Поставленный в рамках проекта «Владивосток. Ожившая история» спектакль «Михаил Янковский. Легенда и наследие» посвящён жизни предпринимателя и натуралиста, исследователя Уссурийского края, одной из легендарных личностей своего периода.
Человек времени
Биография Михаила Янковского прямо связана с бурными событиями середины XIX века, затрагивавшими не столько Приморье, сколько европейскую часть Российской Империи и её окрестностей.
Сам Янковский – выходец из польской дворянской семьи, имевшей древнюю историю, корнями уходящую во времена шведского «Потопа», описанного известнейшими литературными деятелями, в частности Сенкевичем, и впоследствии романтизированного и политизированного в истории Польши. До сих пор память о фамильном замке, жалованном предкам Янковского – роду Новина (Nowina) польским королём, хранится в исторических документах и современных реконструкциях вместе с богато детализированным фамильным гербом, каждый элемент которого посвящён совершённым предками Янковского подвигам.
Сам Михаил уже с молодости отличался от сверстников аналогичного происхождения хотя бы тем, что получил образование в новом в то время землеустроительном институте. Тогда же – в студенческие годы связался с революционными студентами, за что был неоднократно арестован и в конце концов сослан на каторгу в Сибирь. Получив помилование от российского императора, восстановить свой дворянский статус уже не смог и остался в России, отправившись дальше на российский восток.
Оказавшись на территориях современного Приморского края, Янковский активно занялся его освоением. Изучал природу, копал золото, разводил лошадей, пытаясь вывести новую породу. Прославился как учёный-исследователь и предприниматель.
Постановка спектакля о жизни Михаила Янковского оказалась непростой и интересной задачей для творческого коллектива.
«Он основан на письменных документах потомков Янковского: мемуарах и переписке, собственных историях и выдуманных событиях, завещании самого Янковского и архивных материалах Общества изучения Амурского края. Сначала я имела в голове одну картину – первый вариант спектакля был похож на романтическую пьесу со стихами польских поэтов-романтиков Словацкого, Мицкевича, но со временем спектакль сильно изменился, и, посмотрев репетиции, я обнаружила, что увиденное мне очень понравилось. Получилось смешение рассказов о Янковском с работами учёных – краеведов и историков»,– рассказала автор пьесы Милана Маркевич.
«До начала работы над спектаклем я ничего не знал про Янковского, поэтому попросил пьесу. Прочитав, сказал: в ней нет конфликта и нечего ставить. Это хорошая литература, но плохая пьеса. Но директор Пушкинского театра ДВФУ Александр Вовненко настоял на том, чтобы мы начали работать. И мы начали. В итоге получился хороший текст, который я бы рекомендовал для постановки и другим театрам», – рассказал режиссёр Герман Авеличев.
Биография Янковского обросла байками и легендами так, что невозможно отделить одно от другого.
«Я увидела на сцене идею Германа Авеличева, и оказалось, что это не просто про любовь, когда женщины в зале сидят с потёкшей тушью. Спектакль полон иронии и юмора и даже где-то гротеска. И от этого мне стало очень легко, особенно после серьёзных и даже трагических спектаклей про Даттана и Арсеньева», – отметила Милана Маркевич.
Реконструкция
Спектакль, как и два предыдущих – об Адольфе Даттане и Владимире Арсеньеве, не предполагает масштабных сцен и большого количества актёров на сцене. Главные персонажи – «внук» и «внучка» Янковского в исполнении Юлианы Белаш и Сергея Коврижных. У героев нет имён, и это сознательное решение авторов. Хотя настоящие их имена известны, это Валерий Юрьевич Янковский и Виктория Юрьевна Янковская. И они, и их потомки тоже жили в сложные времена, и их жизнь была полна событий, в том числе трагических.
«Истории жизни Михаила Янковского рассказаны Валерием Юрьевичем и Викторией Юрьевной. Они звучат как легенды, мы не можем проверить, насколько они соответствуют истине. Поэтому, помимо их дневников и стихов, я обратилась и к другим источникам — завещанию Михаила Ивановича, его статьям, работам», – объяснила Милана Маркевич.
«Насколько я должен быть достоверным в рассказе об исторической личности? Спектакль – это всё-таки литературное произведение. А биография Янковского обросла байками и легендами так, что невозможно отделить одно от другого. Спектакль – размышление о личности через оставивших воспоминание потомков. И он отличается от всего, что делал раньше. И это интересно. Мы отмели всё наносное и нашли человека», – задаётся вопросом режиссёр.
«Наш спектакль «Михаил Янковский. Легенда и наследие» – это не классический байопик – биографическое произведение, как история про Даттана и Арсеньева. Речь о конфликте наследия и наследников. В том числе про всех нас – как мы распоряжаемся тем, что получаем в наследство, что с ним делаем, особенно с вот таким масштабным», – отметил директор Пушкинского театра ДВФУ Александр Вовненко.
«Я вжилась в роль настолько, что и вне сцены продолжаю думать о себе как о персонаже пьесы – той самой внучке. Думаю: почему тётя покончила жизнь самоубийством? Как случилось, что дед и отец при величайших заслугах закончили свои дни в лагере?», – рассказала актриса Юлианна Белаш.
В наследии Янковского есть и другие вопросы: почему не сохранились результаты его работ по выведению местной породы лошадей? Почему пришла в запустение усадьба Янковского? Что случилось с домом Янковских в Корее?
Отдельный вопрос – что более важно в биографии самого Янковского – его легендарные предки, многовековая история семьи и наследие в Европе или революционная деятельность и тяжёлый путь каторжанина в Сибири? А может быть, факт того, что, появившись на Дальнем Востоке России практически голым и босым, Янковский смог запустить множество проектов, оставивших след в истории и науке, а может быть, и в судьбе этой земли. Авторы и участники постановки обещают дать ответ на них в последних фразах спектакля.
А для интересующихся в фойе Пушкинского театра ДВФУ будет работать выставка, посвящённая Михаилу Янковскому, на которой с основными деталями его биографии и с настоящими реликвиями смогут познакомиться все желающие.