Более 130 тысяч импортных автомобилей ввезли в Россию через посты Владивостокской таможни за шесть месяцев нынешнего года. Это в два раза больше, чем было годом ранее.
Как Приморье справляется с выросшим объемом машин, разбирались журналисты vl.aif.ru.
Бурный рост
Пресс-служба Владивостокской таможни отчиталась об итогах деятельности ведомства в первом квартале 2023 года.
По данным статистики, за шесть месяцев через таможенные пункты во Владивостоке и в Зарубино ввезено более 130 тысяч автомобилей.
По словам и.о. начальника таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни Алексея Горчакова, только в июне здесь растаможили 28 тысяч машин. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, в июне чуть-чуть не дотянули до рекордов прошлого года – в 2022 году больше всего машин ввезли в Россию через владивостокские порты в ноябре. В июне оформили лишь на 130 машин меньше рекордного для Владивостокской таможни показателя.
Таможенники говорят, что это не предел. По опыту прошлого года, поток импортных машин увеличивается летом и достигает пика осенью.
Как рассказала пресс-секретарь Владивостокской таможни Ася Рощина, 80 процентов ввезенных машин, это подержанные иномарки из Японии. Выросло количество машин среднего класса из Южной Кореи – этом автомобили Hyundai, Genesis, SsangYong и Kia. А вот произведенные в Китае машины физлица оформляют редко.
Растаможить по минималке
Одновременно с ростом импорта, в Приморье вырос и спрос на дальневосточников с пропиской. Подавляющее большинство ввезенных машин куплены за границей компаниями для последующей перепродажи. Но оформляют автомобили на физических лиц, чтобы минимизировать таможенные платежи. У дальневосточников есть льготы, и таможенные сборы для них получаются почти вдвое ниже, чем если бы компания официально оформляла ввезенные машины на юридическое лицо.
По льготным тарифам каждый житель Дальнего Востока может ввезти для личных нужд одну автомашину.
Порталы объявлений в Приморья заполнены сообщениями о поиске людей с дальневосточной пропиской. Компании сперва оформляют машины на них, потом люди продают машины по доверенности предприятию.
В 2020 году за такую услугу желающие «оптимизировать» таможенные платежи были готовы платить 1500 – 2000 рублей. С ростом ввозимых иномарок вырос и спрос на людей, готовых поделиться своими паспортными данными. Сейчас за скан паспорт с дальневосточной пропиской платят уже до 5000 рублей.
Схему сложно назвать полностью незаконной, но если таможня и налоговые органы всерьез возьмутся за вывод этого сегмента рынка из тени, пострадают все участники таких схем – и предприятия, которые ввезли машины, и дальневосточники, которые оформили их на себя (им как минимум могут начислить налоги за проданную машину, которую они и в глаза не видели), и покупатели машин, ввезенных по серой схеме – им могут доначислить таможенные платежи.
Источник в региональном Управлении Федеральной налоговой службы сообщил, что всем ведомствам поставили задачу увеличить поступления в бюджет, как следствие, налоговики будут отрабатывать те случаи, на которые они до этого закрывали глаза. Есть вероятность, что тем же займутся и таможенные органы.
Опасные схемы
После того, как Япония и Южная Корея отказалась экспортировать в Россию премиальные иномарки, местные дилеры начали использовать азиатские схемы ввоза. В этом случае люксовый автомобиль в Южной Корее покупает компания из Казахстана или Киргизии, хотя фактические владельцы такой фирмы - россияне. Машину морем везут во Владивосток как транзитный груз. Фактически же автомобиль выгружают в Приморье, а в Киргизию отправляются лишь документы на него. Страна является членом единого таможенного пространства, и Россия признает таможенную очистку, произведенную в этом государстве. Проблема только в том, что даже официальный размер таможенных платежей здесь ниже, чем в России. Но чаще всего киргизская таможня сквозь пальцы смотрит на то, что дилеры в разы занижают стоимость машин.
По словам менеджера одного из автодилеров Владивостока Алексея Игнатова, был случай, когда стоимость Range Rover указывали в таможенной декларации Кыргызстана в 15 000 долларов, когда в реальности она превышает 100 000 долларов.
По словам дилера, эта схема до сих пор активно используется на рынке, хотя уже известны факты, когда покупателям машин уже в России доначисляли таможенные платежи на ввезенные по серым схемам автомобили.
В ближайшее время стоит ожидать уменьшения потока ввозимых иномарок. Это связано с взлетевшим курсом долларом – в этой валюте считают таможенные пошлины. Сейчас они запредельные. Все ждут, когда курс стабилизируют.