Примерное время чтения: 6 минут
483

Демон под номером 13

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Приморье № 26 29/06/2021
Выставка рождает замечательные идеи для детских квестов.
Выставка рождает замечательные идеи для детских квестов. / Сергей Кирьянов / АиФ

Выставка «55 историй. Что мы храним» открылась в Приморской государственной̆ картинной галерее. Необычная экспозиция подготовлена специально ко дню рождения галереи в рамках традиционной «Недели премьер». Впервые в одном зале представлены произведения искусства, которые трудно объединить тематически — они из разных стран, разных веков, разных стилей и направлений. Но за каждым предметом скрывается интрига, авантюрная история, напоминающая, порой детектив.

Роза цвета неба

Материалы по каждому произведению собраны в папки «Дел» - от первого до 55 номера. Они доступны для изучения всем посетителям.

«Хранить постоянно!» — надпись - оттиск повторяется в каждой папке «Дел» галерейных предметов новой выставки. Это значит навечно, на века. Сколько усилий необходимо приложить, чтобы создать условия для сохранности! Сколько кропотливой работы реставраторов над каждым дюймом картины или скульптуры! Как говорит куратор проекта, кандидат искусствоведения Наталья Левданская, «Дел» могло быть гораздо больше. Задумано - 55, ведь именно столько лет исполнилось картинной галерее.

— Мы хотели показать, что храним массу уникальных произведений искусства, —подчеркнула Наталья Левданская. — С ними связаны истории, которые не доходят до зрителя.

Работы Марка Шагала показывали во Владивостоке в то время, когда в стране творчество художника было под негласным запретом. Москвичи, побывавшие в галерее, испытывали культурный шок.

Дело No 38 проливает свет на тайну «Портрета графа Толстого», написанного в 1900 году. Надо сказать, писателя всегда пытались изобразить как-то оригинально, вот и художник Сергей Ханзин отличился. Когда он впервые показал Толстому картину, тот сначала не понял сути. При внимательном рассмотрении портрета стало очевидно, что чистым осталось только лицо Льва Николаевича, всё остальное — волосы, борода, усы и блуза исписаны мелким шрифтом.

Художнику удалось на небольшой площади полотна уместить главу повести «Крейцерова соната». Это стиль шрифтового или словесного портрета, выполненного способом фототипии. Позже родилась серия других портретов писателей, испещрённых мелкими буквами.

— На выставке мы показали картину российского живописца Анатолия Никича-Криличевского «Розы для космонавтов», — продолжает Наталья Левданская. — На взгляд искусствоведов она очень необычна, в ней применяется редкое сочетание контрастного синего и коричневого цветов. Были предположения, что это связано с темой космоса, поэтому изображены такие фантастические голубые розы. Однажды мы получили письмо из Польши от приёмной дочери художника. Выяснилось, что она подарила ему платок такой необычной расцветки, с неземными цветами, и эта вещь будто полностью перешла на картину. Там же изображена подаренная ею открытка, где, по мнению художника, хорошо передан цвет итальянского неба. Открылись тайны, о которых мы и не подозревали.

Кружки для усачей

Обращает на себя внимание старинная скульптура, она была передана галерее в 60-е годы музеем имени Арсеньева. Как утверждают исследователи музея Востока, произведение искусства относится к X веку, и это китайская богиня милосердия и справедливости Гуаньинь. Богиня находится в плохом состоянии и требует реставрации.

Интересна и судьба японского стула, подаренного городу во время Конгресса красных профсоюзов стран Тихоокеанского бассейна предположительно рабочими Йокогамы. Несмотря на европейскую форму, стул украшен характерной для востока резьбой с особенной символикой.

На выставке представлена музейная коллекция фарфора, напоминающая, что в Приморье было развито керамическое производство, два фарфоровых завода работали во Владивостоке и в Артёме. В галерее хранятся подлинные шедевры, созданные руками мастеров, они признаны на крупнейших российских и зарубежных выставках.

— Есть среди этого фарфора и совершенная уникальная сама по себе серия, — отметила куратор. — Мало кто знает или помнит, что в СССР выпускались кружки для усатых мужчин.

«Дела» рассказывают о картинах, с которыми связаны события. Так, «Портрет брата Давида с мандолиной» Марка Шагала, был передан из московских музеев в далёких 30-х годах. На долгие годы творчество Шагала было забыто, первый официальный показ его работ состоялся в Москве в 1989 году.

— Во Владивостоке его картина демонстрировалась с 70-х годов, приезжие гости, ценители искусства испытывали шок, — добавляет директор галереи Алёна Даценко. — В 2014 году полотно отправлялось во Флоренцию, где участвовало в экспозиции «Марк Шагал: ретроспектива 1908-1985».

Хранит секреты и батальное полотно Юрия Репина «Тюренчен. В славной смерти — вечная жизнь», посвящённое подвигу русских солдат 11-го Восточно- Сибирского стрелкового полка в период русско-японской войны.

— Юрий — сын выдающегося художника Ильи Репина, — поясняет искусствовед. — Батальная сцена создана по заказу императрицы, Марии Фёдоровны. — На раме выписаны имена всех, кто принимал участие в сражении. Это сделано с такой точностью, что можно разобрать, где и какой человек на картине изображён.

Хранится в галерее модель памятника Суворову, что был установлен в Москве на площади Коммуны в 1982 году. Её автор — известный скульптор Олег Комов, и модель, переданная Владивостоку, была исполнена первой. 

Вернувшийся шедевр

«Дело No 38» повествует об удивительной судьбе рисунка знаменитого русского художника Михаила Врубеля «Демон летящий». До 1945 года он находился в музее имени Арсеньева, откуда был похищен. Поисками занимались сотрудники Владивостокского уголовного розыска, но следов пропажи не обнаружили.

— Прошло 60 лет, — рассказывает Наталья Левданская. — В 2005 году во Всероссийский научно- реставрационный центр имени Грабаря на экспертизу поступил рисунок «Демон летящий», якобы выполненный Михаилом Врубелем. Эксперты выяснили подлинность рисунка, и то, что он «прописан» в фондах Приморской государственной картинной галереи, но непостижимым образом «добрался» до столицы. Картина была возвращена во Владивосток.

Но «Демон» — лишь часть криминальной истории. В акте о пропажах картин значится — с 1930 по 1945 годы из экспозиции музея имени Арсеньева бесследно исчезли 22 произведения, среди них - шедевры Шишкина, Поленова, Кандинского, Серова, Айвазовского. «Демон летящий» в чёрном списке потерь числился под номером 13. За халатное отношение к «народному достоянию» в сталинские времена могли рас- стрелять. Но дело замяли.

К слову, выставку «55 историй. Что мы храним» можно изучать до самого октября. В её рамках проводятся экскурсии, детские квесты.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах