61

Хвосты в обмен на инвестиции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Приморье № 16 21/04/2021
Краболовы под квоты строят на «Восточной верфи» во Владивостоке.
Краболовы под квоты строят на «Восточной верфи» во Владивостоке. / Фото автора и ОАО «Восточная верфь». / АиФ

Квоты обещают выделять только под постройку судов

О РЕШЕНИИ СООБЩИЛ РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ ИЛЬЯ ШЕСТАКОВ НА СОВЕЩАНИИ ПО СТРАТЕГИИ ПРОМЫСЛА МИНТАЯ, СОСТОЯВШЕМСЯ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ. В ЧИСЛЕ ВАЖНЫХ ТЕМ СОВЕЩАНИЯ – ЛОСОСЁВАЯ ПУТИНА – 2021, РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ЭКСПОРТА В УСЛОВИЯХ ЗАПРЕТА НА ИМПОРТ СО СТОРОНЫ КНР, РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И РЫБОПЕРЕРАБОТКИ В ПРИМОРСКИХ РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

КУДА ЕЁ ДЕВАТЬ?

На совещании были утверждены меры регулирования предстоящей лососёвой путины на 2021 год – важнейшей с точки зрения социально-экономического развития дальневосточных регионов. Документ – относительно новый инструмент регулирования промысла красной рыбы. Практика последних лет показала, что стратегии помогают более системно подходить к организации добычи и прогнозировать результат.

Путину прошедшего 2020 года специалисты оценили как не оправдавшую прогнозы, и именно это стало причиной задуматься о стратегическом планировании добычи. 2021 год, по словам Ильи Шестакова, объявлен годом лосося как раз в этих целях. В числе первоочередных мер названа оценка состояния запасов тихоокеанских лососей. Их исследование и регулирование на фоне того, что Россия по вылову красной рыбы лидирует в мире, предполагает особое внимание учёту и контролю.

Представители науки, а именно Тихоокеанского филиала ВНИРО в лице заместителя его руководителя Игоря Мельникова, назвали оценочные прогнозы уловов, сделанные на основе изысканий, проведённых научно-исследовательским флотом института. Красной рыбы при определённых условиях – зимовке её в Тихом океане – можно будет наловить до 322 тысяч тонн, что не хуже показателей «урожайных» 2008, 2010 и 2018 годов.

Неплохие перспективы для рыбодобывающей отрасли, связанные с прогнозом по лососю, сопровождаются тем, что сейчас в самом разгаре минтаевая путина. И, несмотря на то что уловы пока на 15 процентов ниже прогнозировавшихся, у рыбаков уже возникли затруднения с тем, куда пойманную рыбу девать.

Китай, куда на экспорт шло до 70 процентов улова, прекратил импорт российской рыбы из-за найденного на её упаковках коронавируса. Объёмы импорта упали на 30–40 процентов, а выручка, соответственно, тоже упала. И главное – у рыбаков закончились складские мощности. За несколько месяцев все рефрижераторные и холодильные склады оказались затоварены уловом.

Выход в Росрыболовстве видят в двух направлениях. Первый – искать другого покупателя, а он есть: кроме Китая, минтая берут в Корее и Японии, а также в других странах. Второй – начать перерабатывать рыбу самостоятельно. И есть надежда, что КНР откроет границу для российской рыбы.

– Мы работаем с нашими китайскими коллегами по этому вопросу, – рассказал в ходе совещания руководитель федерального Агентства по рыболовству Илья Шестаков. – Обсуждение идёт достаточно сложно. Сейчас открыта возможность перевалки через контейнерные поставки, но невозможна перевалка навалом. Вопрос очень сложный для рыбаков, и мы вместе с ними находим другие возможности для поставок продукции, минуя порты Китая, прямо в порты Японии и Кореи. Но будем продолжать с нашими китайскими коллегами изыскивать возможность возобновлять перевалку навалом, что традиционно использовали наши рыбаки, в том числе в рамках смешанной комиссии.

Вопрос переработки рыбы силами российских рыбопромышленников предполагается решать другим способом.

Игорь Шестаков рассказал, что на уровне правительства России принято решение продолжить программу «Квоты в обмен на инвестиции». Игорь Шестаков отметил, что она даёт очень хороший результат, строятся новые заводы, а количество судов, которые строятся в рамках этой программы, – порядка 90 единиц. На очереди – строительство новых рыбоперерабатывающих заводов, в том числе в Приморском крае. На законодательном уровне механизм обещано реализовать начиная с 2023 года.

МОДЕРНИЗАЦИЯ НУЖНА

– Состояние оборудования для хранения улова сложное. Холодильные мощности есть, но их мало, – отметил Игорь Шестаков. – Качество хранения рыбной продукции не впечатляет, хотя и удовлетворяет основным требованиям. Мы знаем, что технологии позволяют работать с рыбной продукцией совершенно по-другому. И мы продолжим стимулировать строительство портовых холодильных мощностей. Очень надеемся, что сможем в ближайшие 3–4 года реализовать проект строительства больших холодильных мощностей на мысе Назимова.

Отдельно руководитель Росрыболовства отметил планы по дальнейшему развитию биржевой торговли рыбопродукцией в Приморском крае.

Разрабатывая проекты строительства мощностей по переработке, профильное ведомство отчиталось о том, что большое количество предприятий, которые построили свои заводы в обмен на инвестиции, как раз сейчас начали производить свою продукцию, идёт экспорт на Европу, и для нас это важно. По сути, открываются новые каналы сбыта.

