126

Драма, импровизация, фантазия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Приморье № 16 21/04/2021
Зрители втягиваются в действие, становятся участниками.
Зрители втягиваются в действие, становятся участниками. / Фото Сергея Кирьянова. / АиФ

Известная постановка получила второе рождение

РЕЧЬ ИДЁТ О МУЗЫКАЛЬНОМ СПЕКТАКЛЕ «СТЕБЛИ НОТ РАСЦВЕТАЮЩИХ», КОТОРЫЙ РАНЕЕ ПРОХОДИЛ В МУЗЕЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ, ЗАТЕМ В ГОЛУБОЙ ГОСТИНОЙ ПУШКИНСКОГО ТЕАТРА, А В ЭТОМ ГОДУ ЕГО ПОКАЗАЛИ В ЗАЛЕ-СЕЙФЕ ПРИМОРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ. В ОСНОВЕ СЮЖЕТА – ИСТОРИЯ СЕМЬИ ВЛАДИМИРА АРСЕНЬЕВА, СУДЬБА ЕГО ТАЛАНТЛИВЫХ СЕСТЁР – КАПИТОЛИНЫ И МАРИИ.

Как бывший банковский сейф перенёс публику в другую эпоху? Почему зрители стали участниками спектакля? Как возникла пьеса – воображаемый философский диалог? На эти и другие вопросы ответила филолог, сценарист и постановщик спектаклей о Владимире Арсеньеве Юлия ЯРОЦКАЯ.

 

ЗРИТЕЛЬ ТОЖЕ УЧАСТВУЕТ!

 – Юлия Александровна, как родилась идея играть спектакли об Арсеньеве именно в зале-сейфе Приморской картинной галереи?

 – В 2019 году в этом зале я посетила выставку античных украшений из коллекции Эрмитажа. Тогда и подумала, что банковский сейф может стать оригинальным и эффектным сценическим пространством. Комната поражает воображение, и когда зрители туда заходят, то попадают в необыкновенную театральную обстановку.

– Банковский сейф, где раньше хранили ценные бумаги… и вдруг выставки, спектакли. Это ли не парадокс?

 – Здание, где расположен подземный сейф, было построено в дореволюционную эпоху и сохранило признаки старого времени. Зритель спускается по узким витым лестницам в полумрак, и это создаёт романтическую атмосферу. Сотрудники галереи талантливо преобразили и улучшили это место. Зал-сейф переключает людей, будто перебрасывая их в другую эпоху. И, конечно, там замечательная акустика. Напомню, что спектакль камерный, поэтому предназначен для небольшого количества людей.

– «Стебли нот расцветающих» – спектакль-импровизация. В чём особенность замысла?

 – Известно, что Владимир Арсеньев вырос в очень музыкальной семье. В конце XIX века в среде петербуржской интеллигенции было принято приглашать на праздники тапёра, но Арсеньевы не приглашали, потому что дети сами умели играть на музыкальных инструментах. Две сестры путешественника стали оперными певицами. Исследуя документы – письма, воспоминания, я постепенно выстроила картину музыкальной линии семьи. Сложился праздничный спектакль. Зритель попадает в дореволюционную обстановку, гостиную, где поют, танцуют, где-то героям весело, где-то грустно. Звучат романсы и арии, которые пели на домашних концертах и в оперных театрах. И они связаны с судьбами неординарных талантливых личностей. Так, сестра путешественника Мария Арсеньева – хрупкий петербургский соловей, заброшенный на чужбину. Изюминка спектакля в том, что сами зрители в нём участвуют, в этом и заключается импровизация.

– Как это происходит?

– Спектакль играется на расстоянии вытянутой руки. Вначале приходит публика, потом внезапно появляются персонажи и обращаются к ней. Зрители втягиваются в действо, начинают на полном серьёзе вмешиваться в процесс. Так, в сцене ссоры девушек мужчина из зала разнообразил постановку репликой «Ну что вы обижаетесь?», пытаясь помирить героинь. Зрители танцуют вместе с актёрами, подпевают им песни, простые для исполнения. Зал помогает создать атмосферу семейного вечера – очередная выставка служит декорацией, а на электрическом пианино играет почитаемый маэстро – Леонид Букин.

ПРИСУТСТВИЕ ДОКУМЕНТА

 – Сегодня в репертуаре театра «Дом Арсеньевых», художественным руководителем которого является заслуженный артист РФ Александр Запорожец, три спектакля. «Ожог от лепестка», «Стебли нот расцветающих», «Неведомый друг мой». Как начинался этот творческий проект?

– Я долгое время занимаюсь исследованием биографии и литературного наследия Владимира Арсеньева. Находила много интересных материалов в фондах музея Арсеньева, в государственном архиве. В 1997 году во Владивостоке открылся мемориальный дом-музей семьи Арсеньева. У Александра Ивановича Запорожца возникла мысль – проводить в музейной обстановке театральные программы. Так постепенно идея спектаклей в гостиной дома-музея начала воплощаться в жизнь.

– Спектакль «Ожог от лепестка» потряс публику драматической историей второй жены путешественника Маргариты Арсеньевой. Почему вы выбрали эту героиню?

 – Хотелось рассказать об уникальной, аристократичной, умной и изысканной женщине, чья жизнь пришлась на изломы XX века и трагично завершилась. В основу пьесы легли документальные материалы, письма и воспоминания Маргариты и хорошо знавших её людей. Я выбрала самые важные, знаковые моменты её жизни. В этом спектакле нет фантазии. Он отражает главную особенность музейного театра – присутствие в нём документа.

Надо сказать, что пьеса «Ожог от лепестка» создавалась специально для актрисы Марины Волковой, которая великолепно сыграла очень сильную женскую роль. Это очень серьёзная работа, построенная на гармонии внешнего и внутреннего. А исполнитель роли Арсеньева Сергей Гончаров имеет действительно некое сходство с персонажем, и он играет Владимира Клавдиевича в двух спектаклях. В «Ожоге» участвуют и молодые талантливые актёры – Константин Суворин и Татьяна Иванашко.

ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ

– Расскажите о спектакле «Неведомый друг мой».

 – Эта пьеса построена в форме диалога Владимира Арсеньева и Михаила Пришвина. Известно, что писатели познакомились в Подмосковье, переписывались. «Неведомый друг мой» – цитата из дневника Пришвина, она относится к его воспоминаниям о революционном времени. Так и назвали спектакль, где ни одного придуманного слова, только цитаты писем и произведений. Получился воображаемый диалог почти ровесников: о первых экспедициях, на русский Север – у одного и в Уссурийскую тайгу – у другого, о любви, творчестве, о смутных днях. Здесь, в Приморье, в реальной жизни они не увиделись, Пришвин приехал уже после смерти Арсеньева. И поэтому «Неведомый друг мой» – это спектакль-фантазия. Когда встречаются Пришвин и Арсеньев, их жёны – Маргарита и Валерия. Хронологически такого не могло быть. Но фантазия не опрокидывает того, что было в жизни. Все слова, которые говорили эти писатели, верны.

Для примера, в повести Михаила Пришвина «Женьшень» столько художественного вымысла! Понятно, что писатель никогда не жил на фанзе у китайца и не участвовал в Русско-японской войне. Но в повести есть отсылки к творчеству Арсеньева. Этих людей очень много связывало. Добавлю, что в спектакле играют актёры Сергей Гончаров и Сергей Коврижных, роли жён исполняют солистки Приморской сцены Мариинского театра – Мария Христофорова и Елизавета Сенаторова.

– Сложно было писать сценарии к спектаклям?

 – Если говорить о постановке «Стебли нот расцветающих», над ней работать было безумно интересно. В воспоминаниях о семье Арсеньева звучит много названий музыкальных произведений, даже говорят о любимых романсах Арсеньева, народных песнях, что пели солдаты во время походов. Были и расхождения. Одни считали, что Арсеньев обладал лирическим тенором, другие – роскошным баритоном. В «Ожоге от лепестка» главной задачей было соединить документальность и драму. Пожалуй, самый сложный сценарий – к спектаклю «Неведомый друг мой», так как нужно было построить диалог из разных источников.

 – А можно ли подвести жанровую основу к вашим пьесам?

 – Мы живём во времена глобального синтеза, эклектики. В современной театральной постановке порой очень трудно определить конкретный жанр в чистом виде. Все три спектакля музыкальные. «Ожог от лепестка» – драма, про «Стебли нот…», как я уже сказала, импровизация. «Неведомый друг мой» скорее философский диалог.

 – Какие отзывы вы получаете от зрителей?

 – Долго аплодируют, благодарят. Отмечают, что «Стебли нот расцветающих» по-новому раскрылись в зале-сейфе. Хорошие отзывы о «Неведомом друге», нравится актёрский квартет. Ну и «Ожог от лепестка» всегда будоражит душу, спектакль проходит на эмоциональном накале, вызывая живые слёзы. Уровень развития образованности владивостокской публики высокий. К слову, в следующем году мы отметим юбилей Владимира Арсеньева. Надеюсь, театр «Дом Арсеньева» продолжит радовать публику как полюбившимися, так и новыми постановками.

– По-вашему, почему сегодня молодым людям необходимо знать об Арсеньеве?

– В первую очередь им нужно читать его книги. Когда-то произведения исследователя и писателя изменили моё мировоззрение. Существует неразрывная связь времён. Здорово, когда мы ощущаем себя частью большой истории. Каждая русская летопись начиналась с Сотворения Мира. Жизнь Арсеньева вписывает нас в историю Приморья.

Досье

Юлия Александровна ЯРОЦКАЯ родилась во Владивостоке. В 1980-е годы окончила бывший ДВГУ, факультет филологии, аспирантуру. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Творчество Арсеньева. Специфика научно-художественной системы». Автор монографии, статей об Арсеньеве, ряда творческих образовательных музейных проектов. Преподаёт в ДВФУ историю русской литературы XVIII, XIX, ХХ веков.

У зала-сейфа Приморской картинной галереи – особенная театральная аура. Зритель попадает в дореволюционную обстановку, гостиную, где поют, танцуют, где-то героям весело, где-то грустно.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах