Выстрелит ли ружьё? «Утиная охота» стала новым открытием

Советская классика заиграла новыми красками. © / Вероника Стахеева / АиФ

Премьеру спектакля «Утиная охота» (16+) показали на сцене Приморского краевого академического театра имени Горького. Уже сейчас постановку называют главным событием в театральной жизни приморской столицы.

   
   

Печорин советского времени

Пьеса Александра Вампилова широко известна многим поколениям советских и постсоветских людей благодаря тому, что часто ставилась в театрах и игралась в кино. Главного героя – Виктора Зилова сыграли такие звёзды, как Олег Даль, Андрей Мягков, в современных вариантах – Евгений Цыганов, Константин Хабенский. Несмотря на популярность сюжета, «Утиная охота» магнитом притягивает режиссёров. Так, Сергею Руденку выпала судьба поставить пьесу во второй раз. Принимая весь сложный замысел Вампилова, режиссёр, тем не менее, пришёл к собственному финалу.

«Городская квартира в новом типовом доме. Входная дверь, дверь на кухню, дверь в другую комнату. Одно окно. Мебель обыкновенная. На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок». В таком «типовом» пространстве типичного провинциального города существует главный герой пьесы «Утиная охота» Виктор Зилов. Он просыпается совершенно разбитым в день своего рождения, получая «шутливый» подарок от друзей – похоронный венок. От точки кипения действие откатывается назад, в воспоминания.

Кажется, что в жизни Зилова не происходит ничего особенного, чтобы вступать в жёсткий конфликт с самим собой и окружающим миром. Молодой и привлекательный, избалованный женщинами, приличной работой… Но откуда такая скука, цинизм и пренебрежение к данному благополучию? Почему желанным уходом от реальности становится охота? И достаточно маленькой искорки, ерунды, чтобы взвести курок у виска? А тут – беспросветный дождь за единственным окном и похоронный венок на шее.

Читая о жизни Вампилова, прекрасно осознаёшь, что его с героем пьесы роднит многое. Совпадение или нет, но писатель погиб накануне дня рождения, перевернувшись на лодке. Друзья отмечали, каким взвинченным он был в тот день. И вроде талант драматурга признавали, но печатали и ставили нехотя. Так, «Утиную охоту» столичный «Новый мир» сразу отверг, пьеса чудом вышла в сибирском альманахе «Ангара» – по причине отсутствия главного цензора. Зилов и другие герои Вампилова совсем не вписывались в идеологию соцреализма. Ни особого оптимизма, ни направляющей роли партии…

Но именно в расцвет «застойных» советских времён одни за другими на экране стали появляться неудобные герои. Примером может служить не только «Отдых в сентябре» по «Утиной охоте», но и «Полёты во сне и наяву», поставленные по пьесе Виктора Мережко, в какой-то степени «Осенний марафон». 

   
   

Нужно сказать, что в 2017 году Виктор Бусаренко ставил на сцене горьковского театра вампиловскую «Валентину», в наименовании «Прошлым летом в Чулимске», – глубокую в психологическом плане пьесу. Режиссёр говорил тогда о литературной преемственности, о чеховских интонациях в произведениях драматурга, про ассоциации с «лишними» людьми Пушкина и Лермонтова. Действительно, многие критики сравнивали Печорина и Зилова. В целом к непарадной советской драматургии в театре Горького относятся с большим пиететом. Сам художественный руководитель Ефим Звеняцкий почитает такую литературу, ратуя за то, чтобы чаще знакомить с ней зрителя.

Есть где разыграться

И всё-таки для того, чтобы обратиться к Вампилову, нужна особенная мотивация. Режиссёр Сергей Руденок ставит «Утиную охоту» во второй раз. И он заявляет, что дорос до своей режиссёрской версии. Принципиально менять литературный источник не был намерен, хотя и пьеса – детище своего времени. Несмотря на сохранённую речь, временные рамки произведения получилось несколько расшатать.

Сценография лауреата национальной премии «Золотая маска» Сергея Скорнецкого гибка и неопределённа. На сцене и современный офис, и квартира, и ресторан. Всё построено по принципу минимализма. Из веяний времени – проводной телефон, который не совсем исчез и в настоящем. Герои вполне современно одеты, а литературный язык Вампилова универсален для ушедшего и нынешнего века. Музыкой группы «Кино» создатели спектакля также пытаются отвлечь зрителя от временной конкретики. Или дело в ассоциациях и с одиноким и бунтующим героем Виктора Цоя?

Режиссёр старается показать связь времён. По словам Сергея Руденка, человек в жизни не раз сталкивается с выбором – сказать правду или промолчать, поступить по совести или, как все, быть угодным большинству или непринятым?

Герои спектакля моложе героев пьесы, режиссёр называет этот момент трудным экспериментом, на который сподвиг Ефим Звеняцкий. Главную роль сыграл артист театра Евгений Сидоров, уже отличившийся ранее в постановках «104 страницы про любовь» (Феликс), «Собака на сене» (Теодоро). Ему 25 лет, и он самый старший в постановке. Стремительно помолодел и возрастной герой – начальник Зилова Вадим Кушак. Вчерашний студент и самый молодой в коллективе Алексей Чихунов уверенно исполнил роль 50-летнего шефа, которому не везёт в любви.

Так, раз за разом зритель открывает для себя новое поколение актёров театра Горького. А они с интересом вживаются в сложные вампиловские образы. Где за шутками и кривляньями кроется глубокая грусть. И как пронзительно звучит голос Зилова, когда он понимает, что теряет любовь. Он готов взять Галину на охоту, в тот внутренний мир, куда не пускает никого. А жена – уже не верит. Актрисы женских персонажей говорят, что играют обычные человеческие истории. Галина (Елена Пономаренко) разочарована, Ирина (Елизавета Учанина) – влюблена, и это может случиться с каждым. И как же без разлучницы Веры (Евгения Джапарова), которая меняет мужчин как перчатки, называя всех «Аликами»?

Отмечу довольно яркий супружеский дуэт спектакля: сослуживца Зилова сыграл Михаил Чистяков, а его супругу Валерию – Мария Федюченко. Властная женщина и угодливый подкаблучник – есть где разыграться.

К слову, во всех театральных и кинопостановках «Утиной охоты» большое значение придавали роли официанта. Так, в паре с Хабенским его сыграл друг актёра Михаил Пореченков. В постановке Горьковки парня, который выбился в люди, играет Владислав Яковлев. Официант не пьёт на работе, всегда бодр и деловит, и именно он ставит точку в публичном скандале Зилова, ударив виновника по лицу. Но стоит обратить внимание на ремарки писателя. Каждый герой имеет двойственную характеристику. Поэтому нельзя определённо сказать – положительный он или отрицательный.

Зрителю, хорошо знающему пьесу, может показаться, что всё идет по плану. И вот сейчас Зилов возьмёт ружьё, потом расплачется, потом позвонит официанту с намерением ехать на охоту. И опять погрязнет в безвыходности. Сергей Руденок счёл такой финал неприемлемым. Что же решил режиссёр? Возможно, по-настоящему убить героя? Посмотрев спектакль, вы сможете ответить на этот непростой вопрос.