Вы держитесь. Доступность до Русского острова выявила массу проблем

Автобусов стало больше, но проблема остаётся. © / Максим Долбнин / Из личного архивa

Транспортный коллапс во Владивостоке – старая проблема, которую каждый год пытаются решить. Если раньше люди жаловались на увеличение стоимости проезда, неудовлетворительное качество автобусов, хамоватых водителей, то сейчас большая часть пассажиров отмечают нехватку автобусов.

   
   

Доедут не все

О проблеме транспортной доступности говорят жители Снеговой Пади, Патрокла и Русского острова. Они утверждают, что автобусы они вынуждены ждать долго, штурмуют салоны, как Зимний дворец, а затем добираются в давке.

В последнее время дело сдвинулось с мёртвой точки. Например, в микрорайон «Снеговая Падь» было запущено сразу несколько новых направлений. Маленькие жёлтые маршрутки сменили на большие автобусы, теперь с 20-30 пассажирских мест их количество увеличилось до 70. Остроту проблемы в целом сняли, хотя с выдерживанием интервалов движения до сих пор у перевозчиков проблемы.

Проблема транспортной доступности острова Русского зазвучала с новой силой с началом нового учебного года, когда приступили к занятиям студенты ДВФУ. Не все студенты живут в университетском кампусе. Многим из них приходится добираться на остров самостоятельно. В результате студенты и сотрудники Дальневосточного федерального университета ежедневно жалуются, что приехать и уехать в университет стало неразрешимой задачей. Мест в автобусах нет, автобусов нет, никакого сочувствия к людям тоже нет.

Не так давно инициативные студенты ДВФУ при помощи социальных сетей обратились к градоначальнику Константину Шестакову с просьбой решить транспортный вопрос.

«Мы, студенты Дальневосточного федерального университета, обращаемся к Вам с просьбой о вмешательстве в неприятную ситуацию, связанную с транспортной доступностью острова, где находится наш университет», – говорилось в одном из писем в адрес мэра.

Стоит отметить, что в 2018 году проблему доступности общественного транспорта на Русский остров обещал исправить Виталий Веркеенко, который в то время был мэром дальневосточной столицы. Но когда слова перейдут в действия?

   
   

Стара как мир

Самая острая нехватка автобусов на Русский остров наблюдается непосредственно в утренние часы. Студенты пытаются уехать на занятия, а сотрудники – на работу. Учащиеся университета в один голос твердят, что проблема транспортной доступности всегда совпадает с началом учебного года.

«Все проблемы начинаются, как только стартуют очные занятия. Мы уже не обращаем внимание на то, что нужно рано вставать, чтобы приехать вовремя к первой паре. Самое ужасное – то, что многим ребятам из-за давки в автобусах становится плохо. Люди теряют сознание. Кстати, в этом году ситуация усугубилась и тем, что не только добраться до кампуса тяжело, мы еще испытываем трудности, и чтобы уехать из него», – рассказывает студентка ДВФУ Полина Лепина.

О том, что сейчас ощущают студенты ДВФУ, с тяжёлым сердцем рассказывают бывшие учащиеся университета. Владивостокцы говорят, что к первой паре, а она начинается в 8:30, уехать достаточно проблематично. Нужно было уже в 7:00 или в 6:50 быть на остановке и ждать автобус № 15. Но это было в далёком 2015-2016 году.

В октябре 2023 года местные журналисты решили провести эксперимент и самостоятельно попробовать уехать из города на Русский остров.

Чтобы приехать на кампус к первой паре, студенты собираются на остановках уже в 6:40. Приблизительно в это время автобус отходит от остановки «Изумруд», которая находится в центре Владивостока. И спустя 10-15 минут маршрута, на «Некрасовской», свободных не только сидячих, но уже и стоячих мест в автобусе нет.

Следующие в маршруте – остановки «Студенческая» и «Фуникулёр». Именно здесь наблюдается наибольшее скопление студентов, так как в этом районе находятся городские общежития ДВФУ. Мест нет, протиснуться в салон невозможно. После пересечения Золотого моста выйти из автобуса на необходимой остановке можно лишь через заднюю дверь. Если человек вовремя не крикнул водителю, чтобы тот её открыл, то считай, свою остановку проехал.

Также нехватка автобусов наблюдается вечером, когда студенты возвращаются с учёбы домой. Но здесь предприимчивые студенты нашли решение – доезжать до конечной остановки, чтобы там сесть в пустой автобус и оттуда двигаться в город. Получается, дважды платить за проезд, чтобы шансы уехать в город увеличились.

«Кто-то едет до океанариума, два раза платит, чтобы как-то вместиться в автобус. С начала сентября такая ситуация наблюдается, потому что первый курс. Тоже получается, много поступивших, а автобусов мало, – сообщила работник университета Татьяна Драгелева.

Опять двадцать пять

В самом Дальневосточном федеральном университете ситуацию прокомментировали, рассказав, что проблема загруженности и нехватки муниципального транспорта стоит очень остро, однако этим вопросом занимается не университет, а управление транспорта мэрии Владивостока.

Вуз закупил шаттлы и запустил собственное транспортное сообщение между островной и материковой частью Владивостока для студентов и преподавателей.

«Ежедневно шаттлы перевозят около 2500 пассажиров. В выходные – 400-500 пассажиров в день. График движения городских шаттлов ДВФУ выстроен с учётом расписания занятий в университете и регулярно корректируется по просьбам студентов», – сообщили в пресс-службе университета.

Одно из решений – корректировка контроля и расписания автобусов, чтобы разгрузить маршрут в пиковые часы.

В мэрии Владивостока, в свою очередь, также прокомментировали происходящее. В ведомстве заявили, что планируется пересмотр расписания интервалов движения автобусов. Также прорабатывается вопрос увеличения количество транспортных единиц.

«Проблема перегруженности городского транспорта в направлении острова Русского может быть частично решена увеличением количества шаттлов. Будут обсуждаться и другие механизмы совместного решения вопроса», – распространила тогда сообщение администрация приморской столицы.

Одним из предложенных решений было разнести начало занятий в университете, чтобы у одних студентов они начинались в 8:40, у других – в 9:00, а у третьих – в 9:30. Пойти на такой шаг университет был не готов, так как в этом случае рушится всё расписание, особенно в междисциплинарных курсах, которые читают для учащихся разных факультетов.

Автобусам быть!

После большой огласки проблема транспортной доступности на Русский остров сдвинулась с мёртвой точки.

Так, специалисты управления транспорта и МУПВ «ВПОПАТ № 1» провели мониторинг работы автобусов и пассажиропотока. По их данным, в среднем в часы пик автобусы идут каждые 5–7 минут. Исследования показали, что пиковые нагрузки наблюдаются в период с 07:00 до 08:00, а также с 15:00 до 16:00. Ближе к 09:00 автобусы идут с наполняемостью 50%.

В связи с этим в администрации Владивостока сделали заявление, что за прошедшие две недели совместно с руководством университета была проработана стратегия для решения проблемы.

Одно из решений – корректировка контроля и расписания автобусов, чтобы разгрузить маршрут в пиковые часы. Одно из главных принятых решений – пополнение автомобильного парка новыми автобусами.

По информации администрации Владивостока, было получено предварительное одобрение на получение казначейского кредита, что позволит приобрести дополнительный транспорт.

На сегодня, помимо общественного транспорта, для доставки студентов и сотрудников ДВФУ предоставляет три-четыре шаттла. Проблема перегруженности городского транспорта в направлении острова Русского может быть частично решена увеличением количества шаттлов. Важный элемент – разное время начала занятий, что также позволит снизить загруженность автобусов. Будут обсуждаться и другие механизмы совместного решения вопроса, отметили в мэрии.

Верхушка айсберга?

После этой ситуации мэрия Владивостока решила усилить контроль за работой автобусов, работающих на городских маршрутах. За последние три месяца во Владивостоке были зафиксированы случаи неполного выпуска автобусов на линии практически во всех автотранспортных компаниях.

Кроме того, были отмечены и другие нарушения, такие как долгая стоянка на остановках, нарушение вечерних графиков движения, грязные салоны.

Тем не менее в администрации отмечают, что компанииперевозчики соблюдают условия контрактов по обновлению автобусного парка. Только в этом году предприятия приобрели около 100 новых машин, в том числе 66 автобусов большого класса.

КОММЕНТАРИЙ ВЛАСТИ

Заместитель главы администрации Владивостока Максим Акульшин:

– Мы получили одобрение на приобретение дополнительных машин большого класса и обеспечим их выпуск на острове Русском. Также ДВФУ обратится с заявкой на увеличение количества шаттлов и в пиковое время перевозить студентов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Проректор по управлению кампусом Максим Ведяшкин:

 – Сейчас на материке проживают около 10 тысяч студентов. В университете планируют в перспективе построить дополнительные общежития. Пока же будем решать проблему транспортной доступности кампуса совместно с мэрией Владивостока.