Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Примерное время чтения: 6 минут
101

Афера во имя любви. Впервые за 65 лет в Горьковке поставили Мольера

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 48. "АиФ-Приморье" №48 26/11/2025
Мольера на это сцене не видели больше полувека.
Мольера на это сцене не видели больше полувека. / Валентин Труханенко / АиФ-Приморье

Премьера комедии «Любовь и плутовство» (16+) с успехом прошла 22 ноября на сцене Приморского академического краевого драматического театра имени Горького.

Режиссёр Вадим Данцигер обратился к сюжету неувядающей французской классики – пьесе Жан-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве».

Смешной турецкий балет 

Сама по себе история создания произведения удивительна. С одной стороны, идею о новом персонаже подсказывала драматургу эпоха народившегося буржуа. Новоиспечённые богачи решили, что для полного счастья им не хватает знатного происхождения, и начали скупать титулы у обедневших дворян. При этом они с важностью изображали из себя аристократов.

Пока Мольер думал над Журденом, писал наброски, при дворце Людвига XIV случился политический конфуз. В Париж прибыла турецкая делегация, встреченная французским королём со всеми почестями. Однако заморские гости не оценили радушия Людовига, показав пренебрежение к роскоши дворца. Разгневанный король вызвал Мольера и приказал ему сочинить «смешной турецкий балет». За три дня Жан-Батист написал текст, а весь процесс репетиций занял дней десять. Когда жажда мести короля была удовлетворена, пьесу перенесли на постоянную сцену театра Пале-Рояль.

С тех пор имя Журдена стало нарицательным, а пьеса разошлась по миру в театральных постановках и экранизациях.

История многим известная и весьма поучительная. Главный герой – богатый мещанин Журден – грезит о дворянском титуле. В его дочь Люсиль влюбляется некий Клеонт, но получает от отца отказ, так как жених не благородного происхождения. Слуга юноши придумывает план – как обмануть тщеславного папашу. Знакомые актёры разыгрывают свиту турецкого султана, а загримированный сын султана, он же Клеонт, просит руки Люсиль. В итоге все будут счастливы, в том числе и обманутый Журден, посвящённый в «мамамуши».

Мольер останется Мольером

В новом сезоне на постоянную работу в театр Горького вернулся режиссёр и актёр Вадим Данцигер, которого связывают с приморским коллективом большая дружба и несколько ярких постановок, таких как «Один день из жизни Мордасова»(12+), «Женитьба»(12+), «Заповедные дали»(12+), «Эдит и её демоны» (12+) и другие.

«Люблю Владивосток, люблю театр Горького. Это сильная команда со своими традициями и мастерами сцены, а сейчас коллектив пополнился молодыми артистами, появилась „свежая кровь“, дополнительные возможности», – заметил режиссёр.

Художественный руководитель театра, народный артист России Ефим Звеняцкий на пресс-конференции после сдачи спектакля поразил фактом – Мольера на этой сцене не видели с 1965 года.

«Советская власть драматурга поощряла. Мольера сложно играть, литература предполагает возвращение в день сегодняшний. Но я принял предложение Вадима», – подчеркнул худрук.

Вадим Данцигер принялся за постановку спектакля, для начала придумав название, отличное от мольеровского, – «Любовь и плутовство».

«Мольер всегда останется Мольером. Автор – вне времени, темы, которые он поднимал в пьесах, вечны. За несколько сотен лет кареты с лошадьми поменялись на автомобили, но суть человеческая осталась прежней. Мольера невозможно переиграть, но мы постарались сделать его язык более понятным современной публике. Не уходя от эпохи, но несколько иначе расставляя акценты», – обозначил Вадим Данцигер.

По мнению режиссёра, комедия – самый сложный жанр для театра: «Всегда есть желание пошалить, главное – удержать баланс».

Люди в белом и люди в чёрном

«Роль как роль, – улыбнулся заслуженный артист России, сыгравший Журдена, Евгений Вейгель. – Герой не из старой книги, он очень современный человек, нашенский».

«Журден – душнила, и с ним по-другому невозможно», – объяснила концепцию своей роди госпожа Журден – актриса театра Ирина Кулешова.

Создатели постановки заверили – у каждого артиста по ходу действия были некие зоны для импровизаций. Французские комедии такое позволяют. 

«Но лучшая импровизация – подготовленная, – заметил актёр Михаил Чистяков, играющий влюблённого Клеонта.

Комедию украсили пластические номера, танцы, в которых было много комического. Современные ритмы музыки отлично вплелись в мольеровский сюжет. Как и много лет назад, сцены с турецкой делегацией носят гротескный характер. Розыгрыш скрыт лишь от Журдена, а все остальные ловко плетут паутину обмана во имя любви.   

Режиссёр заверил – в большинстве песен использован мольеровский текст, и только в восточном номере он состоит из тарабарщины.

«В турецкой сцене возник русский конь. Меня это смутило, но в целом – понравилось», – резюмировал Ефим Звеняцкий.

Планы художественного руководителя Ефима Звеняцкого как всегда грандиозные.
Планы художественного руководителя Ефима Звеняцкого как всегда грандиозные. Фото: АиФ-Приморье/ Валентин Труханенко

Костюмы для спектакля придумала художник из тетра Маяковского Анна Сарапанова. Индивидуальность каждого героя подчеркнула расцветка.

«Белые – благородные, чёрные – учителя, леопардовый цвет – признак безвкусия, и только Журден – разноцветный и самый замечательный», – прокомментировала художник по костюмам. Однако «люди в белом» не только горды свои происхождением, но и заносчивы и лицемерны, а «люди в чёрном» – хитры, меркантильны и изворотливы. Особенными серыми оттенками отмечены слуги – верные помощники Люсиль и Клеонта. Правда, социальный контекст Мольера сильно смягчён, в итоге получилась лёгкая, весёлая пьеса, не претендующая на глобальную борьбу с общественными пороками.

«Посмеялись, вспомнили Мольера, главное – отвлеклись от рутины», – сказала постоянный зритель театра Нина Рачковская.

Многим бросилась в глаза надпись на «фирменных» панталонах Журдена – «Абибас», намекающая на связь эпох и на то, что персонажи Жан-Батиста будут жить в веках.

Планов громадьё

В рамках пресс-конференции Ефим Звеняцкий поделился основными событиями второй половины театрального сезона 2025–2026.

Премьера спектакля «Гамлет» намечена на 30–31 января 2026 года, мюзикл «Великий Гэтсби» выйдет в конце апреля.

В середине мая откроется народный театр в селе Красный Яр – в формате уличного театра с участием коренных малочисленных народностей.

В июне коллектив отправится на гастроли в Республику Таджикистан. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах