Примерное время чтения: 8 минут
819

Взвесить «за» и «против». Оправдает ли себя система платных парковок?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Приморье № 44 01/11/2022
Пока во Владивостоке продолжают парковаться и на выделенных автобусных полосах.
Пока во Владивостоке продолжают парковаться и на выделенных автобусных полосах. / Александр Колегов / АиФ

Меньше месяца осталось до старта новой системы платных парковок вдоль дорог в приморской столице. 25 ноября в центре Владивостока заработают первые 9 парковочных зон. Ответственность за нововведения делят городская администрация и частная компания «Информационное Приморье». Но будет ли достигнута цель – оптимизация дорожного движения? На этот счёт у автомобилистов большие сомнения. Как выжить в новых правилах игры?

Разделение функций

ООО «Цифровое Приморье» было создано в 2020 г. для обеспечения региона современными сервисами в сферах безопасности, туризма, образования, транспорта. В 2021 г. компания начала готовить для Владивостока революционный проект платных парковок. В первую очередь вдоль уличной сети появились синие разметки парковок, паркоматы для оплаты, выделенные полосы для общественного транспорта. Всё для того, чтобы разгрузить дорожную сеть.

«Не верим!» – отреагировали автомобилисты в многочисленных интернет-ресурсах в духе Станиславского.

Руководитель проекта «Цифровое Приморье» Станислав Журавлёв, собрав представителей СМИ на брифинг, ответил на самые волнующие вопросы. Главное, подчеркнул он, стоит понять, что функции частной компании и администрации города разделены. «Цифровое Приморье» – инвестиционная компания, которая вложила в проект средства. Компания разместила электронные сервисы, закупила паркоматы, камеры, парк-райты для контроля за парковками, все необходимые устройства. Она же отвечает за техническую эксплуатацию и ремонт оборудования. Администрация города определяет места для парковок, время работы, размер оплаты и штрафов за нарушения правил. Между «Информационным Приморьем» и мэрией заключено концессионное соглашение.

При этом инвестор получит 85% с платы за парковку, а муниципалитет - только 15%. Другими словами, бюджету города достанется немного.

– Это единственный способ оправдать расходы и не остаться в убытке, – ответил Станислав Журавлёв. – Мы не только парковками занимаемся, реализуя в Приморье 30 информационных систем, – это умные остановки, светофоры, камеры, 12 тысяч единиц различного оборудования. Объём финансирования – от 5,27 млрд рублей.

Муниципалитет не вкладывал деньги в создание системы парковок (как это было, к примеру, в Москве), поэтому получит меньше.

Автомобилистов интересуют детали. Допустим, как без проблем оплатить парковку? Что лучше: паркоматы, специальное приложение в мобильном телефоне или номер через СМС? Почему нужно платить заранее и нельзя – постфактум? Кому платить штрафы за просроченное время на парковке? Как объехать в условиях тесных дорог разметки для общественного транспорта? Специалисты управления транспортом администрации города подробно отвечают на вопросы в публикациях на сайте мэрии.

А есть ли смысл?

Система платных парковок с разным временным периодом уже работает в нескольких городах России. Самая дорогая, но отлаженная – в Москве и СанктПетербурге. Возможно, пробки в столичных центрах никуда не исчезли, но многие автомобилисты в часы пик и других ситуациях форс-мажора выбирают общественный транспорт.

– Надо понять, для чего это делается во Владивостоке, чтобы освободить центр города от автомобилей или чтобы определённые люди на этом заработали деньги? – отозвался журналист, приехавший в Санкт-Петербург из Владивостока Сергей Соколов. – В Питере система начиналась с создания перехватывающих парковок. С масштабных исследований – сколько людей можно частично пересадить в метро, на автобусы, в трамваи? Делали ставку примерно на 30 тысяч человек, в автомобильном Владивостоке их не намного меньше.

При комфортном скоростном и доступном общественном транспорте автомобилист может периодически отказываться от поездок на авто. Так показала практика.

О развитой системе закрытых парковок во Владивостоке мечтают не один десяток лет. Но не только возле популярных мест в городе, но и возле новостроек ставить машины некуда. Как сообщили в администрации города, в центре города будут работать две плоскостные закрытые парковки с фиксированной оплатой за 6 часов: возле здания Правительства края 144 места и на Уткинской, на месте бывшего троллейбусного кольца на 62 авто. Безусловно, это капля в море!

– Первое время сервисы то работали, то не работали, приложения «выпадали», паркоматы выключались от жары или холода, – продолжил Сергей Соколов. – Но технические сбои – это полбеды. Без общественного комфортного и доступного транспорта вся история с парковками – чистая нажива для тех, кто ими будет управлять. Может ли сегодня человек проехать в часы пик от Нейбута до центра в чистом удобном автобусе за считанные минуты? Если такого нет – всё это бессмысленно…

– Да, во Владивостоке появляются новые автобусы, но утром они по-прежнему переполнены, не всегда ходят регулярно, не хватает удобных маршрутов, а вечером вовсе проблематично добраться домой, – мысленно соглашается с питерским журналистом жительница района Тихой Ольга Малышева.

– У нас в центре одни платные парковки, стоят терминалы для оплаты, – говорит автолюбитель из Нижнего Новгорода Ирина Генкина. – Они долго не работали, когда точно их запустят или уже запустили, не знаю, как и о системе штрафов. Люди стараются не ставить машины на платные стоянки и загружают дворы, к которым не подъехать. Более чётко система работает на нашей Набережной, где вовсю штрафуют.

– У нас платные парковки сформировали только в центре города, – высказывается руководитель новосибирского отделения Федерации автомобилистов России Вячеслав Аршуков. – А нужно было равномерно распределить вокруг огромных перекрёстков магистралей, возле точек притяжения, таких, как супермаркеты.

Он рассказал, что изначально автомобилисты Новосибирска идею поддерживали, но её реализация себя во многом не оправдала. К примеру, в плоскостные парковки вложены десятки миллионов рублей, выхлоп – ноль.

Последние опросы в Новосибирске показывают масштаб бедствия: 75 процентов местных жителей уверены, что платные парковки не оправдали себя, и толку от них нет, и только 12 процентов опрошенных новосибирцев увидели положительные изменения с началом работы проекта.

Обратной дороги нет?

В «Информационном Приморье» на вопрос, а если концессия не оправдает себя, отвечают – это недопустимо! Хотя многие проблемы ещё не решены. Как штрафовать нарушителей, номера авто у которых отсутствуют или специально заклеены? Ожидается, что немало бед принесут хулиганы – агрессивные и неадекватные граждане, что показывает пример разбитых умных остановок. А сколько камер контроля скорости на трассах просто расстреляны вандалами…

– Понимаем, что идём на большой риск, – отреагировал Станислав Журавлёв. – Это не значит, что можно каждый день рушить паркоматы и камеры разбивать. Найдём! Существует единая система видеонаблюдения, завязанная на ФСБ, МВД и других службах.

То, что сокращать число автомобилей необходимо, понятно, кажется, уже всем. Любой житель многоквартирного дома приморской столицы ощутил это перенаселение на себе – найти парковку во дворе нереально, ставить машину на ночную стоянку приходится на трассе чуть ли не за километр. Да и непролазные пробки знакомы каждому жителю приморской столицы. Но, чтобы пересадить автомобилистов на общественный транспорт, необходимо его предоставить. Вчера вечером на холоде и на ветру прождала своего автобуса ровно сорок минут. Едва появившееся желание отказаться от автомобиля пропало начисто.

Впрочем, многие специалисты говорят, что рынок сам всё отрегулирует. Те, кто хочет и может, будут исправно платить за парковку, а те, кто хочет и не может, будут заклеивать номера, а кто-то действительно сократит свои поездки на машине. Видя возросший спрос, автобусники обеспечат и предложение. А там, глядишь, и до прочей инфраструктуры руки дойдут – появятся перехватывающие парковки, скоростные трамваи или – мечтать так мечтать – может даже и метро. Очень хочется верить.

Комментарий власти

Надежда Телелюева, депутат Заксобрания Приморья:

– Основная задача платных парковок — это не наполнение бюджета. Основная задача – дать всем желающим возможность парковаться при регулировании этого через финансовый механизм. Сейчас ситуация напоминает известное: «кто первый встал – того и тапки», то есть кто первый доехал – того и парковка. Но парковочных мест объективно меньше, чем машин, которые хотят на них встать. Основные возражения противников платной парковки полностью обоснованы: общественный транспорт не такой комфортный, как автомобиль, больших «перехватывающих парковок», где можно на весь день бесплатно поставить машину, как бы нет. А основное эмоциональное возражение: платные парковки – это выжимание денег с населения. Отвечаю: давайте посмотрим на то, как это отразится в бюджете. Если эти деньги будут направлены на улучшение дорожной инфраструктуры, то у меня нет возражений.

Мнение эксперта

Юрий Авдеев, ведущий экономист Дальнего Востока:

– К оптимизации дорожного движения акция с платными парковками вдоль уличной сети не приведёт. Здесь совершенно иная цель: научить горожан, что в городе за парковку нужно платить. Следующим шагом на вырученные деньги должно быть строительство стационарных многоэтажных парковок. На моей памяти за последние полвека было по меньшей мере пять подходов к решению транспортных проблем города. Но беда в том, что в условиях полуостровного положения города задача ни теоретически, ни практически решения не имеет. Аппендикс лечению не поддаётся, «резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонита». Решение может быть только одно: выносить центры управления за пределы полуострова, куда сегодня реально движутся горожане и где формируется вся логистика.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах