Из-за экономических санкций, поднявших курс рубля по отношению к другим валютам, изменилась структура спроса на рынке автомобилей. Дорогой рубль открыл перед покупателем выбор и создал новые проблемы.
По сообщениям из Японии, на рынке подержанных автомобилей после введения экономических санкций против России наблюдается если не ажиотаж, то как минимум бум. Количество заказов на машины заставляет дилеров искать площадки под купленные машины потому, что на имеющихся уже не остаётся места. Японский экспорт подержанных автомобилей на фоне санкций как минимум утроился.
Санкции бизнеса не коснулись?
Сейчас более 40 тысяч уже купленных в Японии машин ждут отгрузки в порт Владивостока и другие российские пункты.
«С ростом курса рубля стало намного проще и дешевле приобретать автомобили за границей, чем на внутреннем рынке России, - поясняет автодилер компании Kochiba Данил Паровозов. - Разница в цене – практически 50% на данный момент по курсу 47 – 48 рублей за доллар».
Как отмечает председатель Японской ассоциации экспортёров подержанных автомобилей Хироси Сато, денежные переводы из России в Японию осуществляются бесперебойно. Санкции никак не касаются этого бизнеса. Тенденция к росту поставок подержанных автомобилей в Россию, вероятно, останется неизменной до тех пор, пока рубль продолжит расти. А ответа на вопрос, почему на фоне мировых санкций российский рубль только укрепляется, сейчас нет ни у кого, подчёркивает Сато.
По данным Дальневосточного таможенного управления, в 2022 году Владивостокской таможней оформлено автомобилей: в марте - 11 504, в апреле - 8 233, в мае - 9 603, в июне - 14 509. Ежедневно таможенным постом Морской порт Владивосток и Первомайским таможенным постом оформляется около 700 автомобилей.
«В этом году пиковым по ввозу оказался июль - ввезено более 15 тысяч автомобилей, в прошлом году наиболее активно ввозили авто в апреле – более 10 тысяч за месяц», - рассказала начальник отдела по связям с общественностью Дальневосточного таможенного управления Виктория Алёшина.
Рынок подставных покупателей
«Средний срок нахождения автомобиля в порту составляет 9-10 дней с момента размещения на временное хранение до момента его вывоза. Из этих 10 дней выпуск пассажирской таможенной декларации (ПТД) на автомобиль занимает всего 3-4 дня, - отмечает и.о. первого заместителя начальника Владивостокской таможни Александр Шек. - Остальное время уходит на подготовку документов, ПТД и её подачи таможенными представителями таможенному органу, а также оплату таможенных платежей».
Рынок подставных покупателей существует давно. Но сейчас выплеснулся далеко за пределы сообщений на тематических форумах. Объявлениями обклеены двери подъездов, и автобусные остановки. Платят за такую услугу от 2500 до 3500 на месте.
У схемы «лёгкого заработка» имеются, правда, некоторые риски – как минимум, документы и персональные данные попадают в посторонние руки, и нет никакой гарантии, что ими не воспользуются мошенники. Да и у налоговых органов могу возникнуть вопросы. Но предложений со временем, кажется, становится только больше.
Взгляд из-за моря
Специалисты говорят, что автомобильный рынок поменяет структуру. Подержанные иномарки среднего класса продолжат возить из Японии, а машины «премиум-классом» после санкционного запрета Страны Восходящего солнца продавать их в Россию, будут завозить из Кореи.
А рубль, по словам дилеров, показывает удивительную динамику к другим валютам, что порождает рост спроса на автомобили. Желание покупать за границей также связано с уходом дилеров из России и заторможенностью производства внутри страны.
Потребителю, особенно российскому, ощутившему потяжеление в кармане в связи с ростом курса рубля, нужны машины. И он найдёт, где их купить, будь то Китай, Южная Корея или другая страна.