Зачем переписывать историю?Скандал с переименованием школы набирает обороты

Адьютант маршала на встрече в 17-й школе. © / Фото предоставлено из архива закрытой группы выпускников школы № 17. / АиФ

Мнения людей опять не спросили

МБОУ «Средняя школа 17 Владивостока» - школа с большой историей, которая начинается в 1923 году. В 1930-м ей присвоено имя советского маршала Василия Константиновича Блюхера. В 80-е этот факт зафиксирован приказами Министерства просвещения РСФСР, краевых и городских властей.

   
   

И вдруг в июне этого года решением комиссии по городской топонимике школе присваивают имя Якова Григорьевича Кана – участника Великой Отечественной войны, уважаемого человека, много лет возглавлявшего Совет ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Владивостока. Яков Кан ушёл от нас в 2014 году.

Выпускники школы № 17 через социальные сети обратились к общественности. Кому и зачем было необходимо переименование? Почему нужно забыть и стереть с вывески и из памяти школы имя маршала? Зачем «трепать» имена известных людей и провоцировать на споры, кто достойнее из достойных?

Память на помойку?

Ещё в начале XXI века вывеска на здании по адресу пр. Красного Знамени, 25-а гласила: «Средняя школа № 17 им. В Блюхера», а портрет военного деятеля висел в холле, на виду у всех. В школе работал один из лучших в крае музеев истории, где военно-патриотическое воспитание было не для галочки. Выпускники, большие энтузиасты, создали уникальный сайт, где собраны материалы по школе почти за сто лет. Имя советского маршала вдохновляло их на творческую поисковую работу, на то, чтобы память не подёрнулась дымкой, а сохранялась и передавалась новым поколениям.

– В школе в разные годы побывали дочь маршала Зоя Васильевна Блюхер, его адъютант – Пётр Евгеньевич Столяров, – рассказывает выпускница школы Надежда КОЖЕВНИКОВА. – Уникальные материалы сохранились во многом благодаря краеведу Наталье Павловне Цыганенко. Мы выросли на имени Блюхера, велась большая патриотическая работа, каждый педагог для нас был другом и человеком, будь то физик или математик, хорошо знал историю страны.

Постепенно образ Блюхера из школы уходил: сняли вывеску, портрет обветшал, да и вообще забросили работу музея. В 2019 году на должность директора учреждения назначена Лилия Владимировна Дёмина. Накануне на педсовете учителей поставили перед фактом: школе присвоено имя Якова Кана.

– Она приняла единоличное решение! - возмутились выпускники школы и старая гвардия учителей.

   
   

– Действительно, 25 июня 2020 года на заседание комиссии по городской топонимике школе было присвоено имя Якова Григорьевича Кана, – сообщили в пресс-службе администрации Владивостока. – В связи с обращением директора образовательного учреждения: в своём письме она указала, что школа проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, и просила дать ей имя участника войны.

– До этого времени школа официально не носила имени Блюхера, – ответила по телефону Лилия Дёмина. – Была муниципальная общеобразовательная школа Владивостока. Документов подтверждающих нет, печати нет!

Однако выпускники – стойкие пионеры и комсомольцы 80-х – предоставили не только факты, но и копии приказов от Министерства просвещения РСФСР, отдела народного образования приморского крайисполкома и Владивостокского гороно. Все документы датированы 1987 годом – с конкретными номерами, подписями и печатями. Их сохранила учитель краеведения: в лихие 90-е она нашла приказы в ворохе бумаг, выброшенных на помойку. Теперь группа энтузиастов собирается бороться за возвращение школе имени маршала.

За закрытыми дверями

– Такого переименования нет и не будет! – отреагировал председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Владивостока Сергей КОНДРАТЕНКО. – Если школа носила имя Блюхера, значит, будет носить! Я впервые об этом слышу!

Резонный вопрос: как представители комиссии по топонимике могли вынести решение, обойдя городской Совет ветеранов, который долгое время возглавлял сам Яков Кан? Широкое общественное мнение и вовсе не учли.

 

– Первый раз слышу, так это всё бедово, – огорчилась член общества изучения Амурского края Марина БАРИНОВА. – С большим уважением отношусь к Якову Григорьевичу Кану, была с ним знакома лично. Но зачем таким образом трепать его имя, ставить людей перед странным выбором. Всё делается по принципу «до основания разрушим, а затем…»

Важно объяснить, а почему не Блюхер, чем он вреден для школы, почему нужно отказаться от его имени?

Баринова, проводя параллели, напомнила: много лет во Владивостоке обсуждается радикальное предложение: восстановить памятник царскому адмиралу Василию Завойко, при этом снести с пьедестала монумент красному командиру Сергею Лазо. Тем самым прийти к исторической справедливости. Через сто лет разделение на «белых» и «красных» в обществе по-прежнему живо и актуально.

– Нужно иметь уважение к разным историческим периодам, – считает Марина Баринова. - Определиться с новым местонахождением памятника Лазо, а потом уже восстанавливать памятник Завойко. Как и в случае с переименованием музея: я не ярый поклонник Блюхера, но это не означает, что я его противник.

– Думаю, что бури в социальных сетях порой на руку равнодушным чиновникам, – добавила она. – Люди уходят со своими мнениями в интернет, куда направляется эмоциональный выхлоп, а в реальности ничего не меняется. Так, вынеся решение за закрытыми дверями, комиссия по топонимике вызвала негативный резонанс. Важно проводить обсуждения, дискуссии, учитывать разные мнения.

Приоритеты меняются…

В электронной Википедии значатся факты: помимо 17-й школы, именем Василия Блюхера названы школа № 52 г. Владивостока и средняя школа № 50 г. Комсомольска-на-Амуре.

Действительно, ассоциации с образом маршала у многих жителей нашего города связаны со школой № 52, где в сквере военачальнику установлен памятник. Табличка гласит: «Блюхеру В. К. (1890–1938 гг.) Маршалу Советского Союза от учащихся школы 52 Владивостока». Рассказывают, что деньги на монумент в 60-е годы собирали всем миром.

– Однако школа никогда официально не носила имя Блюхера, – подчеркнула директор учреждения Елена Дмитриенко. – В уставных документах этого не значилось. 8 лет назад сквер перешёл под крыло администрации Владивостока. В прошлом году на нашей школе установили мемориальную доску герою СССР Петру Овчинникову, сюда перенесли обелиск Рихарду Зорге. Это памятные моменты, но школа не носит ничьего имени.

В Комсомольске-на-Амуре похожая история. Как рассказала директор средней школы № 50 Инна БЕНЗАР, в советские годы у школы стоял памятник Блюхеру, а в 90-е годы его украли металлисты. Потом памятник нашли и снова передали школе, где его спасали от воров, и после он был передан на баланс музея местного дворца пионеров. Нигде не сказано, что школа носила имя Блюхера. Документов нет, и точка!

– Странно наблюдать, как меняются приоритеты, – высказался историк Дмитрий РЫКУНОВ. – Блюхер тесно связан с историей Дальнего Востока. Зачем воевать с названиями, памятниками, заниматься бесконечным переименованием? Это неразумно.

Пренебрежительное отношение к истории словно злой рок, стирающий имена. Для учеников старших классов школ, где когда-то гордились именем маршала, Блюхер теперь квест за семью печатями.

Мнение эксперта:

 

Писатель, журналист Василий АВЧЕНКО:

– Яков Григорьевич Кан очень уважаемый человек. Но Василий Константинович Блюхер – фигура легендарная, выдающаяся. Герой Первой мировой, красный командарм, первый кавалер орденов Красного знамени и Красной звезды, герой Перекопа и Волочаевки. В 20-х годах – военный советник в Китае, и это интереснейший период. В 1929 году Блюхер именно военным путём решил конфликт на КВЖД, вернув СССР контроль над железной дорогой. Он закладывал Комсомольск-на-Амуре, много занимался вопросами экономического развития Дальнего Востока. Фигура для региона знаковая. Крупнокалиберный штучный человек.

Байки о том, что Блюхер то ли немецкий генерал, то ли сын француза Галена, – это перестроечный бред, они давно разоблачены. Убеждён, что, если школа носит имя Блюхера, так и должно быть. А имя Якова Кана следует присвоить другой школе, у нас много школ неименованных.

 

Мнение власти:

Депутат Думы Владивостока Надежда ТЕЛЕЛЮЕВА:

– Я хорошо понимаю и разделяю чувства людей, кто учился в 17-й школе, чьё время становления связано с именем маршала, они им гордятся. Блюхер – большая величина. Образ Якова Кана, при всём к нему уважении, не настолько сформированный.

 

С другой стороны, мир меняется, и на смену одним героям приходят другие, на которых может ориентироваться подрастающее поколение. Плохо, когда решениями о переименовании мы делаем погоду конъюнктурным моментам. Но здесь оба человека связаны тесно с советским периодом. И оба достойны того, чтобы их именами были названы школы.

КСТАТИ

К моменту выхода номера под петицией с просьбой вернуть школе № 17 имя В. К. Блюхера подписалось более 200 человек.

Врез

О том, что школа № 17 действительно носила имя маршала, сохранились копии приказов от 1987 года – с конкретными номерами, подписями и печатями.