aif.ru counter
636

Шалва Амонашвили: «Педагог без цели, что корабль без компаса»

АиФ-Приморье №16 17/04/2015
Шалва Амонашвили на семинаре.
Шалва Амонашвили на семинаре. © / кадр из youtube

Но родители, отдающие чадо в первый класс, скорее пойдут не на стандарт, а на хорошую преподавательницу Марию Петровну, о которой с восхищением говорит весь микрорайон. Учитель - вот истинный реформатор образования. В этом убеждён Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, профессор. Он побывал во Владивостоке в рамках семинаров, посвящённых оригинальной концепции гуманной педагогики. 

Погода в школе

Елена Жукова: - Шалва Александрович, вы работаете в педагогике более 60-ти лет. По идее, за это время система образования должна кардинально измениться. 

Шалва Амонашвили. Фото: кадр из youtube

Шалва Амонашвили: - Но и сегодня большинство учителей у нас - советские, ведь их обучают по старым учебникам. Бесспорно, советская школа была могущественной и сильной. Партия ставила чёткую задачу - воспитать верных строителей коммунизма. Все верили, что коммунизм будет, что ещё пару шагов, и мы окажемся в светлом будущем. И я верил, пока не стал членом Верховного совета СССР и не увидел, как идеология рушится на глазах. Прошли годы, но большинство государственных образовательных учреждений по-прежнему ограничено в новаторстве. В школах действует авторитарный подход, свобода мысли ограничивается или не поощряется. По сути, ничего не изменилось. Опросы, контрольные, тесты… За реформами мы только потеряли главную цель, ради которой учитель каждый день приходит в класс. 

- Но ведь появилось столько новых методик и возможностей обучать детей не по одной схеме! 

- Образовательные стандарты, конечно, имеют значение. Но погоду в классе создают не схемы, а личность учителя. Какой он? Добрый, отзывчивый, начитанный? Или ограниченный, озлобленный на весь мир? У первого дети будут цвести, у второго - завянут. Думаю, что у каждого в памяти остались учителя от бога и такие, кого не хочется вспоминать. Главное - не стандарты, а общение с ребёнком. Я улыбнулся, похвалил, удивился им - он уже мой. Министры не реформируют школу, они лишь играют постановлениями, учебниками, программами. В руках хорошего учителя плохие учебники и программы станут хорошими. И наоборот. 

Тишина на уроке - не тот показатель, к которому надо стремиться. Фото: Пресс-служба администрации Приморского края

- Кто для вас явился примером педагога с большой буквы? 

- Моя учительница грузинского языка и литературы Варвара Вардиашвили. Её уроки были настолько необычными, что их никто не пропускал. Она спасла меня и многих учеников, привив вкус и любовь к классике. Помню, в восьмом классе учительница попросила нас прочитать поэму «Витязь в тигровой шкуре». Весь год мы изучали только это произведение. Потом я понял, на какой риск она пошла, ведь по программе мы должны были читать оды о Ленине, Сталине… даже о Берии! Но не эти стихотворные вирши, а великая поэма Руставели стала моей спутницей на всю жизнь. Каждый раз перечитывая её, я открываю для себя новые смыслы. 

Новое поколение, старые учителя 

- Малыши - от двух до шести лет - буквально грезят школой. Но обычно на второй год учёбы многие разочаровываются. Почему так происходит? 

- Разве мы будем винить детей в том, что их ожидания не оправдались? Ребёнок хотел увидеть радостного, весёлого учителя, вместе с ним получить новый важный для него статус. А что взамен? Приказы, распоряжения: «Сели-встали!», «Почему не пишешь?». Шаблонные уроки быстро надоедают. Первоклассников убеждают: «Мы готовим вас к жизни». Но дети не готовятся к жизни, они просто живут! Тем более что сегодня они другие, не зря их называют индиго. Вот и получается, что поколение - новое, а учителя - старые. Старые не по возрасту, а по сознанию. Педагоги жалуются: ученики нынче гиперактивные, читать не хотят. А ребёнок не знает, как жаловаться на учителей. Он говорит: «Мама, давай сегодня в школу не пойдём?» 

Сначала в школе интересно всем детям. Фото: АиФ/ Вадим Кочугов

- И мама испытывает шок, начиная контролировать непослушное дитя на каждом шагу… 

- Мы должны не опекать детей, а заботиться о них. Но каким образом? Заставлять, поучать: «Не ходи, не бери, не трогай, не твоё дело!»? Такими методами можно ограничить, но воспитать нельзя. Но если у меня с сыном дружба, духовная связь, я могу ему сказать: «Сынок, не делай этого, пожалуйста». Моё слово имеет влияние, но это не приказ, а просьба. Грозить пальцем - значит угрожать. Тогда ребёнок становится подданным родителю, замыкаясь в собственных страхах. 

- А что вы посоветуете молодым учителям, которые не могут справиться с шумной оравой школьников и уходят из профессии? 

- Помню, в девятом классе к нам пришла новая учительница - молоденькая, красивая. А у нас мужская школа. Мальчишки начали петушиться перед ней, шуметь, привлекать внимание к себе. Она не стала кричать, не побежала жаловаться к директору. Уговаривала нас, а потом отошла к окну и заплакала. Мы тут же затихли, потом извинились. Я думаю, как же она мудро поступила! Но чаще мудрости нужно набираться. Во второй, в третий, в седьмой раз. И придёт успех, сначала маленький, затем большой. 

Обрести цель

- Есть мнение, что современные школьники привыкли к тестированию. Значит ли это, что Единый госэкзамен успешно прижился в нашей системе? Пошёл на пользу? 

- Когда государство берёт в свои руки образование, обеспечивая бесплатное обучение, оно обязуется отчитываться перед обществом. Но как отчитывается? Заверением в том, что дети преуспели в стандартах. Но я убеждён, что ЕГЭ - это как осколки в здоровом теле. Это формализованное явление, далёкое от истинной цели создания школы. Как сказал великий педагог Ян Коменский, «школа - мастерская человечности, гуманизма». А мы развиваем ограниченный объём знаний. Всё зависит от того, как ученик нажмёт на кнопку - случайно правильно или случайно неправильно. 

Подготовка к ЕГЭ отнимает много сил. Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

ЕГЭ, говорят, вводили для того, чтобы в школах не было коррупции. Но коррупция не ушла, появились специальные репетиторы. За большие деньги они натаскивают ребёнка на тесты, не давая целостную систему знаний. Начиная с девятого класса, все дети нацелены на ЕГЭ. Это происходит в 15-17 лет - в годы, лучшие для становления мировоззрения. Когда нужно ответить на вопросы: «Зачем я родился?», «Куда мне стремиться в жизни?». 

Но всё время отнимает подготовка к ЕГЭ, о себе подрастающему поколению подумать некогда. В итоге смысл жизни не найден. Я часто спрашиваю учителей: «Какова ваша цель? Кого вы воспитываете?» Верных путинцев? Или жириновцев? Не годится, правда? Верных строителей капитализма? Тоже не годится. 

Первые шаги в школу. А что вынесут дети, покидая её? Фото: АиФ/ Вадим Кочугов

- Может быть, воспитывать личность?

- Но личность может и разрушать, и созидать. Чего мы хотим от первоклассника? От выпускника школы? Стандартов? Результатов ЕГЭ? А если цель - в воспитании лучших человеческих качеств, таких как благородство, великодушие, гуманизм? Тогда дети вырастут  и ничего не сделают против совести. Получается, что педагог без цели, что корабль без компаса. 

После развала Советского Союза мы обрели свободу мысли, но потеряли духовность. Но мир строится не только кирпичами, но и любовью, мыслью, отношениями. Это четвёртое измерение, о котором знал Пушкин, Достоевский, Руставели. Этому нужно учить детей. Только так можно оправдать предназначение России. Понять призвание каждого человека.

Досье

Шалва Амонашвили. Родился в 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета.  С 1955 г. работал в НИИ педагогики МП Груз.ССР, с 1987 г. - гендиректор экспериментального научно-педагогического объединения МНО Грузии. С 1964 г. руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет. В 1989-1991 гг. - депутат, член Верховного Совета СССР. 

С 2001 г. - действительный член РАО. В 2013 г. награждён премией Правительства РФ. Автор многих книг, адресованных учителям и детям, а также клятвы учителя. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах