Это стало итогом совместной работы Всероссийского союза страховщиков, правительства края, прокуратуры и полиции по нормализации ситуации на рынке Приморья.
Об этом рассказал заместитель исполнительного директора Российского союза страховщиков (РСА), вице-президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов на пресс-конференции, посвящённой положению дел с обязательным страхованием автогражданской ответственности в регионе. По словам Ефремова, только в августе во Владивостоке прошли два совещания с участием автостраховщиков, правительства Приморья, представителей прокуратуры, правоохранительных органов и Банка России. Обсуждались вопросы доступности полисов ОСАГО для потребителей и межведомственного взаимодействия для вывода региона из списка неблагополучных территорий.
В прошлом году по версии Российского союза страховщиков Приморье заняло первое место в «антирейтинге» регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО. Вместе с высокой аварийностью и большими размерами страховых выплат, которые здесь значительно выше среднего по стране, это делало работу страховых компаний в крае убыточным. Из-за этого ряд компаний были вынуждены сократить своё присутствие в регионе.
По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергея Ефремова, в 2022 году Приморье наметились положительные изменения. Регион все ещё находится в «красной» зоне антирейтинга, однако в первом квартале этого года край с первого места переместился на шестое, а во втором квартале стал уже седьмым в списке регионов с самым высоким риском мошенничества.
Тем не менее, частота страховых случаев в Приморье значительно превышает общероссийские показатели – в среднем по России она составляет 5,5 процентов, а в Приморском крае превышает 7,7 процента. Однако, уровень выплат во 2 квартале 2022 года снизился до 161 процента, в то время как в первом квартале этот показатель составлял 168 процентов.
Положительную динамику региона в РСА во многом связывают с работой правоохранительных органов по пресечению деятельности мошеннических схем. По словам Сергея Ефремова, во втором квартале 2022 года возбуждено 68 уголовных дела по признакам страхового мошенничества. Это втрое больше, чем за весь прошлый год. Такой результат стал итогом взаимодействия страховщиков, региональной прокуратуры и ГИБДД.
Ефремов отметил, что страховщики научились с высокой долей вероятности вычислять случаи, когда мошенники оформляют в рамках европротокола несуществующие дорожно-транспортные происшествия. После этого злоумышленники изменили тактику и устраивают реальные аварии – автоподставы или договорные ДТП.
Вычислять «автоподставы» станет проще благодаря тому, что страховщики смогут получать информацию с камер видеонаблюдения, установленных, на дорогах Владивостока.
- Ряд страховых компаний уже получили доступ и тестируют свои системы, - пояснил вице-президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов. Однако, даже с учётом этого 20-дневного срока, отведённого для решения вопросов о выплатах, зачастую недостаточно для сбора доказательной базы чтобы вычислить подставное ДТП.
Регион остаётся убыточным и по объективным причинам. Сумма страхового возмещения рассчитывается, исходя из стоимости новых запчастей, а их каталожная стоимость для праворульных машин всегда выше. К тому же по всем правилам ремонт в автосервисах, куда направляют пострадавших в ДТП страховые, должен производиться с использованием исключительно новых запчастей, которых нет рынке в достаточном количестве. В результате компенсация ущерба пострадавшим производится в денежной форме по максимальной стоимости. К примеру, в июне этого года из 3294 страховых случаев в официальных автосервисах по направлению страховых было отремонтировано 130 автомобилей, а в 3164 случаях пострадавшие получили денежную компенсацию. При этом они всё равно отремонтировали свои машины, но использовали для этого запчасти с авторазборок.
По словам официального представителя ВСС, выходом из сложившейся ситуации было бы разрешение на использования в ремонтах по направлению страховых прошедших соответствующую сертификацию б/у запчастей.
- Такая практика есть во многих странах. Стоимость страхового полиса в таком случае зависит от того, какие запчасти будут использованы для ремонта. Те, для кого принципиальны только новые запчасти, платят больше, а кто согласен на бывшие в употреблении – меньше, - пояснил вице-президента Всероссийского союза страховщиков. По его мнению, такой дифференцированный подход позволил бы снизить издержки страховщиков и не перекладывать их на добросовестных приобретателей полисов.
Как говорит Ефремов, дефицита полисов ОСАГО в Приморье сейчас нет. Большинство договоров заключаются в электронном виде. Так в июне выдано 49571 полисов, из них электронных – 43549, в июле эти цифры составляли 47114 и 41342 соответственно. Тем не менее, значительная часть приморских водителей управляют транспортом без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. По его оценкам, их число достигает 20 процентов.
По словам вице-президента ВСС, достигнута договорённость о том, что ГИБДД будет тщательнее проверять наличие у водителей обязательных полисов ОСАГО. Подобные проверки начнутся уже в самое ближайшее время.