Примерное время чтения: 9 минут
388

Актёрство – это не сумасшествие!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Приморье № 10 10/03/2022
Каждая роль – этап в жизни.
Каждая роль – этап в жизни. / пресс-служба театра им. М. Горького / пресс-служба театра им. М. Горького

Она и нежная Белоснежка, и болотная кикимора. Отважная нора из «Кукольного дома» Ибсена, коварная служанка из «Оскара», бесшабашная Катя из «Пяти вечеров». Актриса служит театру более 25 лет, оставаясь верной нашей «Горьковке». Она заслуженно любима зрителем и считает, что разные ипостаси – это актёрское счастье. 

 

Почему она не боится быть на сцене некрасивой? Правда ли, что актёры дружат с головой? Как пластика помогла сыграть падшую женщину? На эти и другие вопросы ответила актриса Приморского академического театра имени Горького Яна Мялк.

Ребёнок закулисья

– Яна, вы выросли в актёрской семье. Ваш отец – выдающийся актёр Вадим Янович Мялк. Каким вам виделся в детстве театр?

– Да, я помню театр с ранних лет, мне довелось играть детских персонажей в серьёзных спектаклях. Тогда у меня не было разделения между театром и домом. К слову, к теме семейной династии я отношусь положительно. Когда родители воспитывают ребёнка, они вкладывают в него всё лучшее, чему сами научились и что любят. Династическая приемлемость – это правильно и необходимо. Сегодня для меня дом – это дом, а театр – это другой мир. Как и многие обычные люди, я просыпаюсь по утрам, собираюсь и выхожу на работу. Выхожу в другой мир.

– А вы мечтали стать актрисой?

– Для меня это было самим собой разумеющимся. Эта данность, которая была рядом. Но дома родители не говорили о том, должна я стать актрисой или нет. Скорее они были против, зная мой достаточно мягкий характер, полагая, что это принесёт мне много трудностей. Такое отрицание привнесло некий внутренний диссонанс, но всё равно я отправилась поступать на театральный факультет. Уже в институте поняла, что период розовых очков прошёл, и началась реальная жизнь. Выбор актёрской профессии потребовал чёткого осознания.

– Вы преодолевали страх перед выходом на сцену? За годы работы в театре какие сформировались привычки, позволяющие справиться с волнением?

– Волнуются все – и молодые, и заслуженные, и народные артисты. На помощь приходит понимание того, что ты делаешь на сцене. Это порой очень непросто – понять и замысел автора пьесы про своего героя, и чего хочет режиссёр, и выйти к зрителю с большим багажом. В условиях многозадачности постепенно рождается уверенность и открытость.

– У вас удивительно разноплановая палитра ролей. С другой стороны, ваша манера игры глубоко индивидуальна. И всётаки какое амплуа для вас самое главное?

– В этом плане я счастливая: разные режиссёры видят во мне абсолютно разных героинь. Это прекрасно – реализовывать себя в разных амплуа. Допустим, я обожаю роль Белоснежки, играя её, нахожу внутри себя то, что присуще моей героине, – доброту, нежность, отзывчивость. Но я не против и похулиганить в «Золушке» – в образе одной из двух сестёр, и воплотиться в кикимору болотную… Некоторые актрисы хотят быть на сцене всегда идеальными внешне. Они боятся выглядеть слишком несвежими, старыми… в общем, некрасивыми. Я могу быть и красивой, и некрасивой, и кикиморой, и Белоснежкой. С радостью иду на смену амплуа. Так, я с удовольствием играла Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон». И дети мне верили.

Погружение в образ

– Что вы привнесли в роли второго плана? К примеру, в недавней премьере комедии «Оскар» сыграли девушку-служанку, которая стала этакой перчинкой постановки.

– В чём особенность второстепенных персонажей? Ты вступаешь в действие постоянно с новой ноги, с нового шага, часто, когда спектакль уже идёт и главные герои обозначены. И нужно сыграть свою линию, заполняя сценические пустоты. Как правило, таким персонажам достаётся немного драматургического материала. Поэтому в эпизодах фантазия постоянно работает над тем, как развить героиню, сделать масштабней.

В актёрской профессии люди дружат с головой, отработав множество ролей и оставшись в рабочем состоянии.

Что касается служанки Бернадетт в пьесе «Оскар», то, думаю, мне удалось сделать её образ приятным зрителю. Она, как и многие женщины, хочет красивой жизни, выходит замуж за барона, которого в высшем обществе дразнят прыщавым. И я немного по-своему сыграла её в финале.

– Иногда в спектаклях вы, как и другие ваши коллеги, играете сразу нескольких персонажей. Как в постановке про Юла Бриннера – «Ковбой. Король. Великолепный». Что позволяет быстро перестраиваться – от грабителя до медсестры?

– С технической точки зрения многое зависит от команды людей, которые отвечают за костюмы, реквизит, грим, они помогают стремительно перевоплотиться в другой образ. Но актёр должен всегда отдавать себе отчёт, зачем он выходит и что делает в самом маленьком эпизоде! Это не сумасшествие, а нормальная проработка своих персонажей. В актёрской профессии люди дружат с головой, отработав множество ролей и оставшись в рабочем состоянии.

– Мне очень импонирует ваша Нора в постановке по Ибсену. Запомнилась последняя сцена, когда хрупкая героиня отважно шагнула с чемоданом в зал. А для вас какие сценические образы стали ведущими, знаковыми?

– Первая роль, совершившая кардинальный переворот в актёрской судьбе, – спектакль «Пять вечеров», где я сыграла яркую и запоминающуюся роль Кати. Я благодарна Ефиму Семёновичу Звеняцкому, который доверил мне эту работу. Впервые сыграла на малой сцене – и это ужас для любого актёра, лакмусовая бумажка, проявляющая малейшие недостатки. Это тесный контакт со зрителем, и нужно добиться органичности… Одна из первых главных героинь, которую я сыграла, – Марья из пьесы «Касатка» – с отличным драматургическим материалом, песнями и танцами...

Не могу не сказать об «Анне Карениной», Даша – моя отдушина, любимая лирическая героиня, наполненная добротой, нежностью, мудростью. Норвежский режиссёр Мортен Боргерсен увидел этот образ во мне. Более того, он собрал актёрскую пару – меня и Дениса Неделько, моего мужа в реальной жизни.

– Ещё одна суперпремьера этого года – киноповесть Бергмана «Сцены из супружеской жизни», где вы сыграли Эву. Как получился этот спектакль-эксперимент?

– Я восторгаюсь нашим художественным руководителем, его умением оставаться современным человеком, не уходить в крайний консерватизм, успокоение, всезнание, высокомерие. Этот спектакль – прорыв года, интереснейший эксперимент с выносом сцены в зал, с потрясающим сюжетом. Роль моя сложная: за пять минут сценического времени нужно рассказать об Эве, которая так сильно любит избранника, что готова на всё ради этой любви.

Хочу добавить, что понимание каждой роли как очередной этап в жизни. И когда на репетиции я слышу замечание режиссёра: «Не говорите текст!», понимаю, что не пропустила слова через себя. Это бывает у многих актёров. Так важен момент погружения в образ.

– А самый интересный, на ваш взгляд, женский образ, решённый в хореографии?

– Наверное, это роль матери главной героини в спектакле «Эдит и её демоны», женщины, которая бросила свою дочь. Как показать наркозависимую, ведущую разгульный образ жизни? Пластика, рождённая из образа, хорошо вписалась в контекст роли. Конечно, есть хореография, созданная для украшения спектакля. Но даже танец ради танца всегда наполнен смыслом, как продолжение драматургии спектакля.

Никаких запретов

– Вы второй год занимаетесь возрождением народного театра в Приморском крае. Сегодня в Арсеньеве готовится постановка. Что нового привнесла эта идея в вашу жизнь?

– Этот проект действительно изменил и мою жизнь, и жизнь и моей подруги – актрисы Марины Волковой. Благодаря народному театру мы освоили профессию режиссёра, я – как художественный руководитель и Марина – как режиссёр-педагог. Режиссёр – это, прежде всего, организатор всех талантов, наших прекрасных самодеятельных актёров. И сегодня народный театр находит огромный отклик и у зрителей, и у профессионального сообщества актёров. Мы стараемся привить людям любовь к искусству, желание созидать.

– Какой вы человек вне сцены?

– Стремительный и спокойный одновременно. Я живу в быстром темпе, но стараюсь не драматизировать ситуации, а находить решения. Для меня не существует творческих запретов, всегда всё возможно. Хочу быть интересной, новой, много двигаться, прыгать, скакать…

– Мы беседуем накануне 8 Марта. Каких подарков ожидаете от мужчин? Второй половины?

– Вообще-то я полагаюсь только на себя. Не жду, когда муж принесёт золотые горы. Но жду от него… наверное, продолжения истории семейного благополучия, дружбы, теплоты. Признания: «Что бы я без тебя делал, если бы ты не помыла пол! Не приготовила обед!» Серьёзно, надо уметь хвалить друг друга за каждую мелочь. А что касается 8 Марта… У меня вечером спектакль, и я снова иду на работу!

Досье

Яна Вадимовна Мялк

Родилась во Владивостоке, окончила школу № 9, театральный факультет Дальневосточного государственного института искусств по специальности «актриса драматического театра и кино».

С 1997 г. артистка Приморского академического краевого драматического театра им. Горького.

Художественный руководитель проекта «Народные театры Приморья».

Имеет благодарности, грамоты от Минкультуры, Союза театральных деятелей России, диплом за лучшую женскую роль в спектакле «Нора. Кукольный дом»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах