В последнее время много говорят об открытии представительства Эрмитажа во Владивостоке. Коллекции и шедевры художественного музея номер один украсят приморские залы.
Проект воодушевил творческие круги края: есть надежда приблизиться к мечте – стать культурным центром Азиатско-Тихоокеанского региона. Своим опытом с приморскими коллегами делятся мастера из Петербурга: чем дальше от центра, тем меньше реставраторов. Специалистов, работающих в направлении масляной живописи, на весь край всего трое. В гостях у «АиФ - Приморья» побывала представитель штучной профессии Анна КОЛМЫКОВА.
Ручная работа
- Реставраторами рождаются или становятся?
- К непопулярной специальности я шла как-то непоследовательно. Сначала получила техническое образование по «конструированию швейных изделий». Потом меня осенило вдохновение, и я пошла по творческой стезе. Окончила Владивостокское художественное училище, работала в филиале Приморской картинной галереи. Руководящая работа скоро наскучила, я поняла, что мне хочется что-то делать руками. Касаться картин, помогать им жить дальше. Под своё крыло меня взяла легендарная женщина - Светлана ПЛЕШИВЦЕВА, художник-реставратор первой категории. Она была единственным реставратором при галерее с 1967 г. Уникальную мастерскую создала своими силами. Несколько раз я ездила на стажировку в Москву, в том числе в знаменитый центр имени академика ГРАБАРЯ.
- Помните свою первую отреставрированную картину?
- Учебная работа неизвестного художника XVIII века называлась «Девушка с косой». У неё было несколько прорывов, утрата красочного слоя, деформированный подрамник. На живописной красавице я освоила азы профессии: профзаклейку, дублирование и т. д.
- В каких случаях приходится прибегать к дублированию?
- Когда картина имеет множество прорывов и утрат. Или если произведение имеет толстый красочный слой, а холст тонкий - не соблюдено технологическое равновесие. Со временем холст не выдерживает, появляется кракелюр (трещины краски или лака. - Авт.). Тогда с оборота на авторский холст наклеивают дополнительно новое, предварительно подготовленное полотно. В дело идут специальный рыбий клей, шпатель, попеременно тёплые и холодные утюги. Профессия реставратора полна тонкостей, нюансов…
- Приходилось восстанавливать работу почти из небытия?
- Считается, что, если 50% картины утрачено, об авторской живописи уже говорить не приходится, произведение переходит в категорию исторического объекта, который хранится в фондах в консервированном виде. Я помню, как Светлане Плешивцевой удавалось виртуозно устранять аварийные ситуации. Каким-то чудом был восстановлен натюрморт Фёдора БАРЗЕНКОВА. Когда картину принесли в мастерскую, она напоминала ветошь. В данный момент мне интересно реставрировать полотна Ивана ШТУККЕНБЕРГА - известного приморского живописца ХХ века, капитана дальнего плавания. Один из холстов под воздействием воды усел, красочный слой поднялся «домиками». Спасаю пейзаж «Уссурийский залив».
- Заметила, что одна из масштабных работ галереи - «Геркулес бросает юного Лихаса в море» - покрыта видимыми трещинами… Ничего нельзя сделать?
- В XIX веке художники щедро использовали так называемую битумную краску на основе асфальта, она стала причиной того, что на картине появились масляные разрывы. Как с этим бороться - пока не придумано. Кстати, не только вы, многие посетители замечают швы, трещинки. Приходится объяснять.
Регресс с прогрессом
- Современные художники соблюдают технологические процессы?
- Они гораздо менее требовательны к технологической подготовке, чем их предшественники. И если в прошлом веке качественные материалы были в дефиците, то сегодня - слишком дорогое удовольствие. Но есть творцы, которые стараются сделать всё по высшему разряду.
- Реставраторы работают по старинке или всё-таки следуют новым технологиям?
- Мы довольно консервативны. К примеру, долгое время использовали натуральные клеи. Один из популярных – рыбий клей, он делается исключительно из пузырей осетровых пород. Страшно дорогая вещь! Сегодня постепенно переходим на синтетические материалы. Внедрили в процесс клей ПВБ, который может соединять огромные прорывы на картинах. В реставрационных исследованиях применяем ультрафиолетовую лампу. Довольно точную диагностику даёт микроскоп.
- Так он когда ещё был изобретён!
- Современный электронный сканирующий микроскоп позволяет сделать фотофиксацию, определить состав используемых красок. Правда, в нашей галерее такого пока нет. Но кому-то новейшее оборудование доступно, к примеру, реставраторам Эрмитажа.
- Недавно реставраторы из Петербурга провели мастер-классы…
- Трудно переоценить практическое значение этого события, впервые к нам приехали специалисты высочайшего уровня. У нас была возможность прийти к мастерам с нашими галерейными работами. Например, с картинами неизвестных авторов. Мы долго бьёмся над тайной одного портрета молодого человека. Сначала предполагали, что он написан голландским художником. Потом выяснилось, что на персонаже – итальянский костюм. Реставраторы из Эрмитажа подсказали нам, какие компьютерные программы могут расшифровать подпись к картине. Мы увлеклись этим исследованием и надеемся, что разгадка не за горами.
На волне Эрмитажа
- Когда откроется отделение Эрмитажа, ему будут нужны реставраторы из местных?
- Возможно, наши навыки понадобятся в экстренных, аварийных случаях. Есть много важных мелочей, от которых зависит состояние шедевра. И если живопись везут за тысячу километров, нужно уметь с ней трепетно обращаться. Распаковать – целая премудрость. Для того чтобы картина прошла акклиматизацию, она должна постоять в упаковке ещё сутки. Резкий перепад температуры и влажности может травмировать произведение.
- У Приморской картинной галереи одно главное здание – на Алеутской, есть филиал на Партизанском проспекте. Не тесно?
- Нехватка площадей - серьёзная проблема, мы рассчитывали, что нам отдадут вторую половину помещения на Алеутской, но, увы, этого не случилось. Работы хранятся в фондах в довольно стеснённых условиях. А как мы мечтаем об отдельном зале для произведений дальневосточных авторов! С другой стороны, в 2014 г. в галерее закончился длительный ремонт. Модернизируется фондохранилище, наконец-то сделали систему кондиционирования, приобрели увлажнители. Спасибо, что крыша не протекает! После десяти лет состояния моральной подавленности мы счастливы. Но, пока не было возможности показывать произведения галереи в полном объёме, выросло целое поколение детей.
- В Эрмитаж очередь, а у нас - редкие посетители…
- Большинство региональных художественных музеев посещают мало. Наверное, вкус должны прививать ребёнку родители. К сожалению, ушла в прошлое культура семейных посещений музея. Многие сетуют на занятость, усталость. Но разве галерея - не лучший способ убежать от суеты, стресса? Замечено, что в этих стенах даже время течёт по-другому. Никакое видео из Интернета не заменит общения с картиной. Масштаб, объём, колорит… Эффект потрясающий.
- С появлением Эрмитажа ситуация переломится?
- Мы надеемся, что бренд мирового музея привлечёт новых посетителей.
- А как воспринимают произведения искусства реставраторы?
- В первую очередь мы видим состояние сохранности: заплаты, трещинки, тонировки, «поехавший» подрамник… В этом, наверное, минус нашей работы - художественное значение шедевра уходит на второй план.
Елена ЖУКОВА
ДОСЬЕ
Анна Геннадьевна Колмыкова родилась во Владивостоке в 1974 г. Окончила Дальневосточный технологический институт, (ныне ВГУЭС), кафедра «Конструирование швейных изделий», Владивостокское художественное училище. С 2003 г. работает в Приморской государственной картинной галерее, с 2005 г. осваивает навыки реставрационной работы. 2010-2015 гг. - стажировки во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. Грабаря, курсы повышения квалификации в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, участие в научно-практических семинарах музеев страны.