Спидвейный клуб «Восток» из Владивостока завоевал серебряные медали чемпионата России. По словам тренерского штаба, тому были объективные трудности, с которыми удалось справиться.
Вернётся ли команда по спидвею «Восток» – Владивосток на первую ступеньку чемпионата страны и почему сошла с неё? Как и где гонщикам приходится тренироваться и где можно сделать подходящую площадку? На что хватает финансирования и где можно заработать денег? На эти и другие вопросы ответил председатель правления Федерации мотоциклетного спорта Приморского края Владимир Селезнёв.
Сложности
– Владимир Алексеевич, сегодня вы уже подвели все итоги этого года. «Восток» – чемпион?
– Нет, мы вторые.
– А что помешало выйти в лидеры?
– Много факторов. Где-то недоработка тренера, сменилось поколение юниоров: самые сильные ушли, а подготовить достаточную смену мы не смогли. Я думаю, что и следующий сезон тоже будет сложным. В юниорской лиге и в прошлом году, и в этом мы занимаем 4-е место из четырёх команд.
И у взрослых при таком раскладе не просто: всё равно нужна помощь юниоров. Нужно набирать хотя бы очков 5–6, а у нас в лучшем случае – 3–4. Так мы две гонки с двумя очками проиграли в Тольятти и Балаково.
– Много ли времени уходит на подготовку молодого спортсмена до хорошего уровня?
– Это зависит от самого спортсмена, какая у него подготовленность была в мотокроссе. Это старт в мотоспорте, с него начинают ещё в детском возрасте, лет с пяти. К приходу в команду у спортсменов уже есть соревновательная практика. И когда они подходят к возрасту, когда их можно сажать на «пятисотку» (объём двигателя мотоцикла), с техникой они уже на «ты». В 13–14 лет уже полностью справляются. В 16 лет могут принимать участие в официальных соревнованиях.
В других случаях спортсмен года три-четыре только привыкает и нарабатывает навыки.
– А есть ли в спидвее предельный возраст?
– Очень мало, кто до 50 лет полноценно представляет себя как ведущий спортсмен в клубах. Сейчас другое время, другая техника, другие скорости и другая езда. И даже Грише Лагуте уже тяжеловато. Весь сезон он проявлял себя. А ему в этом году исполнилось 40.
Я думаю, что ещё три-пять он в любом случае будет ведущим спортсменом клуба. Но он – исключение из правил. Он следит за своей физической формой, ходит в спортзал, кроссовым мотоциклом и квадроциклом владеет. Можно говорить, что он – фанатик. Такие рождаются раз, может быть, в 15–20 лет. Но у них это семейное.
Брат Артём – ведущий спортсмен, чемпион мира 2020 года, Вадим Тарасенко – племянник, Паша Лагута – племянник. Все – ведущие гонщики команд. Старший брат Григория, Александр – отец Павла, был в своё время вице-чемпионом СНГ по мотокроссу в составе команды Пензы. Отец в Суходоле трассу построил, раскатку, и все братья с раннего детства садились на кроссовый мотоцикл.
Я порой говорю: Алексеич, ты им кровь на бензине, что ли, замешал?
Дома и без дома
– Клуб долгое время не пользовался треком на «Авангарде». Это могло повлиять на результаты?
– Три года мы были в Уссурийске. А это поездки по 100 километров туда и 100 километров обратно на каждую тренировку. Это неудобно. Мы вернулись домой в прошлом году. Мы набрали 12–14 мальчишек – юниоров, из воспитанников Владивостокской спортивной школы по техническим видам спорта и Уссурийской школы мотокросса. У них там своя мотокроссовая трасса и спидвейный трек. Думаю, через два-три года даст положительный результат.
– И как выкручиваетесь?
– Для тренировок мы даже пытаемся использовать береговую полосу у моря. Уже начали совместно с ДОСААФ в районе Второй Речки делать раскатку вдоль побережья. И занимаем их автодром. Участок на берегу очищаем под трассу для маленьких детишек, чтобы не ездить на «Примринг» в Артём, за 50 километров.
– Есть ли место на карте, где вы мысленно ставите крестик: здесь бы сделать базу для мотокросса?
– В районе памятника репрессированным в районе Второй Речки. У кладбища возле объездной дороги. Там на участок ещё в 2012 году свозили грунт, когда делали дорогу. Самое интересное, что это городская территория, предназначение – спорт. Мы просто просим дать нам место под мотокроссовую трассу для тренировок. Но пока не можем найти возможности её оформить хотя бы как тренировочную. Работаем в этом направлении.
Школа кадров
– Если говорить о деньгах… Быть в спидвейной команде – выгодно для спортсменов? Можно ли этим заработать денег?
– Ведущие спортсмены зарабатывают достаточно на жизнь. Я не буду оглашать сумм.
– Платит клуб?
– Основная статья доходов спортсменов – именно выплаты спортклуба.
– Мы уже наблюдали отъезды чемпионов за границу. Вас это не расстраивает?
– У нас по регламенту до 26 лет включительно спортсмен считается клубным гонщиком, и в него вкладываются средства начиная с 13–14 лет. С 16 до 21 года он считается юниором. Следующие пять лет он взрослый спортсмен и уйти из клуба не может. Потом по регламенту должен при выходе внести 2 млн рублей. Это общероссийская практика.
Так ушёл Паша Лагута. За него Балаково заплатило эту сумму, и он ушёл свободным агентом.
– Не считаете это предательством?
– Запасным на банке сидеть – значит в состав не попадать и не получать призовых. И вот Лагуте предложили перейти. И мы подумали и решили, что не будем его держать. У него семья, ему надо расти дальше. Остановились на Марке Карионе, оставили дополнительно взрослую единицу. В основном составе в команде однозначно остаются Григорий Лагута, Сергей Логачёв и Виталий Котляр.
Главный вопрос
– Основное финансирование клуб получает из краевого бюджета?
– Да. Последние 3–4 года клуб получает деньги из края. До этого была городская команда и деньги администрации города.
– А почему в стране так мало клубов, если маленькая Польша позволяет себе держать восемь команд?
–У нас география и площадь очень большая. Я вообще удивляюсь, как ещё клубы терпят команду «Восток» – Владивосток и приезжают сюда. Дорога на тысячи километров очень затратная. И я даже не говорю о призовых выплатах. Это очень дорого.
– Можно ли сделать этот вид спорта самоокупаемым, как за границей? У команды свой стадион, база, билеты, деньги?
– Я думаю, что у нас в России это невозможно на данный момент. У нас, видите ли, мало клубов. Если бы это было как в Польше, хотя бы восемь команд, можно было бы проводить больше соревнований. Два круга – это восемь командных гонок в год дома. Дополнительно несколько коммерческих соревнований, финалов, полуфиналов, тогда бы наполняемость трибун и финансовая корзина были бы, конечно, гораздо больше.
– Спидвей во Владивостоке очень популярен. На стадион приходят тысячи зрителей. И есть очень богатые люди. Спонсоры появляются?
– Такие, чтобы какой-нибудь титульный спонсор дал на содержание на год, нет. Хотя спонсорских баннеров у нас много. Но недостаточно, чтобы полностью обеспечиваться. Может быть, МФР (Федерация мотоциклетного спорта России) будет более активна. В этом году они показали несколько гонок Кубка России, на следующий год планируют показывать и командный чемпионат. Обещают уже достаточные финансовые вливания в клубы за счёт рекламы.
– Мало команд, мало соревнований, мало событий, мало поводов собрать трибуны. В этом проблема? Организация других активностей могла бы помочь?
– Для примера. Новосибирск – третий город страны. Население 3,5 млн человек. Зрительский интерес огромный. Там проводят так называемую первую лигу, где соревнуются команды, которые не принимают участие в чемпионате России. Гоняются зимой и летом. Но как-то не заинтересовали вышестоящее руководство. Там пытаются раскрутить коммерческий мотоспорт. Но пока не очень успешно.
– А если не спидвей, а мотокросс и другие зрелищные виды? Зритель заплатит за билет?
– Мы будем заниматься этим вопросом. Хорошее предложение, да. Чтобы стадион не простаивал и интерес к нам не пропадал у гонщиков и зрителей. Мы можем провести самые разные мероприятия. И мотокросс, и фристайл тоже.
Досье
Председатель правления Федерации мотоциклетного спорта Приморского края.
Спортивный судья всероссийской категории.
Руководил спортивным клубом при Дальзаводе с 1985 г.
С 1994 г. начальник владивостокской команды по спидвею «Восток».
В 1999 г. стал исполнительным директором клуба «Восток» – Владивосток.
С 2006 г. руководитель мотоциклетной федерации Приморского края.