Другая стороны проблемы экспорта – дефицит контейнерных мощностей. Страны всё больше отказываются от транспортировки рыбы навалом, а предпочитают брать фасованную продукцию контейнерами, которых начало резко не хватать.

– Мы видим, насколько выросла транспортировка контейнерной перевалкой, и перед нами стоит задача максимального наращивания производства российскими компаниями контейнеров на территории России, – рассказал Игорь Шестаков. – В рамках поручения полпреда президента Юрия Трутнева мы рассматриваем возможность распространения инвестиционных квот, в том числе на производство именно контейнеров на отечественных предприятиях.

Затраты на создание производства контейнеров, заводов по переработке рыбы и добывающего флота предполагается возместить 20-процентной инвестиционной квотой. Илья Шестаков заявил, что распределение квоты среди предприятий Дальнего Востока России возможно уже в следующем – 2022 – году.

– Это даст новые перспективы и возможности. Нам нужно создать условия, при которых весь производимый нами минтай будет перерабатываться на Дальнем Востоке, – заявил руководитель Росрыболовства.

– Сегодня важно определить долговременную стратегию в рациональном использовании самой промысловой рыбы – минтая, – добавил губернатор Приморского края Олег Кожемяко. – Нужно диверсифицировать этот вид отрасли, чтобы продукция доходила до покупателя в переработанном виде. Развитие Северного морского пути позволит отправлять минтай на запад страны, в Европу.

САМИ ПРОКОРМИМСЯ?

В секторе обеспечения рыбой населения в ходе совещания предложена мера, которая должна расширить перспективы рыбаков-любителей заниматься своим хобби с пользой для всех и для своего кармана.

Три региона Дальнего Востока не раз выдвигали в адрес Росрыболовства и правительства инициативу организовать возможность продавать улов рыбаков-любителей на местном рынке. Приморский край, как объявлено, может стать пилотной площадкой для реализации этого проекта. Мысль поменять правила рыболовства и дать все поправки, связанные с разрешением добычи рыбы любительскими снастями и её реализации, горячо поддержал губернатор Олег Кожемяко.

– Сейчас рыбалка разрешена только для собственного потребления, поэтому рыбаки официально продать её не могут, что является сдерживающим фактором для возможности населения купить свежей рыбы, – отметил губернатор. – Количество рыбы, которое разрешено для любительской добычи, – 60 голов для наваги и по 30 краснопёрки, минтая, камбалы, кальмара, одному человеку в сутки съесть невозможно. А излишки, которые есть, могут поступать в продажу в местах, которые муниципалитеты определят под небольшие рыбные базары.

Олег Кожемяко отметил, что в этом, кроме прочего, есть какие-то элементы самозанятости для людей, имеющих свободное от работы время. Правительство Приморского края на протяжении многих лет пытается решить программу «Доступная рыба», но все регулирующие механизмы находятся не в субъекте Федерации, а в регулирующих органах Министерства по рыболовству и Минсельхозе.

– Комплекс предложений, который сейчас рассматривается, предусматривает изменение правил добычи и реализации улова, – добавил Олег Кожемяко. – Мы согласовали с Олегом Шестаковым, вход Приморского края вошёл в число площадок для реализации пилотных проектов. Теперь надо, чтобы муниципалитеты определили места для продажи и для жителей, которые могли бы иметь возможность купить прямо у рыбака свежую продукцию.

ВРЕЗ:

Разрешённых для вылова в сутки 60 голов для наваги и по 30 краснопёрки, минтая, камбалы, кальмара, одному человеку не съесть. А излишки могут поступать в продажу населению.

КСТАТИ

По инвестиционным квотам в Большом Камне и Надеждинском районе уже построено два крупных рыбоперерабатывающих завода, на российских верфях заложено 10 траулеров-процессоров, которые будут заниматься добычей рыбы. Приморские рыбаки добывают почти 500 тысяч тонн минтая ежегодно, что составляет 64% от общего объёма вылова всех водных биоресурсов предприятиями края.

Поручение разработать программу по увеличению объёма рыбоперерабатывающих мощностей на территории Дальнего Востока, в том числе рассмотреть возможность по созданию отраслевой ТОР и размещения её в нескольких регионах округа, было дано ведомствам по итогам совещания.

Мнение власти:

Юрий Трутнев, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе:

Очень много говорили о перевозке рыбы с Дальнего Востока, об отсутствии достаточного количества рефрижераторных контейнеров. Есть довольно простое предложение, мы по нему поработаем, посоветуемся с Минфином. Но если бы мы механизм «квоты в обмен на инвестиции» применили не только к строительству морских судов и рыбоперерабатывающих заводов, а ещё для перевозки рыбы, для изготовления необходимого количества рефрижераторных контейнеров, я думаю, этот вопрос можно было бы решить очень быстро и без всяких проблем.

Мнение эксперта:

Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ):

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников просит правительство скорректировать механизм предоставления инвестквот. На первом в 2018 году 20% от общего допустимого улова было разыграно на аукционе под обязательство компаний построить флот (15% квот) и перерабатывающие заводы (5%).

ВАРПЭ предлагает изменить эту пропорцию, увеличив до 10% от ОДУ квоты под строительство заводов. При этом новые береговые комплексы обязательно должны быть оборудованы холодильными мощностями не менее 10 тыс. тонн единовременного хранения и иметь производственные линии для выпуска готовой продукции.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах