Примерное время чтения: 8 минут
236

Едем дальше. Авторынок Приморья пережил кризис и ищет новые формы жизни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Приморье № 16 19/04/2023
Будем ли вместо Мерседесов ездить на китайских премиальных Хунчи?
Будем ли вместо Мерседесов ездить на китайских премиальных Хунчи? / Александр Мальцев / АиФ

С начала военной операции и последовавших санкций отрасль претерпела скачки курсов валют и истеричное прекращение сотрудничества известных и считающихся лучшими в мире брендов, а потом и закрытие производств на территории России. Но желание пользоваться автомобилями и их обслуживать не пропало ни у покупателей, ни у продавцов.

Потеснились

Так сложилось, что подавляющее большинство в автопарке Приморья составляли подержанные японские машины. Тем не менее, к прошлому году во Владивостоке появилось несколько десятков салонов официальных дилеров новых иномарок. Представлены были все бренды, начиная от японских и корейских и заканчивая европейскими и американскими. Но надо признать, что сколько-нибудь существенную долю рынка им завоевать не удалось. Поэтому и уход официальных представительств западных автогигантов остался в регионе почти незамеченным. Тем более, что и не все ушли совсем.

«Тойота центр» и «Лексус центр» продолжают работать во Владивостоке, но занимаются в основном автомобилями с пробегом и автомобилями с комиссией, которые нам сдают на комиссию типа трейд-ин – замена своего автомобиля на новый подержанный. Есть новые автомобили, которые привозят из других стран – Кореи, Канады, Америки, Казахстана и других. А японцы приостановили поставки новых машин, и нет информации о сроках их возобновления», – рассказал специалист отдела продаж «Тойота центра» Захар Солодухин.

«Люди приобретали новые машины в салонах, но это не дальневосточники. Так что в целом на дальневосточном рынке это не отразилось. Речи о полном уходе официальных дилеров нет. Да, «Мерседес» прекратил сборку на территории России. Ходили слухи, что завод продали, но слухи пока не проверенные», – объяснил директор компании Carmoney25 Александр Стрижкин.

Если новые машины из салонов жителей Приморского края не особенно интересовали и раньше, то запасные части, расходные материалы и масла порой заставляют владельцев брендовых авто побегать.

С запчастями на немецкие машины, особенно обслуживаемыми по официальной гарантии, бывают затруднения. «Дилеры стали хуже обслуживать новые европейские машины 22 – 23 года выпуска. Есть проблемы с поставками запчастей. Затруднена замена стёкол и других комплектующих от производителя. Особенно, если их не могут завезти из третьих стран», – отметил Александр Стрижкин.

Цены сегодня даже ниже, чем весной прошлого года. Но на 20 % выше, чем весной позапрошлого.

«Запчасти можно купить, но всё индивидуально. Сроки доставки увеличились от двух недель до нескольких месяцев. Некоторые из Америки привезти практически невозможно. Но на популярные марки можно получить всё», – объяснил Захар Солодухин.

Специалисты объяснили, откуда берутся официальные запчасти от покинувших Россию производителей. Во-первых, заводы к моменту закрытия не распродали всё, что успели произвести и на складах, кое-где ещё остаются запасы. Во-вторых, официальные заводы продолжают работать в том же Китае, как бы ни морщились отдельные клиенты от этой информации. Запчасти для «Мерседеса», сошедшие с конвейера «Мерседеса», но в Китае, остаются запчастями для «Мерседеса».

Правда вопрос их приобретения упирается в необходимость оплатить услуги дилера в Китае, посредника при покупке в России, перевозку через границу (а в случае с транзитными странами – через две или больше). Всё это отражается на конечной цене. И приходится ждать. Но получить можно всё, за исключением деталей для особенно экзотических марок, чаще всего американских.

«Пока хромает логистика и сильно влияет нестабильность курса доллара, но это, как и в любой другой сфере. Все понимают, что можно придержать товар, но, если рубль снова усилится, его потом придётся отдать ниже цены. Это продемонстрировал прошлый год, когда доллар подорожал, все взвинтили цены, а доллар резко упал, и цены пошли вниз. Те, кто закупился и держал товар, потеряли деньги. Все научены этим опытом и просто накидывают плюс 10 – 20 процентов к цене. Но торг по-прежнему возможен», – объяснил представитель компании «125 auto».

«Цены на сегодняшний день. Даже ниже, чем весной прошлого года. Но на 20 % выше, чем весной позапрошлого», – объясняют представители рынка.

Пошли

В ОБХОД Ситуацию на рынке несколько облегчает тот факт, что главным злом в мире назначили только Россию. Соседи от санкций не страдали. По периметру границы довольно много. Логистика переключилась с прямых поставок из Японии, Европы и США на Казахстан, Киргизию, Китай и другие страны, которым покупать официально никто не запрещал, а кому перепродаётся купленное – никто не спрашивает.

Кризиса на российском и приморском авторынках не было. Но ужался ассортимент.

«Европейские бренды завозятся окольными путями, и это существенно увеличивает цену на запчасти, расходные материалы и масла. Цена увеличивается из-за необходимости преодоления двух границ, либо каких-то позиций нет совсем. У поставщиков, которые не были конкурентами официальным дилерам, а занимались обслуживанием автомобилей, в том числе праворульных немцев, когда дилеры свернулись, быстро закончились запасы. Но вопрос может быть решён, всё упирается в размер цены, которую заплатит покупатель», – объяснил администратор Hatar.ru Андрей Ефремов.

Заходящих на приморский авторынок соседей-хабаровчан ситуация в 25-м регионе, надо отметить, удивила и без кризиса. Особенно по ассортименту расходников. Приморцы, похоже, привыкли к небольшому числу марок и производителей, а на другие не смотрят и альтернативами, в том числе фирменными, не интересуются. А они есть и в премиальном сегменте тоже.

«Рынок существует через третьи страны мира. Привозят всё то же самое. Но уже выявилось несколько мошеннических схем с ненормальными документами из стран средней Азии – это Киргизия и Казахстан. Из Японии оригинальные запчасти по-прежнему возят. А с китайскими поставщиками вообще никаких проблем нет», – добавил Александр Стрижкин.

Надо ехать

Аномалии в поведении автомобилистов торговцы автошинами и колёсами не заметили. В 2023 году сезон «переобувки» автомобилей на летнюю резину в середине апреля только начинается. Ажиотажа на шиномонтажках, какой бывал в прошлые годы по весне и осенью, не наблюдается.

«Сезон ещё толком не начался, вероятно, это из-за скачков курса, как год назад, так и сейчас. В прошлом году, когда рубль упал по отношению к доллару, был ажиотаж. В этом – поспокойнее. Не исключено, что запаслись тогда», – рассказал ИП Евгений Кутузов (Бренд Goodwill).

«В зиму 22 – 23 вспышки спроса не было. У меня есть убеждение, что это связано с прошлым годом, кода пошёл вверх курс валют. Пошла вверх стоимость колёс. Люди прошлой весной не переобувались на летнюю резину, а продолжали кататься на всесезонной. У многих она была пригодна к использованию её зимой. Поэтому осенью не было вспышки спроса на зимнюю резину. А сейчас кто-то, может быть, достал летнюю резину из запасов, а кто-то, может быть, докатывает уже лысую всесезонку. Осенне-зимний сезон, по нашим наблюдениям, растянулся», – добавил ИП Антон Яшин (бренд «Ёку шина»).

«Многие ищут бюджетные шины. Чем дешевле, тем лучше, и не смотрят на качество. Пока есть остатки, произведённые официальными заводами и до сих пор не использованные. И из этих партий мы и сегодня можем что-то получить. Не все размеры, но большую часть. Если заводы не заработают, многим придётся перейти на б/у или на китайские шины», – добавил Евгений Кутузов.

А китайские, по словам специалистов рынка, сегодня разительно отличаются друг от друга. Фирменные – порой даже лучше известных и привычных марок из Европы и Азии. А дешёвые качественными почти не бывают.

Комментарий власти

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко:

«В 2022 году было приостановлено производство на «Мазда Соллерс», что привело к снижению производства промышленной продукции на 3%. Однако уже во втором квартале 2023 года на предприятии возобновится производство автомобилей. Промышленность Приморья продолжит получать финансовую и налоговую поддержку от региона, в том числе докапитализацию на 100 миллионов рублей регионального фонда развития промышленности, субсидирование выпуска пилотных партий продукции и трёхлетнее освобождение от налога на имущество предприятий».

Мнение эксперта

Генеральный директор компании Tokito Илья Чухломин:

«Нестабильность в валюте в первые дни в начале СВО вызвала ажиотажный спрос. Рынок наличия год назад начал запасаться. Скупали втридорога всё наличное. Про запас или для перепродажи. Никто не знал, что будет с ценой. Некоторые покупали вдвое дороже. Опасались, что машины и запчасти станут недосягаемыми. А заказывать тогда вообще перестали – цена росла ежедневно. Потом было падение продаж из-за повышения курса рубля. Было затишье в течение трёх месяцев, но народ снова начал покупать автомобили. Сегодня стоимость опять поменялась. Выросла на четверть по сравнению с ноябрём прошлого года».

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах