ ТАТЬЯНИНОГО ДНЯ. КОРРЕСПОНДЕНТ «АИФ-ПРИМОРЬЯ» БЕСЕДОВАЛ О ПРОБЛЕМАХ СТУДЕНЧЕСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССОРОМ ВАЛЕНТИНОЙ КУЗЛЯКИНОЙ.

   
   
 

РАЗУМНОЕ СОЧЕТАНИЕ

 – Жизнь современного студенчества изменилась. Что из новшеств, на ваш взгляд, позитивно влияет на формирование личности, а что сказывается негативно?

 – Кардинальные изменения произошли в жизни студентов, и не только для них. Трансформировалась система образования, иные условия работы преподавателей. Главные перемены, и положительные, и отрицательные, внесли современные коммуникации и средства связи, прочие элементы цифровизации и программирования.

Позитивно, что стало доступно получение практически любой информации, появилась возможность путешествий и обучения за рубежом. 

А вот негативное влияние, на мой взгляд, оказали развал системы образования, утрата идеологии и идеалов. На смену которым, к сожалению, насаждаются эгоизм, стяжательство и безнравственность. 

Среди новшеств в том числе дистанционное обучение. Каково ваше отношение и что в этом процессе не отвечает интересам образования? Необходимо очное обучение или всё можно оставить как есть?

   
   

– К чисто дистанционному обучению у меня сложилось отрицательное отношение. Особенно в том случае, когда речь идёт об инженерном направлении. Уверена, что образованию всегда сопутствует и воспитание. При дистанционной форме общения педагога и студента процесс воспитания минимален. Я приветствую комбинированную технологию: разумное сочетание дистанционного и традиционного с применением современных компьютерных технологий.

Кстати, в студенческие годы вы отмечали Татьянин день? Каковы были традиции этого праздника?

– В моё студенческое время этот праздник не отмечали. Как известно, празднование Дня студенчества в России 25 января восстановили в соответствии с Указом Президента РФ от 25 января 2005 года и Федерального закона от 24 октября 2007 года. 

Свой неформальный праздник для молодёжи – явление хорошее, позволяющее раскрыть элементы самоорганизации, инициативы и творчества. И в целом студенческая пора – время огромных возможностей, которое важно не растерять по пустякам. Делу – время, а потехе – час.

ПРО ЦИФРУ

Вы известны как автор современных методик обучения. В чём сущность, специфика и уникальность методик обучения, которые вы разработали и предлагаете внедрять в образовании страны?

 – Цифровизация учебного процесса, внедряемая ныне приморскими вузами с 2019 года, нашим коллективом в МГУ им. адмирала Г. И. Невельского была начата ещё в 1990 году. Процесс этот одобрял и поддерживал мудрый ректор Вячеслав Седых. Благодаря этому созданы уже два поколения программных продуктов для инженерного проектирования механизмов различного назначения. На начальном этапе проектирования (DINAMIC), когда и закладываются основные характеристики, автоматизированная система организации обучения «Кобра», комбинированная технология обучения. Разработаны информационные среды по 10 инженерным дисциплинам. Наши работы многократно представлялись на конференциях и выставках и получали высокие оценки. Из университета система «Кобра» шагнула в школы и была установлена в гимназии № 2. В 2010 году начата переработка этих продуктов и создание продуктов третьего поколения. На сегодняшний день готовность составляет от 50 до 80 процентов. И приморцы – лидеры таких передовых разработок.

– Где за рубежом проявляют интерес к вашим методикам и как складывается совместная работа? Что способствует продвижению вашей научной мысли, а что мешает?

– За прошедшие годы в период с 1990-го наши работы многократно представлялись на разного уровня научных форумах и в России, и за рубежом. География более чем обширная: Австрия, Швейцария, Франция, Испания, США, Китай, Вьетнам, Ю. Корея, Тайвань и др. Информационная среда по курсу «Теории машин и механизмов» установлена в Алма-Атинском университете энергетики и связи. Особый интерес был проявлен в Техническом университете (г. Шанхай), на бизнес-форуме в Ю. Корее, со стороны Индии. Не сложилось найти путей к сотрудничеству с ДВФУ. Продвижение и поддержка наших работ прекратились, и вижу в этом тенденции разрушения образования в целом и особенно инженерного. Откуда рождается жажда слепого копирования чужого и подражательства всему из зарубежья? Ума не приложу! И это притом что за границей ищут наши новинки и готовы их покупать.

Почему внедрение новых подходов буксует в Приморье и на каком уровне необходимо прийти к соглашениям и принятию решений?

– Внедрение новых подходов буксует не только в Приморье, но и во многих регионах. Одна из причин недальновидность руководителей от заведующих кафедрами и до высших чиновников министерства – их несамостоятельность в принятии решений. Проблему можно начать решать хотя бы с руководства краевого уровня, опираясь на богатые наработки. Согласитесь, что странным выглядит интерес к нашим работам со стороны и игнорирование уже достигнутых результатов у себя на родине. И это притом,как важно не упустить лидерство и дать нашим студентам больше конкурентных преимуществ!

БЕЗ ПОБЛАЖЕК

Насколько разнятся подходы педагогов в инженерных профессиях и гуманитарных? Что важно для формирования инженеров будущего?

– Считаю, что подходы педагогов в инженерных профессиях и гуманитарных в принципе мало отличаются. А вот инструменты обучения совершенно разные. В инженерном образовании огромную роль играют сложные расчётные, проектные процедуры и лабораторный практикум. 

Сейчас лабораторное оборудование для инженерного образования устарело и физически, и морально. Наш опыт выполнения лабораторных работ с компьютерной поддержкой привёл к выводу о необходимости создания принципиально новых лабораторных установок с современными средствами эксперимента, обработки его результатов, с возможностью удалённого доступа для обучения по дистанционным технологиям. Мне предстоит в конце января выступление с докладом «Интегральные лабораторные компьютерно-механические комплексы будущего» на конференции «Российское инженерное образование: вызовы, проблемы, решения» в Тольятти. В докладе предлагается разработать демонстрационные модели и установки по курсу «ТММ» в разделе «Структура и моделирование схем механизмов» с применением в них принципа «Лего». Используя предложенные нами обобщённые структурные модули, можно моделировать механизмы любой степени сложности и любого технологического назначения. В связи со сложностью и высокой ценой нового оборудования целесообразно идти по пути интеграции учебных дисциплин – создания кафедр (департаментов) общепрофессиональных инженерных дисциплин и организации региональных лабораторий, оборудованных современными стендами с удалённым доступом. Это обеспечит настоящий прорыв в подготовке инженеров.

– Среди ваших книг и монографий какую считаете наиболее важной? Над какими актуальными проблемами или новыми книгами работаете как автор?

 – Наиболее важным считаю учебник по «Теории механизмов и машин» в двух томах. В этих книгах изложена теория и практика преподавания фундаментальной дисциплины в инженерном образовании на современном уровне. Продолжаю начатые ранее работы и, главное, активно призываю коллег к сотрудничеству. 

Для души работаю над книгой, посвящённой своей семье «От сохи до космоса. Родословная». Оказалось, что начало рода отслеживается с 1736 года, и до начала прошлого века все были крестьянами Саратовской губернии, в основном батраками. Только в советское время среди нас были и офицеры, и инженеры, работавшие над созданием летательных аппаратов с Сергеем Королёвым, и конструктор первого атомного ледокола.

В научной среде вашего направления женщины работают редко. Как удавалось строить свою карьеру?

– Практически всю жизнь приходилось преодолевать трудности. Посвятила этому книгу мемуаров, вышедших в 2019 году. Наиболее сложным и в то же время самым счастливым периодом жизни считаю время 70-х, когда я работала деканом крупнейшего в Советском Союзе автомобильного «мужского» факультета в Хабаровском политехническом институте. Там случались и забавные моменты. Так, в удостоверении о награждении меня знаком «Отличник Высшей школы СССР» записана мужская фамилия. Чиновникам от образования и в голову не могло прийти, что деканом мужского факультета может быть женщина.

Несмотря на сложности, уверена, что надо ставить перед собой высокие цели и добросовестно работать, невзирая на обстоятельства. Не делать себе поблажек. Самой большой благодарностью остаются слова признательности моих выпускников тех лет. До сих пор уже маститые инженеры и руководители шлют мне слова благодарности за их воспитание. Особенно это стало частым после так называемой перестройки.

Досье

Кузлякина Валентина Васильевна – доктор технических наук, профессор, отличник Высшей школы СССР, заслуженный работник Высшей школы РФ, почётный работник Амурского речного пароходства. 

Преподаёт в высшей школе с 1963 года. Автор более 400 научно-методических работ.