Вышивка, ткачество, бисероплетение, волоковаляние, резьба по дереву, а ещё старинное шитье золотыми и серебряными нитями. Скажете, это удел чудаков и пенсионеров?
Возможно и так, но творения ручной работы для многих людей - не просто хобби, а наполненное смыслом времяпровождение, образ жизни и мудрая философия. Во Владивостоке, в Мемориальном Доме-музее семьи Сухановых уже год работает мастерская, куда по пятницам и субботам приходят желающие, как минимум мелкую моторику развивать, как максимум овладеть уникальным видом творчества.
В рождественские дни корреспондент «АиФ-Приморья» посетила уютный дом бывшего царского чиновника и его гостеприимную хозяйку - заведующую одной из площадок музея имен Арсеньева Жанну СЛАВИНСКУЮ.
Хоть пуговицу пришей!
- Жанна Владимировна, для вас увлечение рукоделием началось с детства?
- Мамина бабушка ткала ковры, вышивала в ажурной технике «Ришелье», а бабушка отца до глубоких лет обшивала всю семью. Большую роль в моём развитии сыграли и уроки домоводства в школе, когда девочек постепенно учили шить - от фартуков до платьев. В старших классах, на учебно-производственной практике получила основы профессии швеи-мотористки. Всё это в жизни пригодилось.
- А как вы пришли в музей?
- Окончив Владивостоксое художественное училище, я окунулась в постперестроечную эпоху, наполненную авантюризмом и творчеством. В начале 2000-го года работала в издательстве «Пресс-мастер», и в канун XXI века мы с коллегами решили выпустить стильный календарь на дорогой дизайнерской бумаге с видами Владивостока. Пришёл молодой человек, и, к нашей радости, выкупил 30 календарей. Им оказался будущий директор музея Арсеньева Виктор Шалай. Потом у меня началось сотрудничество с музеем, я оформила несколько выставок, а после меня пригласили обустроить по-новому дом-музей имени Суханова. Вот и прижилась здесь. (Улыбается). Дом семьи Суханова для меня стал родным, и я увидела большое поле для творческой деятельности. Моя задача - наполнить это пространство жизнью.
- Много в музее предметов, принадлежавших Сухановым?
- Это коллекция знаменитого в то время кузнецовского фарфора и стул на втором этаже. И всё-таки можно говорить о подлинности предметов мебели, быта, из которых восстанавливали домашний интерьер. Ведь они принадлежат началу ХХ века, времени, в котором жила семья. Уникальные экспонаты достались нам в дар от жителей Владивостока. К примеру, немецкому фортепиано, которое стоит в гостиной - больше 120 лет. И оно до сих пор держит строй. Достоит внимания и письменный стол в кабинете чиновника - с потайным сейфом для оружия. Каждая деталь в доме возвращает в подлинную обстановку, царившую в семье.
- Почему одним из направлений стали мастер-классы по рукоделию?
- Для меня призвание женщины заключается в умении обустраивать быт, дом украшать. В доме царского чиновника проживало пять женщин - мама и дочери, и они многое делали своими руками. А сегодня девочка-подросток в 14 лет не сможет удержать в руках нитку с иголкой и пуговицу элементарно пришить! Хорошо, если кто-то научит - педагоги, родители. Сами дети ничего не хотят делать, ведь всё можно купить готовое. А навыки быть должны.
Идеи мастерской и мастер-классов перекликается с общей концепцией дома-музея. К примеру, у нас был замечательный тестовый проект - «Из сундука - вторая жизнь». Собрали девчонок, достали старые вещи, которые жалко выбрасывать, и своими руками сделали коллекцию платьев, украшений из бисера.
Лет с десяти девочки способны сотворить эксклюзивные вещи по собственным эскизам. Для этого много не нужно - бисер, игла, нитка, кусочек фетра, из этого можно сделать потрясающее украшение! Замечательно, если к нам в мастерскую приходят мамы и даже папы с детьми.
Идеи для Рождества
- Уже год под крылом дома-музея работает проект «Рукодельная суббота», расскажите о нём?
- Все просто - каждую субботу любой желающий может прийти в музей и позаниматься разными видами рукоделия. Можно искать себя, если понравиться, учиться дальше. А по пятницам одним из главных направлений мастерской стало золотное светское церковное шитье, я обучаю базовым приёмам, благодаря которым можно сделать очень красивые вещи. Можно шить для дома, либо дарить украшение храмам или монастырям. Издавна в церкви были вышивальщицы, золотошвейки, причем не только мужчины, но и женщины. Технология сегодня очень популярна на России и за рубежом. Для Приморья - это новое направление, но мы стараемся не отстать от запада.
