В Приморье развивают новое театральное направление. Это театр зрительский театр. Здесь нет драматургов, а на сцене разыгрывают истории настоящих людей.
О новом направлении и почему такие представления набирают популярность, рассказал актёр театра и кино Борис Сазонов.
Юлия Бакай, vl.aif.ru: Что у вас обычно происходит на сцене?
Борис Сазонов: В нашем театре нет постановочных представлений, это истории настоящих людей. Конечно, всё конфиденциально, мы не разглашаем имена и какие-то чувствительные для героев реальные истории людей. Перед показом у нас нет заранее написанного сценария, мы слушаем истории и сразу же их показываем. В общем, полная импровизация, и никак иначе.
Мы играем в первую очередь образами, мыслями, у нас задействовано всё тело. Можем ничего не говорить, а только петь или повторять одно и тоже слово.
Есть такие формы, как «коридоры», где каждый рассказывает свой монолог. Есть форма «ракулы», то есть, получается, это история, формат, в котором мы играем.
- Как называется ваш театр? Как вы пришли к этому?
- Playback-театр – это новое, неклассическое направление театрального искусства. Наш Playback-театр называется «Тайник». Он существует уже больше 10 лет.
Большая часть наших актёров – это профессиональные психологи, а их выступления представляют разбор глубоких психологических проблем зрителей, которые мы показываем на сцене.
Зрители и актёры, собравшиеся в одном помещении, порой и сами не знают, что расскажут на этот раз. Многие не стесняются рассказывать истории из собственной жизни: кого-то волнует давно потерянная дружба, кто-то страдает от любви, и теперь, благодаря актёрам Playback-театра они могут увидеть себя со стороны. Это своего рода психологический метод – осознать причину своих тревог, понять себя.
Изначально, я узнал об этом от моих знакомых, увидел, что происходит в этом театре, загорелся и тоже решил попробовать себя в этом. Это был новый этап в моей жизни, мой опыт, который я никогда не забуду и буду всегда вспоминать с улыбкой на лице.
За афишей предстоящих выступлений можно следить в нашем телеграм-канале.
- Зрители оказались готовыми к восприятию неклассического театра?
- Думаю, да. Постановки пользуются неизменным успехом у зрителей. Формат, который у нас есть, это незабываемо и неповторимо. Люди плачут, проявляют свои истинные эмоции, и это очень ценно в наше время, ведь сейчас так редко встретишь понимающих и проницательных людей, которые могут выслушать в трудную минуту и искреннего помочь. Вот в этом и заключается наша работа, мы помогаем людям на сцене, а они дарят нам бурю новых эмоций и бесценный опыт.
Уже много лет говорят о смерти театра. Но он живёт. Театр является местом, где люди могут найти вдохновение, пережить новые эмоции.
Зрителям это важно. Театр способен вызывать сильные эмоции, вдохновлять и переворачивать представления о мире. Это место служит площадкой для обсуждения и освещения социальных проблем и вопросов, которые актуальны для современного общества. Через сценические произведения и спектакли, театр может поднять важные темы, вызвать обсуждение и осознание проблем, а также способствовать изменениям в обществе.
- В театре вы выступаете ещё и в качестве педагога. Что преподаёте?
- Я преподаю сценическую речь, ставлю голос, а также актёрское мастерство. Голос нужен для того, чтобы человека было слышно дальше 5 ряда. Подача голоса, как правильно говорить, двигаться, ритмика, пластика - всё вместе это актёрское мастерство.
Своим ученикам я всегда даю разные скороговорки и разминки перед представлением. Например, попробуйте сказать король-орёл под мои хлопки 5 раз. Получается? Вот видите, это не так просто, как кажется. Этому надо учиться и тренироваться. Конечно, в таком случае важно развивать артикуляцию рта, повторять несколько раз в день такую разминку - и успех будет на вашей стороне. Грамотно поставленную речь всегда приятно слушать, а особенно, когда в зале большое количество зрителей. Это важно знать каждому.
- Есть ли у вас особенные традиции, методики, которыми вы пользуетесь?
- Обычно после каждого представления мы собираемся в «Шеринг» - круг. Рассказываем свои эмоции, которые мы получили от представления.
Очень важно упомянуть, наш девиз: «Каждый человек должен быть услышан». Мы с огромным удовольствием выслушиваем как трогательные, так и позитивные истории людей. Мы через сценки это показываем, и тем самым помогаем людям проработать внутреннюю боль, обиды, разочарования. В нашем театре все друг другу не только на сцене помогают, но и мысленно. У нас есть некая связь, которая объединяет и помогает настроить друг друга на хороший лад.
- Как вы считаете, какие навыки и качества необходимы актёру для успешной работы в театре?
- Это, безусловно, владение телом, голосом, эмоциональная открытость, творческий подход.
Для того, чтобы роль вышла максимально интересной и «живой» нужно задействовать: фантазию, наблюдательность (фиксировать в своей жизни яркие события и людей), эмоциональную память (уметь вспомнить пережитое, нужное чувство), уметь управлять своим вниманием (концентрироваться на партнёрах, игре, сцене).
Ну а самое главное, по моему мнению — это жизненный опыт и гибкость. Если есть вещи, о которых ты просто не знаешь, то сыграть ты это не сможешь, либо сыграешь так, что тебе никто не поверит. Нельзя забывать и про актёрское мышление. Оно сильно отличается от стандартного. Это обязательно внимание, концентрация, постоянный анализ.