В акватории Владивостока проходят сразу две Всероссийские парусные регаты - юбилейная 35-я регата на кубок залива Петра Великого и 19-й чемпионат России в классе яхт «Конрад 25р». Более 40 экипажей вышли на борьбу за главные призы и титул чемпиона страны.
Большое событие
Известная не только в Приморье, но и далеко за его пределами регата – Кубок залива Петра Великого. Проводится во Владивостоке в 35-й раз. Впервые её провели в 1988-м году. Параллельно в 19-й раз за штурвалы встали участники чемпионата России в классе «Конрад-25» – одной из самых распространённых в России видов крейсерских яхт.
Организатор соревнований – Приморская федерация парусного спорта при поддержке Правительства Приморье и Всероссийской федерации парусного спорта.
В числе участников – спортсмены из Приморья, а именно – из Владивостока, Находки, Славянки и Артёма. Приехали также яхтсмены из Хабаровского края, Камчатки, Сахалина, Новосибирска, Иркутска, Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга. Кто-то вышел в море на своих лодках, а кто-то берёт в аренду у местных яхт-клубов потому, что с западной части страны такую крупную яхту, как «Конрад-25», доставить очень тяжело. Хотя некоторые яхт-клубы держат свои яхты в регионе и в регатах участвуют на них.
Именно поэтому представительность регат не очень велика. Собрать во Владивостоке 30 – 40 экипажей можно. Но найти на всех яхты – не просто. Эти яхты польской постройки были в большом количестве доставлены в СССР в 1980-е годы, и на Дальнем Востоке собрано больше всего яхт этого класса, а их численность и отличное гоночное состояние сохраняются благодаря усилиям приморских яхтсменов
Несмотря на то, что «Конрад-25», когда-то бывший самым распространенным ещё в Советском Союзе класс крейсерских яхт, и из в стране и сегодня порядка двухсот, в самом Приморье их всего порядка 40 штук. Сажать в лодки всех гостей – говорят организаторы, значит своим спортсменам не выходить в море. А это губит дух соревновательности.
Для зрителей
Специально для того, чтобы красотой парусных гонок могли насладиться зрители на берегу. Первые этапы обеих регат были спланированы в близи берега. Паруса были прекрасно видны в Амурском заливе по всей его протяжённости – от Второй речки до Токаревского маяка.
Обе регаты специально разбиты на несколько этапов. Во-первых, – для динамизма. Во-вторых, чтобы с берега можно было увидеть настоящую борьбу.
– Самая первая гонка, которая проводилась в Приморье ещё в СССР была по маршруту – Владивосток – Находка – бухта Троица и обратно. Всего 220 миль, – объяснил Михаил Ермаков. - Бывало гонялись по трое суток. На 7-метровом «Конраде» это тяжело. И мы пришли к разделению этапов.
23-мильные гонки, по словам организаторов, тоже могут показаться длинными. Тем более зрителям, когда, стартовав, яхты уйдут за мысы или за горизонт. Ждать несколько часов их возвращения многие не интересно, а специально возвращаться, чтобы посмотреть награждение захотят не многие.
Поэтому и стартов не пять, как когда-то, а семь.
– Когда-то в самом начале мы заходили даже в Находку и бухту Козьмино, – поделился Михаил Ермаков. – Потом нам это запретили, чтобы не седели капитаны порта Находка и Восточный при пересечении яхтами курса торговых судов.
И по вопросу захода в акваторию Дальневосточного морского заповедника организаторам договориться тоже не удалось. Чиновники от природоохранных ведомств потребовали разрешений заранее. Очень заранее – с ноября. Для августовской регаты. Хотя обычно такие вопросы решаются за две недели накануне.
Но и в этом году яхтсмены проходят со стартов во Владивостоке на восток, в Находку, а также на юг, в Хасанский район. Всего запланировано семь гоночных дней и более пятисот морских миль гоночного маршрута. Всё рассчитано так, чтобы зрители могли посмотреть и старт, и награждение хотя бы в первые дни соревнований, хотя есть кое-что, что может даже привести к отмене некоторых этапов.
Закаляющий фактор
Конец августа и начало сентября, – время проведения регат, в Приморском крае характерно неустойчивыми погодными условиями – отмечают организаторы. Этот фактор при планировании регаты тоже был учтён.
– Эксцессы не ожидаются. Прогноз благоприятный. Ветер есть, – описал ожидания Евгений Хромченко. – Гораздо хуже, если случится, как в песне – не свихнуться от скуки и выдержать полный штиль.
На случай слишком сильного ветра предусмотрены соответствующие меры безопасности. Все яхты оборудованы средствами связи, а в составе судейской бригады вслед за гонкой пойдут суда обеспечения. Но организаторы надеются, что они не понадобятся. Хотя на море случалось всякое.
– Маршрут Находка–Троица – чистое открытое Японское море, для приезжих яхтсменов, не знакомых с такими условиями, это может быть тяжело, – объяснил Михаил Ермаков.
Он привёл пример из довольно далёкого прошлого, когда изза непогоды участники регаты сломали шесть мачт, а яхты потом собирали чуть ли не в территориальных водах Северной Кореи.
Но трудности, по словам организаторов регат, закаляют характер. Самые сложные гонки проводились по инициативе и под руководством Георгия Драгина, погибшего в двухтысячном году. Капитан первого ранга, участник войны, яхтсмен. Один из судей международной категории в советское время. Энтузиаст. В его честь и в память ветеранов парусного спорта в конце сентября состоится двухдневная гонка в бухту Миноноска.
На очереди парусная регата во время проведения Росконгресса, затем – Парад парусов. Все мероприятия запланированы на начало сентября.
Яхтсменам будет, где проявить мастерство, а зрители увидят паруса на горизонте неоднократно.
Старты и финиши
В первый гоночный день погода подарила слабый (примерно 5 м/сек.), но стабильный северный ветер, который начал вскоре слабеть. В 11:15 стартовали большие яхты, за ними «Конрады 25» числом двадцать три – самые многочисленные в этих соревнованиях.
Момент старта для себя «смазал» экипаж яхты «Grace», стартовавшая раньше времени и вынужденная вернуться на линию, чтобы начать гонку заново. А спорную ситуацию яхт «Самба» и «Кураж» пришлось разбирать протестовому комитету.
Слабнущий ветер заставил яхтсменов бороться с течениями и искать способы занять лидирующие позиции, что, как выяснилось было делом не простым. Особенно досталось приезжим участникам регаты, мало знакомым с местными условиями.
Поэтому на контрольном знаке при его огибании получилась «давка» – яхты сближались вплотную борт к борту, а кому-то пришлось совершать незапланированные манёвры. Яхта «Окай» проскочила знак первой и в дальнейшем её не смог обойти ни один из конкурирующих экипажей.
Среди больших яхт в первой гонке с отрывом гонке лидировала «MegaZip!»с экипажем из Находки, второй пришла «Time Machine» Михаила Ермакова, третьей – «Кураж» Владимира Королёва. К этому времени ветер ослаб, и остальные участники добирались до финиша «тихим ходом».
Аналогичные приключения – с фальстартом пережили и яхтсмены на «Конрадах». К тому же во время их гонки ветер сначала ослаб, а затем сменил направление с северного на южное. Большая часть «Конрадов» пришла на финиш плотной группой, но некоторым экипажам пришлось заканчивать гонку продолжительное время.
По сумме двух первых гонок в чемпионате России в классе «Конрад 25Р» лидировала яхта «Окей» (Владивосток). В ORC 1 – яхта Time Machine (Владивосток), в ORC 2 – яхта Muse (Владивосток), в группе «Цетус» – яхта «Пульсар» (Владивосток), в группе «Четвертьтонник» – яхта «Ласточка» (Находка).
Спортивные соревнования проводятся рамках государственной программы Приморского края «Развитие физической культуры и спорта Приморского края» на 2020-2027 годы.