- Такие украшения и к Рождеству подойдут?
- Несомненно. Хотя каждый раз, украшая стилизованные под старину залы дома-музея, мы подходим к этому по-новому. Так, недавно разработали елочные украшения, которые можно подарить на Рождество. Это шары из фетра, причем один такой шарик нужно делать минимум шесть часов - за чашечкой чая, в приятной компании увлечённых людей. Соборная работа всегда приносит удовольствие, душевный покой. Все стремятся в едином стиле работать, чтобы подарок к месту пришёлся.
- Ёлку украшаете в традициях семьи царского чиновника?
- Нужно напомнить, что до революции ёлку украшали ватой, будто это снег, и сладостями - конфетами и фруктами - яблоками, мандаринами. Подходили дети и ощипывали праздничное дерево. Мы используем разные традиции, на это раз решили украсить в стиле 70-х, 80-х годов прошлого века. Ведь в этом доме в советское время были коммунальные квартиры, бывшие жильцы которых нам рассказали об этом много интересного. В витрины поставили предметы, передающие атмосферу прошлого - старые советские открытки, пластинки, маленькие самовары, утюжки. Одна из потомков семьи, Татьяна Суханова, передала уникального Деда Мороза, начала 60-х годов. На старинных стульях и диванах разместилась коллекция кукол. Всё это теперь раритеты.
- Через вас прошло много оригинальных мастеров и коллекционеров. Кто больше запомнился?
- Нас всегда радует коллекционер Ирина Кейчина, много лет она собирает эксклюзивные ёлочные игрушки и украшения. Чего только нет в ее коллекции - от рождественских ангелочков до шаров с портретами Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса.
Алена Смышляева поразила город коллекционных фарфоровых кукол. Потрясающий мастер резьбы по дереву - Юрий Гавриков. Представьте, одну из своих работ «Троица» он делал 12 лет, это его самое серьёзное творение, ведь образ взят с иконы Андрея Рублёва. Жаль, что у порой нас недооценивают мастеров декоративно-прикладного искусства.
- И вместо отечественных сувениров продается китайский ширпотреб?
- В этом году краевой центр народной культуры организовал конкурс «Грани творчества», где в режиме реального времени мастер должен был сделать произведение своими руками. Каждый мог наблюдать за процессом работы. После мероприятия я осознала, какое у нас огромное количество талантливых прикладников! Такие чудные вещи делают. Чего только стоит свалять платье без единого шва.
Частичка детства
- Несмотря на поголовную компьютеризацию и лень, посетители-дети очень хвалят вашу программу «Что написано пером». Это тоже в своём роде ручной труд?
- Это довольно популярный мастер-класс, где мы рассказываем о том, как раньше учились гимназисты, как сдавали экзамен по чистописанию. Даем образцы, лист бумаги, перо, чернила, и школьники пытаются освоить технология письма прошлого. Где-то получается стильно, где-то не очень. Каждая программа привязана к истории, семье.
- Туристов в городе стало больше, а иностранцы часто заходят в музей?
- Дом-музей очень популярен у туристов из Кореи. Порой в летний день по 50-60 человек приходит. Были интересные группы старшего поколения, мы показывали им быт, и они узнавали приметы своего прошлого. Радовались, как дети, когда видели знакомые до боли старые электрические лампы, утюжки на углях. А рассматривая на китайском шкафу узор, сделали вывод, что он был сделан на заказ, именно к свадьбе. Вот такие открытия нам приносят гости!
- А в чем для вас заключается новогоднее или рождественское чудо?
- В эти дни мы принимаем наших друзей, гостей, собираются на рождество многочисленные потомки Александра Суханова. Для меня важно, чтобы все ушли с хорошим настроением, чтобы каждый ощутил домашний уют. Что-то узнать, вспомнил лучшие годы прошлого. Чудо, когда мы дарим человеку частичку детства.
ДОСЬЕ
Жанна Владимировна Славинская окончила Владивостокское художественное училище по специальности художественное оформление, Санкт-Петербургский гуманитарный университет - социально-культурная деятельность, магистратуру ДВФУ. В Доме молодёжи работала художником-оформителем, вела изостудию и занималась дизайном интерьеров. Возглавляла издательство «Пресс-мастер», работала ведущим дизайнером в издательстве «Поликон». С 2002 года сотрудничала с музеем им. В. К. Арсеньева в качестве дизайнера социально-культурных проектов. С 2015 года - заведующая Дома-музея семьи А. В. Суханова. Автор нескольких персональных выставок.
Смотрите также:
- Редкие антикварные красавицы заполнили витрины музея во Владивостоке →
- Виктор Шалай: «В музей Арсеньева я приходил не за карьерой» →
- Гений места →